Общественно-политический журнал

 

Ракетными ударами по украинским городам Кремль пытается компенсировать отсутствие новостей с фронта

Массированные удары по украинским городам начались после того, как ВСУ уничтожили большой десантный корабль Черноморского флота «Новочеркасск». Уже тогда в соцсетях стали говорить о возможном «ударе возмездия» со стороны России.

Когда 29 декабря по Украине было выпущено более 110 ракет, это выглядело как предсказанный ответный удар. Однако наличие такого большого числа ракет и организация запусков показывали, что к этой операции в России, скорее всего, готовились не один-два дня.

После того как ВСУ обстреляли Белгород (в украинской прессе со ссылкой на неназванных военных написали, что это был ответ за атаку предыдущего дня), Россия нанесла еще один удар по Украине.

В новогоднюю ночь, по украинской информации, Россия выпустила по Украине 90 «шахедов», еще один налет состоялся днем 1 января, а в ночь на 2 января, по данным ВСУ, в налете участвовали 99 разных ракет и 35 беспилотников.

Даже с учетом того, что, как считается, российское военное и политическое руководство довольно болезненно воспринимает потери боевых кораблей, сложно считать такой расход ракет и беспилотников простой местью, продиктованной эмоциями. В конце концов запас этих ракет у России был.

О том, что с наступлением зимних холодов Россия начнет кампанию по обстрелам украинских критических объектов инфраструктуры, довольно много говорили эксперты в течение последних месяцев. С одной стороны, эти удары вписываются в концепцию войны на истощение, которую Москва старалась навязать Киеву с осени 2022 года, с другой — эти удары могут компенсировать отсутствие новостей с фронта.

Об особенностях тактики ракетных ударов и о том, что такая кампания начнется зимой, BBC Украина писала еще в ноябре 2023 года.

Принципиально новой тактики Россия не использует — как и предыдущей зимой, россияне пытаются обмануть украинскую ПВО, запуская ракеты и дроны с разных направлений, выстраивая маршрут их полетов так, чтобы траекторию было трудно предсказать.

Кроме того, массированный налет перегружает ПВО — зенитно-ракетные комплексы могут выпустить ракеты по одним целям и не успеть перезарядиться для поражения других.

Поэтому, несмотря на то, что обстрелы украинских городов начались после уничтожения БДК «Новочеркасск», скорее всего, к ним готовились заранее.

Но готовились к ним и украинские военные. Если цифры, которые называет руководство Украины, близки к истине и действительно сбивается 80-90% целей, это показывает, что система ПВО почти за два года войны стала гораздо профессиональней и эффективней.

Однако война на истощение потому так и называется, что теперь один из главных вопросов — хватит ли у России ракет и дронов, чтобы продолжать массированные обстрелы, и будет ли у украинской ПВО достаточно ракет-перехватчиков, чтобы защититься.