Общественно-политический журнал

 

«Украине остается лишь стоять в обороне, и наблюдать за тем как расточительно Россия теряет своих солдат»

Нашумевшее интервью с главнокомандующим генералом Валерием Залужным в британском The Economist резюмировало: «глубокого и красивого прорыва, скорее всего, не будет». По оценке Залужного, война фактически зашла в тупик. Как из этого тупика выходить - вопрос дискуссионный, но одно бросается в глаза - средний возраст бойцов гораздо больше, чем можно было бы ожидать — 43 года. В отличие от России, здесь не было массовой мобилизации, и этот факт очевиден для любого, кто посетит Киев или Львов, где, несмотря на регулярные ракетные обстрелы и налеты беспилотников, мало что свидетельствует о том, что молодые мужчины, годные к службе в армии, находятся на войне.

Принудительная мобилизация обсуждается, но тихо. Неясно, готово ли украинское правительство пойти на этот шаг, но шаг этот напрашивается, все основные страны, участвовавшие во Второй мировой войне, ввели ту или иную форму призыва в самом начале войны. Возможно, пришло время сделать этот шаг невзирая на политические издержки. На карту поставлено национальное выживание.

Интервью Залужного это помимо прочего и обращение к Западу, в котором он дает понять, что победа — что бы это ни значило — отнюдь не гарантирована, и следующий этап будет по меньшей мере таким же трудным, как и предыдущий. Чего же мы можем ожидать в 2024 году?

Во-первых, многое зависит от того, сможет ли Конгресс США собраться с силами, чтобы сделать то, что, по мнению большинства, должно быть сделано, и одобрить очередной крупный пакет помощи Украине в сфере безопасности. Предположим, что это произойдет. Безответственность уже давно стала характерной особенностью позорных склок в Конгрессе.

Во-вторых, приоритеты, очевидно, сменились, и речь в ближайшие полгода будет идти уже не о контрнаступлении, а о сохранении того, что есть. Во всех разговорах с украинскими пехотинцами возникает тема бесчеловечного отношения российского командования к жизням своих солдат. Ни один генерал не нанес российским войскам больше потерь, чем их командующий, генерал Герасимов. В некотором смысле именно он является самым большим преимуществом Украины. Мы видим, как эта бесчеловечность по отношению к жизням россиян снова проявляется в Авдеевке. Поэтому Украине остается лишь стоять в обороне, и наблюдать за тем как расточительно российский Генштаб теряет своих солдат.

На море Украина в этом году одержала большую победу — о чем не так часто говорят, — вытеснив Черноморский флот из Крыма. Этот успех обеспечит безопасность основных поставок украинского зерна в обозримом будущем. Хотя украинские войска вряд ли скоро войдут в Крым, можно с уверенностью сказать, что Россия по-прежнему будет сталкиваться с серьезными трудностями при защите своих военных баз на полуострове от атак беспилотников.

В воздухе обе стороны находятся в режиме «взаимного отрицания», когда ни одна из сторон не может добиться превосходства над линией фронта. Вероятно, так будет и впредь, хотя есть веские доказательства того, что российская противовоздушная оборона начинает испытывать серьезные затруднения. Новые истребители F-16 начнут поступать в Украину в 2024 году, но станут эффективной силой только в 2025 году. Они не изменят ситуацию — на войне такое случается редко.

Тем не менее, мы можем ожидать возобновление атак беспилотников и ракетных ударов по гражданской инфраструктуре Украины, аналогичных прошлогодним. Как и в прошлом году, эта кампания с большой вероятностью потерпит неудачу, поскольку противовоздушная оборона, средства которой поставляются Западом, крепнет с каждым днем. По мере расширения возможностей украинских беспилотников, аналогичная кампания — надеюсь, с более разумным целеполаганием — будет проведена и против России. Важно, чтобы Украина не фокусировалась на целях, которые являются гражданскими (или могут быть представлены как таковые).

Что касается военной техники, то при условии, что США смогут продолжить выполнение своих обязательств, генерал Залужный подчеркнул необходимость идти в ногу с Россией, особенно в области беспилотников и тесно связанных с ними средств радиоэлектронной борьбы. Но самое главное — это настоятельная и постоянная потребность в боеприпасах всех видов, особенно артиллерийских.

Недавние американские поставки были нацелены на обеспечение Украины ракетами и снарядами. Однако поставка артиллерийских боеприпасов в объемах, соответствующих российским запасам (хотя россияне и сами испытывают определенные трудности), остается реальной проблемой, и это, вероятно, будет продолжаться как минимум до весны 2024 года.

Поставка артиллерийских боеприпасов в объемах, соответствующих российским запасам, остается реальной проблемой

Война, по всей видимости, продлится как минимум еще два года. 2024 год должен стать годом консолидации и восстановления. Да, контрнаступление не было успешным. Но такова природа войны — в ней бывают как успехи, так и неудачи. В конце 1916 года, во время Первой мировой войны, и в конце 1942 года, во время Второй, союзники находились в плачевном положении. Победа над врагами цивилизованного мира казалась далекой. Потери были очень высоки, а армии стран Оси наступали. Последующие годы были трудными, но победоносными. Так будет и с Украиной.

Фрэнк Ледвидж