Вы здесь
Как война в Газе поставила израильских арабов перед сложным выбором
После резни 7 октября и последовавшей полномасштабной операции ЦАХАЛ в секторе Газа израильские арабы, составляющие порядка 20% населения Израиля, оказались в сложной ситуации. Соплеменники в Газе ждут от них поддержки, а Израиль - лояльности.
При этом израильские власти опасаются внутренних провокаций и взяли арабскую общину под особый контроль.
«Аресты, допросы, увольнения, исключения из колледжа – арабские граждане становятся объектами преследований со стороны служб безопасности Израиля и даже собственных коллег, что грозит разорвать хрупкие нити, объединяющие израильское общество», — пишет левая газета Haaretz.
Значительная часть израильтян возражает на это, что многие израильские арабы не скрывают своей радости от устроенного ХАМАС кровопролития, и не надо считать их жертвами произвола.
Действительно, в первые две недели войны в Израиле были арестованы десятки израильских арабов за откровенно пропалестинские посты в соцсетях.
Среди них есть инфлюэнсеры с большим числом подписчиков, как, например, певица Далаль Абу Амна из Назарета. Власти Израиля опасаются, что накачивание соцсетевой аудитории приведет к новому всплеску насилия со стороны арабских граждан страны.
Подобный сценарий уже имел место в мае 2021 года, когда на фоне очередного обострения израильские арабы пошли громить соседей-евреев и инфраструктуру городов.
Но сейчас ключевое слово «война». Сейчас все по-другому.
«Пусть попробуют поджечь хотя бы урну», — лаконично говорит Эзра Х., водитель из Рамле, города в центре страны, где проживет одна из самых крупных арабских общин в Израиле.
Кроме того, в феврале этого года парламент Израиля принял законопроект, позволяющий лишать израильского гражданства или вида на жительство лиц, подозреваемых в террористической деятельности, подстрекательстве к ней и/или финансируемых властями Палестинской Автономии.
Вторым этапом предусмотрена депортация этих лиц на палестинские территории или в любую страну, готовую их принять.
Пока новый закон не был применен, но мало кто сомневается в готовности Израиля его применить после трагедии 7 октября.
Какие настроения преобладают среди израильских арабов? И как отличается нынешняя ситуация от предыдущих обострений?
2 миллиона израильских арабов
По последним даным, численность израильских арабов составляет около 2 млн человек. Это примерно 20% от общего населения Израиля в 9,3 млн.
9% арабской общины - арабы-католики, остальные исповедуют ислам.
Большинство называет себя палестинцами, почти у каждой семьи есть родственники в секторе Газа или на Западном берегу реки Иордан.
Часть общины проживает в сугубо арабских населенных пунктах, часть - в смешанных городах и деревнях, где тесно пересекается с израильтянами-евреями. Большинство свободно говорит на иврите.
Сотни мусульман (не считая бедуинов) ежегодно изъявляют желание служить в Армии обороны Израиля, хотя они освобождены от обязательной службы. В 2020 году их число превысило 600 человек.
Израильские арабы имеют равные с еврейским населением права, социальную защиту и доступ к здравоохранению.
Они обладают правом голоса с первых выборов, проведенных в 1949 году, активно пользуются этим правом, и в парламенте их интересы представляет целый блок арабских партий.
В отличие от большинства жителей палестинских территорий, не имеющих паспортов ни одной страны, израильские арабы свободны в передвижениях по миру и внутри Израиля.
Им есть что терять, но дело, как оказалось, не только в этом.
Три истории
Израильские арабы разделились на три условные группы: поддержавшие ХАМАС, поддержавшие Израиль и те, кто сначала поддержал ХАМАС, но потом ужаснулся действиям боевиков 7 октября и в данной конкретной ситуации симпатизирует Израилю, но в целом поддерживает борьбу палестинского народа.
Это необычная ситуация. Во времена прежних обострений арабская община Израиля единым фронтом вставала на сторону соплеменников на палестинских территориях с уже привычным нарративом об Израиле-агрессоре.
Но картины жестокости ХАМАС, наводнившие прессу и соцсети, заставили дрогнуть многих израильских мусульман.
В мае 2021 года Лод пылал.
Это город в 20 километрах от Тель-Авива, там находится крупнейший международный аэропорт Израиля «Бен-Гурион», и это самый арабский из центральных израильских городов.
Израильские арабы составляют здесь около 30% от общего населения (примерно 82 тыс. жителей).
Тогда – на фоне военной операции ЦАХАЛ в Восточном Иерусалиме – арабы Лода схватились за ножи. В сводках из города сообщалось о множественных нападениях на прохожих-евреев.
С наступлением темноты они громили магазины, били стекла жилых домов и крушили заправочные станции.
Сейчас в Лоде тихо.
«Положение очень тяжелое. [Арабская община] боится, что после того, что учинил ХАМАС, евреи захотят отомстить», - говорит Фида Шехада, арабка, член городского совета Лода, соосновательница движения «Женщины против оружия».
«Мы живем в многоэтажном доме, у нас много соседей-евреев. Они так на нас смотрят, что мы лишний раз не спускаемся в убежище, когда звучат сирены воздушной тревоги», — описывает атмосферу 52-летний Исаф.
На вопрос, понимает ли он, с чем связаны настроения израильтян, Исаф отвечает утвердительно.
«Мы сами шокированы тем, что произошло. Это уже не борьба и не сопротивление, это откровенный терроризм. И в том кошмаре, который сейчас творится в Газе, виноват только ХАМАС», — говорит он.
Фида Шахеда подтверждает, что сначала многие молодые арабы в Лоде говорили, что испытывают гордость за ХАМАС, который единственный что-то делает для палестинцев. Но по мере поступления информации они меняли отношение к событиям.
Исаф, однако, считает ответ Израиля чрезмерным. По его мнению, Израиль умеет действовать точечно, но в данном случае наказывает всех подряд.
Он также объясняет, что напряжение, повисшее в городе, связано не столько с опасениями, что евреи начнут бросаться на арабов. А с тем, что в случае любой провокации разбираться в ситуации будет полиция, которая находится в ведении одного из самых больших исламофобов в правительстве Израиля – Итамара Бен-Гвира.
Лод и расположенный менее чем в пяти километрах Рамле – два крупных города смешанного типа, где эпицентром жизни в обычное время являются продуктовые рынки. Вот уже месяц они полупусты, многие торговцы-арабы предпочитают оставаться дома.
«ХАМАС наделал дел на границе с Газой, но можно считать, что они добрались до центра страны. Здесь всё изменилось и мы все изменились», - говорит Исаф.
ХАЙФА
В Хайфе на улице Сдерот Амагеним есть хумусия (так в Израиле называют рестораны, специализирующиеся на хумусе) «Абу Шакер».
Это не просто заведение, это одна из достопримечательностей Хайфы.
Хумусия открылась в 1930 году, принадлежит арабской семье и кормит уже несколько поколений жителей города и туристов.
Все эти годы хозяева не скрывали свою лояльность Израилю и делали пожертвования разным израильским институтам – например, национальной медицинской службе Маген Давид Адом.
Население Хайфы составляет 280 тысяч человек, 14-18% (по разным оценкам) – арабы, из них большая часть – арабы-христиане.
За все годы существования хумусии никогда произраильская деятельность семьи Абу Шакер не вызывала вопросов у местной арабской общины.
Но в октябре по ней прокатились призывы бойкотировать заведение. По некоторым данным, хозяева также начали получать угрозы.
Связано это с тем, что после событий 7 октября заведение стало бесплатно кормить израильских солдат и отправлять еду в части.
«Мы всегда осуждали терроризм и не боимся об этом говорить. Наш ресторан – для всех, здесь евреи и арабы едят хумус вместе. Кто не хочет приходить – не надо, всем кто пришел – добро пожаловать», — сказал в комментарии израильской прессе один из владельцев Осама.
В ответ на призывы к бойкоту в соцсетях поднялась волна в защиту Абу Шакер.
Многие израильтяне, в том числе инфлюэнсеры с сотнями тысяч подписчиков, как стендап-комик Ханох Даум, призвали поддержать ресторан, после чего туда стали выстраиваться очереди.
«Это не местные устроили бойкот, хайфские арабы знают семью сто лет. Это было кем-то срежиссировано», — уверен Джордж, араб-христианин из Кирьят-Ата, пригорода Хайфы.
Осама тоже так считает. По его словам, сотни израильских арабов пришли поддержать семью и ее бизнес.
«Люди знают, что мы не ищем никакой финансовой выгоды. Мы всегда жертвовали военным, особенно морякам, которых в нашем городе много. Мы это делаем со дня открытия ресторана и продолжим в том же духе», — говорит он от имени всей легендарной семьи израильских арабов.
ВОСТОЧНЫЙ ИЕРУСАЛИМ
Таким безлюдным старый город Восточного Иерусалима был (не считая пандемии) в период Второй палестинской интифады в начале 2000-х: полное отсутствие туристов, много закрытых арабских лавок и усиленное патрулирование улиц израильской полицией.
«Нас проверяют на каждом шагу, по три раза могут остановить и проверить удостоверение личности, а я еще и одну улицу до конца не прошел», — говорит 23-летний Абед.
Он живет недалеко от Дамасских ворот, а работает в пекарне у Львиных ворот. Обычно пройти это расстояние можно за 10-15 минут, но сейчас, по словам Абеда, трудно рассчитать время.
Жителей Восточного Иерусалима нельзя в полной мере назвать израильскими арабами. Далеко не у всех есть полноценные паспорта, у многих – только удостоверение личности, дающее право бессрочно находится на израильской территории.
Но без учета настроений этой части населения анализ ситуации в среде арабов Израиля был бы неполным.
Обострения арабо-израильского конфликта в прошлом редко приводили к опустению улиц Старого города. Обычно происходит наоборот: толпы палестинцев Восточного Иерусалима и Западного берега реки Иордан, в основном молодых, активизируются у Храмовой горы и по периметру еврейского квартала.
Но сейчас, говорит Абед, ситуация накалена настолько, что мало кто рискует провоцировать израильскую полицию и военных.
В минувший понедельник у ворот Ирода 16-летний палестинец напал с ножом на сотрудников пограничной полиции, ранил двух человек и был застрелен на месте.
На вопрос о событиях 7 октября Абед без колебаний выражает поддержку ХАМАС. Методы, примененные боевиками к мирным жителям, его не смущают.
Как и очень многие молодые палестинцы Восточного Иерусалима и Западного берега, он ненавидит Махмуда Аббаса и ФАТХ, которые управляют этой частью палестинских территорий.
По его словам, власти Западного берега не делают ничего для своего народа и безмолвно смотрят, как еврейские поселения продвигаются вглубь Западного берега.
В лице ХАМАС Абед и его друзья, напротив, видят истинных защитников интересов палестинцев.
«ФАТХ заодно с Израилем. Им выгодно, чтобы ХАМАС был уничтожен. Тогда они смогут вернуть себе власть в секторе Газа», — говорит 23-летний палестинец.
Может ли ситуация выйти из-под контроля?
ХАМАС, конечно, попытался вовлечь израильских арабов в начатую им войну призывами поддержать братьев-мусульман, но официальная позиция представителей арабской общины прозвучала в тот же день - 7 октября.
«В свете прискорбных, трагических и достойных осуждения событий я призываю арабских граждан и еврейских граждан сохранять сдержанность и вести себя ответственно и терпеливо, а также поддерживать закон и порядок», — первым написал в соцсети X лидер исламисткой консервативной партии РААМ Мансур Аббас.
Он также обратился к лидерам палестинских группировок в Газе с призывом освободить пленников и соблюдать исламские ценности, которые запрещают лишать свободы женщин, детей и стариков.
Депутаты от РААМ стабильно занимают кресла в Кнессете с 1996 года. Партия выступает за создание палестинского государства, популярна среди избирателей-консерваторов, но поощряет мирное существование арабской общины внутри Израиля.
Другой депутат-араб, юрист и лидер партии «Хадаш» Айман Оде гневно отреагировал на подстрекательства ХАМАС.
«Мы тут сами справляемся с 1948 года и по сей день, и делаем это с высоко поднятой головой, потому что знаем, как бороться на политическом поле. Любой призыв к вооруженному насилию и разжиганию войны между арабами и евреями внутри Израиля — это то, что мы совершенно не приемлем», — заявил он на арабском языке.
В данный момент, похоже, такой линии придерживаются большинство израильских арабов.
Хотя многие и опасаются, что отныне израильские власти будут рассматривать их под микроскопом и они обречены еще долго доказывать государству свою умеренность и лояльность.