Общественно-политический журнал

 

Когда Молдова сможет стать членом Евроcоюза?

По итогам прошедшего в конце недели саммита глав государств Европейского Союза было принято решение начать в марте 2024 года переговоры о вступлении в ЕС с Украиной и Молдовой.

Также было объявлено о предоставлении Грузии статуса кандидата на вступление в Евросоюз, и кроме того, сообщество пообещало вернуться в марте следующего года к вопросу о возможности начала переговоров с Боснией и Герцеговиной, если к этому моменту Сараево обеспечит полное соответствие всем критериям для приема страны в ЕС.

Главным противником начала переговоров с Украиной остается премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, которого многие политики и эксперты в Евросоюзе подозревают в том, что он действует в интересах России и лично Владимира Путина. Впрочем, во время голосования по данному вопросу он вышел из зала - по некоторым данным, по совету канцлера Германии Олафа Шольца.

А в кулуарах брюссельского саммита премьер Ирландии Лео Варадкар сказал: «Решимость остальных 26 стран ЕС (начать переговоры с Украиной) не позволила Орбану использовать право вето».

В вопросе о начале переговоров по поводу вступления в Евросоюз Молдовы явных противоречий не наблюдалось. Тем не менее, ряд внутри- и внешнеполитических обстоятельств могут сделать процесс евроинтеграции этой страны не столь уж легким.

«Очень трудно будет возвращать доверие граждан к функциональности институтов правового государства»

Депутат парламента Республики Молдова от партии «Действие и солидарность» Оазу Нантой полагает, что не менее 55% жителей Республики Молдова хотят видеть свою страну в Европейском Союзе и таких же настроений придерживается молдавская диаспора в странах ЕС. «Так что в общей сложности - три четверти, где-то так», - сказал он.

При этом он считает, что в период переговоров, которые могут продлиться несколько лет, ядро поддержки евроинтеграции будет в Молдове консолидироваться. И добавляет: «Но для этого нужен мир в Украине».

Примерно такого же мнения придерживается директор кишиневского Института эффективной политики Виталий Андриевский: «Я думаю, что это арифметическое большинство порядка 60%. Абсолютная цифра может немного колебаться, но этот процент держится, а после решения, принятого на Саммите ЕС, он даже несколько вырастет».

Что же касается сложностей, которые предстоит преодолеть Молдове на пути к членству в Евросоюзе, то, как считает депутат парламента страны, самым сложным будет развенчание стереотипов внутри самого молдавского общества. А именно: «Неверие в правовое государство и в судебную систему, которые сложились на протяжении ряда последних лет. Тогда мы стали государством, захваченным мафией, воровались миллиарды долларов, и так далее. Очень трудно будет возвращать доверие граждан к функциональности институтов правового государства. В этот же пакет возвращения доверия людей входит и результативная борьба с коррупцией. Политическая воля для преодоления саботажа функциональности, вроде бы, есть, но мы не можем "рубить наотмашь". Есть Венецианская комиссия, которая блюдет, чтобы все было четко в рамках Конституции. Поэтому у нас не может быть "гильотины" для решения проблемы коррупции и приходится идти эволюционным путем».

В свою очередь, бывший представитель Республики Молдова в Совете Европы и ООН, директор Института устной истории Молдовы Алексей Тулбуре считает: «У нас три самые сложные проблемы – коррупция, не реформированная судебная система и засилье кумовства - представителей олигархических кланов во всех ветвях власти. Это и есть не до конца выполненные выдвинутые нам год назад условия, при получении статуса страны-кандидата. И тут мы не просто отстаем, а еще впереди очень много работы», - выразил он убеждение.

По мнению эксперта, это «домашние задание» гражданам республики предстоит выполнять до самого момента вступления в Евросоюз.

Вместе с тем, Алексей Тулбуре уверен, что у страны есть и поводы для гордости: «Это сегменты сельского хозяйства – в этом году Молдова заняла первое место в Европе по объему экспорта свежей сливы! Неплохо обстоят дела в цифровизации предоставляемых услуг, короче говоря – есть чем похвастаться».

«Военно-политическое поражение России - главное условие и для мира в Молдове, и для решения приднестровского конфликта мирным путем»

Конечно, одним из главных препятствий для Кишинева на пути евроинтеграции может стать приднестровский вопрос, учитывая ориентированность нынешних властей Тирасполя на Москву. Однако, Оазу Нантой полагает, что значимость этой проблемы преувеличена. «Сегодня я склонен считать, что наблюдается "уродливое сожительство" правого и левого берега Днестра. Они (Приднестровье) за счет ворованного российского газа производят электроэнергию, мы за нее платим, деньги идут в их бюджет, поддерживая их на плаву. Они ведут себя "тише воды, ниже травы", понимая, что сейчас не тот момент, чтобы раздражать украинцев, которые находятся в состоянии войны, и, соответственно, к дипломатическим экзерсисам не склонны», - отмечает молдавский политик.

И подчеркивает, что 354 тысячи жителей Приднестровья - непризнанного образования на Левом берегу Днестра - получили молдавское гражданство. «Они не все лояльны государству Молдова, и паспорт воспринимают просто как пропуск в Шенгенскую зону, но тем не менее, этот конфликт не внутренний, и искусственно замороженный, и военно-политическое поражение России - это главное условие и для мира в Молдове, и для решения приднестровского конфликта мирным путем», - убежден Оазу Нантой.

Виталий Андриевский выразился по этому поводу более эмоционально:

«А какого беса Россия лезет в Молдову? Какой мы представляем для нее интерес? Военным путем решить проблему Приднестровья не удалось, хотя, судя по Прямой линии Путина он бредит о том, что еще возьмут какие-то города, что они дойдут до Молдовы и захватят Приднестровье. Поэтому вопрос – если не могут решить военным путем, то зачем они вкладывают баснословные деньги через Шора и других, ведут активную информационную войну?»

По мнению эксперта, ответ на данный вопрос очевиден: Кремлю очень важно Приднестровье по трем причинам. Во-первых, чтобы Украина не захватила склады с боеприпасами, которые находятся в Колбасне - село в северо-восточной части Молдовы на границе с Украиной. А там находится громадное количество советских снарядов, которые подходят для танков и артиллерийских установок, в которых сегодня так нуждаются ВСУ.

Кроме того, поскольку Приднестровье контролируется Россией, то это прямая угроза Украине со стороны Одесской области. А Россия не хочет, чтобы Молдова вошла в Евросоюз, а тем более в НАТО. «И последнее – безусловно, России очень хочется, чтобы тут появилась лояльная власть, которая закрыла бы весь транзит из Украины и в Украину через Молдову. Поэтому, если Кремль настроен на долгосрочную войну в Украине - а пока это именно так - необходимо, чтобы появилась такая власть, которая бы сказала: "мы нейтральная страна, никакие военные или близкие к ним грузы, например горюче-смазочные материалы, не должны идти, потому что это играет на войну". И именно из-за этого к маленькой Молдове Кремль проявляет интерес. Пока они не отказались от своей главной цели – воссоздание Российской империи — это серьезная угроза, которую нам надо учитывать», - предупреждает директор кишиневского Института эффективной политики.

«Мы должны учитывать, что для Кремля принципиально важно наказать Майю Санду»

В течение полутора лет в Молдове состоятся и парламентские, и президентские выборы. Если по их результатам власть в стране поменяется, не возникнет ли опасность, что официальный Кишинев откажется от курса на Евроинтеграцию и «повернется лицом к Москве»? И может ли решение о начале переговоров по вступлению республики в ЕС сыграть пользу Майи Санду?

По мнению Андриевского, это - безусловно положительный момент для нынешнего президента страны: «Накануне саммита в Брюсселе пророссийские информационные ресурсы писали, что, судя по всему, главный проект Майи Санду провалится. Сегодня они заменили это другим посылом, что, мол, дать-то дали, но это не означает, что примут».

При этом эксперт указывает, что президентские выборы в Молдове скорее всего пройдут в конце 2024-начале 2025 года. "И это еще год, за это время безусловно многое может измениться. Если Санду не совершит ошибку, потому что она занимается только внешними делами и очень мало внимания уделяет внутренним проблемам. Хотя по Конституции у нее нет полномочий заниматься внутренними делами – политикой, экономикой. Получается абсурдная ситуация, что Основной закон дает ограниченные полномочия президенту и в то же время глава государства выбирается общенародным голосованием. И поэтому народ считает, что президент должен отвечать за все. А Майя Санду по характеру человек, который строго соблюдает инструкции – строго в соответствии с Конституцией», - отмечает он.

Пока же, учитывая складывающуюся ситуацию, Майя Санду стопроцентно может выйти на второй срок президентства, хотя он не берется предсказать, что будет через год. «Но могу утверждать, что если она победит на предстоящих выборах, то позиции проевропейцев укрепятся и, если даже правящая сегодня партия PAS не получит большинство в парламенте, но она будет ведущей партией, с которой будут создавать коалицию. Тогда проевропейский вектор сохраняется. Если же Майя Санду проигрывает, то это очень сильно ударит по правящей партии, она потеряет очень много голосов и дальше ситуация может стать непредсказуемой. И еще мы должны учитывать, что для Кремля принципиально важно наказать Майю Санду. Это уже личные субъективные вещи - идет целенаправленная работа против конкретного человека. Понятно, что в этой ситуации Кремль готов очень много вложить и деньги считать не будет, чтобы решить эту задачу. Но их проблема в том, что Кремль не имеет более-менее достойного кандидата, который сможет бросить ей вызов», - констатирует Виталий Андриевский.

Алексей Тулбуре считает, что решение глав государств Евросоюза начать переговоры с Кишиневом о присоединении к ЕС поможет и Санду, и партии «Действие и солидарность» провести более успешные предвыборные кампании. «Однако начало переговоров – первый шаг на очень длинном пути интеграции. Само по себе это не означает изменения жизни к лучшему. Такие изменения являются следствием реформ, усилий правительства в первую очередь», - предупреждает он.

«Евросоюз определил для себя политические, психологические и ментальные границы в которые входят и Украина, и Молдова, и Грузия»

Вместе с тем, по мнению молдавского эксперта, политически очень важно что, что Евросоюз показал готовность биться за Украину и Молдову. «Все прекрасно понимали, что провал этих переговоров стал бы политической победой Кремля. Я считаю, что Орбан выполнял определенные пожелания, которые были озвучены из Москвы, сопротивляясь началу переговоров. То, что это было преодолено, это очень хорошо и границы Свободного Мира были не просто определены по восточной границе Украины, но и политически защищены. Радость какое-то время продлится, но пройдет и люди будут оценивать Майю Санду и в целом правительство по результатам. Если результатов не будет, то не переговоры не станут решающим фактором на выборах, но все равно реформы надо продолжать», - считает директор Института устной истории Молдовы.

И подытоживает: «Свободный Мир, а в данном случае Евросоюз определил для себя политические, психологические и ментальные границы в которые входят и Украина, и Молдова, и Грузия. ЕС не хочет оставлять Грузию в постсоветском пространстве и считает, что она достойна быть частью Свободного Мира. И на саммите было доказано, что при всех сложностях и проблемах биться за то, чтобы эти страны рано или поздно институционально стали его частью. Я расцениваю это как конец периода недосказанности, в котором были "серая зона", "санитарный кордон", "ближнее зарубежье" и так далее. Сейчас цивилизационно и культурно границы четко определены между Западом и Востоком, как и политически, и идеологически. И наши страны с точки зрения Запада принадлежим Свободному Миру. Я приветствую это очень хорошее решение!».