Общественно-политический журнал

 

«До президентских выборов постараются более-менее успокоить ситуацию, а дальше – хоть потоп»

Российская экономика могла бы вырасти на 5%, если бы Россия не развязала войну против Украины, сообщает Financial Times со ссылкой на отчет Минфина США.

Согласно документу, агрессия против соседней страны привела ко многим негативным последствиям, включая ускоренный росту расходов, падения покупательной способности рубля, скачку инфляции и так далее. По оценке автора отчета, главного экономист Управления по контролю за иностранными активами ведомства Рэйчел Лингаас, сочетание войны, западных санкций и ответных шагов Москвы привело к серьезным осложнениям в российской экономике России.

Напомним, США объявили во вторник о введении дополнительных санкций в отношении более чем 250 физических и юридических лиц в связи с полномасштабным вторжением России в Украину.

Госсекретарь Энтони Блинкен заявил, что Госдепартамент вводит санкции против более чем 100 юридических и физических лиц, в том числе в Китае, Турции и Объединенных Арабских Эмиратах.

Новые меры касаются тех, кто способствует уклонению от санкций и, таким образом, – «расширению возможностей России вести войну против Украины и укреплению будущего потенциала России по производству и экспорту энергоносителей».

Одновременно Министерство финансов объявило о введении санкций в отношении более чем 150 физических и юридических лиц, включая многочисленные сети, используемые Россией для обхода санкций, многочисленных поставщиков из третьих стран для российской военно-промышленной базы, а также ряд российских финансовых учреждений.

«Соединенные Штаты, их союзники и партнеры едины в своей неизменной поддержке Украины перед лицом неспровоцированной, неоправданной и незаконной войны, (развязанной) Россией, – подчеркивается в заявлении Блинкена. – Мы будем продолжать использовать все имеющиеся в нашем распоряжении инструменты для привлечения к ответственности за преступления России в Украине и тех, кто финансирует и поддерживает российскую военную машину».

О расширении санкционного списка в отношении России 12 декабря также объявили власти Канады.

Между тем в экспертных кругах и СМИ перманентно ведется дискуссия об эффективности ограничительных мер в отношении РФ.

Тезисы о том, что западные санкции неэффективны, не имеют под собой оснований, говорит экономический обозреватель, публицист Максим Блант. По его оценке, на самом деле санкции очень сильно трансформируют российскую экономику.

«При этом порою весьма сложно сказать, что сильнее влияет на экономическое состояние страны и положение ее граждан – война или последовавшие за вторжением российской армии в Украину санкции, – уточнил он. – Скорее всего, и то, и другое. Это сказывается отнюдь не только на курсе рубля – одном из катализаторов инфляции, – но и на доступности ряда товаров, которые в России уже перестали быть привязанными к курсу национальной валюты, а больше зависят от способности разного рода контрабандистов доставлять дефицит в Россию».

Или взять импортозамещение, на которое в условиях санкций было вынуждено сделать ставку правительство, рассуждает Максим Блант: «Этот процесс идет в России с технологическим регрессом. То есть, страна шагает не в ногу со временем, а пытается воспроизвести то, что когда-то делали в пору Советского Союза. О новациях, прорывах, позволяющих заглянуть в будущее, и речи нет. Это путь назад, обусловленный санкциями в области технологий».

При этом санкции санкциям рознь, констатирует экономический обозреватель: «Одни приводят к шокам, которые наступают сразу после введения тех или иных ограничительных мер. Эти шоки еще можно сгладить посредством каких-то экономических или административных шагов. Гораздо хуже с долгосрочными санкциями, эффект от которых накапливается постепенно, но последовательно – от плохого к худшему. И тут правительство практически бессильно, хоть и никогда не признается в этом».

Что касается последних санкций, то Запад немного сместил акценты, полагает Максим Блант. «Там сфокусировали больше внимания на том, чтобы контролировать неукоснительное выполнение действующих ограничительных мер. В частности, американские санкции были направлены на ограничение деятельности так называемого теневого флота России. Европейцы идут по тому же пути. Всё говорит за то, что противостояние затянется надолго», – резюмировал он.

Как ранее сообщал Минфин США, новые американские санкции введены, в частности, против сети из четырех организаций и девяти человек, базирующихся в Китае, России, Гонконге и Пакистане, за содействие и закупку оружия и технологий китайского производства в России.

Российские власти прикладывают максимум усилий, чтобы нивелировать последствия санкций, в свою очередь, заметил член совета Фонда «Либеральная миссия», экономист Сергей Жаворонков. По его словам, для этого все средства хороши, включая манипуляции со статистикой.

«Начнем с того, что официальные показатели инфляции в России вызывают серьезное недоверие, – добавил он. – Так, Минэкономразвития, прогнозируя годовую инфляцию, утверждает, что она не превысит 7,5 %. Это нечто невероятное. В правительстве не хотят замечать очевидного. Цены взлетели практически на все основные продукты, а, допустим, на куриные яйца достигли невиданных высот. Причем, по итогам ноября годовая инфляция уже составила 7,48 %, а впереди еще целый месяц и новогодние праздники. Так что в реальности инфляция возрастет еще больше».

Вводимые административные меры могут лишь краткосрочно стабилизировать положение, считает Сергей Жаворонков: «Вот сейчас собираются отменить 15% пошлину на импорт яиц из «дружественных» стран. Это мера правильная. Но в целом, безусловно, когда инфляция высокая, то сдержать рост цен не получится. До президентских выборов постараются более-менее успокоить ситуацию, а дальше – хоть потоп».

Санкции сказываются и на доходах населения, подчеркнул экономист: «Это подтверждают даже официальные данные, как ими ни крути. Согласно Росстату, доходы граждан неуклонно падали все последние годы, начиная с аннексии Крыма в 2014 году. И так – куда ни кинь взгляд. Некоторые отрасли пришли просто в упадок. Это особенно четко проявилось в авиастроительной и автомобилестроительной отраслях».

По данным Oliver Wyman, к началу нынешнего года российский авиапарк состоял из 736 гражданских самолетов, и к 2026 году их число может сократиться вдвое.

Для снижения дефицита ряда товаров в России применяется так называемые серые схемы, пытаясь ввести что-то из-за рубежа, продолжил Сергей Жаворонков. «Но это неизбежно приводит к удорожанию продукции. Издержки при таком подходе неизбежны, и они напрямую сказываются на уровне жизни граждан. А поговорить о неэффективности санкций с высоких трибун можно – язык, как говорится, без костей. Но, например, доходы российского государства от экспорта углеводородов, нефти и нефтепродуктов, снизились в два раза, и этим всё сказано», – заключил он.