Общественно-политический журнал

 

Безнадежный Надеждин

В занудной хронике шоу на тему российских «выборов» возник эпизод, который придал ему грамульку перца. СМИ сообщили, что команде Бориса Надеждина удалось собрать 100 тыс. подписей, дающие пропуск в стойло для кандидатов в президенты. Причем это произошло на фоне живописных картинок с изображением длинных очередей болельщиков, выстроившихся в разных городах и весях страны.

Политологи поспешили увидеть в них «легальное выражение антивоенного протеста». Однако, экспресс-социология свидетельствует, что это – лишь в «том числе». И правильней охарактеризовать их как выражение общего недовольства властью, которая за четверть века поднадоела.

И сам по себе Надеждин – как персона, как политик – тут не причем. Его роль сугубо символическая - прецедентная. Ибо ни взглядами, ни подвигами он не интересен. И не героичен. Физик по профессии с ученой степенью, в политику он попал по месту жительства в подмосковном городке Дальнопрудном в качестве члена горсовета. На чем и завис - не смог там даже собрать голоса на выборах губернатора.

Зато очкастая, а ля профессорская его физиономия стала узнаваемой благодаря телику, где долгое время его приглашали на соловьевско-скобеевские оргии в роли «либерала» для битья. Чему поспособствовало то, что во второй половине 90-х он, вступив в Союз правых сил, какое-то время числился в помощниках у покойного Бориса Немцова и ныне здравствующего Кириенко.

Так что, будучи на виду, для Кремля он был персоной пустой и понятной, идеально подходящей на роль игрушечного спойлера для придания респекта выборному шоу.

В том числе и по самой крамольной теме – отношении к войне. Откуда за ним закрепилась репутация борца за мир? – мне понять трудно. Потому что самые «резкие» высказывания на сей счет звучат так, что только при очень большом желании их можно трактовать нелояльно-антивоенные.

Чтоб убедиться в этом, позаимствовал подборку цитат у Людмилы Жерновской, которую привожу полностью:

«Политик уверяет, что хочет остановить войну, поскольку "ни одна из заявленных целей СВО не выполнена и вряд ли выполнима без огромного ущерба экономике и непоправимого удара по демографии России".

Ранее 60-летний Надеждин сказал, что хочет, чтобы к российским оккупантам "по-человечески относились", поскольку они сейчас "выполняют свой долг, проливают кровь и рискуют".

"Я русский патриот. И я буду служить своей родине и защищать в том числе тех парней, которых политическое руководство заставило идти на фронт. Я думаю в первую очередь о России, при всем уважении и понимании страданий украинского народа", - сказал он в разговоре с "Настоящим временем".

Кроме того, он заявил, что в Украине "за критику начальства сажают круче, наверное, даже, чем в России". Когда журналист попросил привести пример, тот сказал, что у него нет таких примеров. "Это я так, домыслил случайно", - добавил он.

Надеждин говорит, что после победы на выборах сразу предложит Украине перемирие для прекращения огня. "Не знаю, кто в Украине будет президентом в этот момент. Я что-то сильно сомневаюсь, что Зеленский может договариваться о прекращении огня и перемирии. Может, Арестович будет. Я не очень хорошо слежу за украинской политикой", - сказал он.

А в интервью изданию SOVA он не стал прямо отвечать на вопрос, признает ли территориальную целостность Украины. "Это вопрос переговоров, вопрос мирного договора. <…> Имеет значение позиция тех, кто живёт в Крыму, в Херсоне, в Запорожье. Вот их позиция имеет значение гораздо больше, чем моя личная позиция. <…> В любом случае, я буду решать этот вопрос в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации", - сказал российский политик».

Ну…как? Согласитесь, что из этой окрошки из патриотических заклинаний и оговорок образ твердого миротворца явно не клеится. Агрессивно-грабительский характер войны не критикуется, а возврат захваченных территорий остается под вопросом. Весь либерализм Надеждина на этой чувствительной теме схлопывается. И он с ювелирной тщательностью старается выверять здесь и области, и градус критики курса власти.

Но и при таком состоянии серости и градусе лояльности, как реальный кандидат, Надеждин безнадежен. Просто потому, что в своей расплывчатости и нерешительности он не предлагает ничего нового и зажигательного, чтоб стать политической кометой. Он слишком ограничивает себя оглядкой на власть и на избирателей. А между фюрером и массовкой сегодня в теме войны особых разногласий нет. Так зачем же им чувак, который в своих взглядах и обещаниях похоже мало отличается от Путина.

Да и при нынешней паранояльности Кремля еще не факт, что ему вообще дадут возможность дойти до избирательного финиша. Так что, вполне возможно, что картинки воскресных новостей – это вершина его успеха.

Наблюдатель