Общественно-политический журнал

 

Зыбкие цифры

С очаровательной уверенностью патологического шулера Путин в интервью Карлсону на весь мир объявил о прекрасной форме российской экономики. И о еще более замечательных перспективах.

Расчет тут делается на уровень интереса и компетенции массового обывателя – т.н. «глубинного народа», «одобрямс» которого, гарантирован, по меньшей мере, двумя обстоятельствами. Во-первых, пока еще не полностью израсходованными запасами жира, которые не успела сожрать война. Более того, покупательная способность части обывателей даже выросла за счет высокой платы за убийства.

Во-вторых, обыватель не станет вникать в лукавство цифр, которыми беззастенчиво манипулирует кремлевский жонглер. Да – действительно – ВВП росло и будет расти. Но за счет чего? За счет роста ВПК в ущерб гражданке. Пока это на уровне обывателя не заметно, но вскоре проявится.

При этом, как отмечает профессор Игорь Липсиц, поскольку рост денежной печатной макулатуры не покрывается товарной массой, такие инвестиции гарантируют рост инфляции.

Все это сопровождается сокращением экспорта, который в прошлом году упал на 28,3%. И тренд будет только нарастать, поскольку и природные запасы, и гражданка тают, за счет него покрывается четверть потребительской корзинки. Стало быть, вполне обозрима перспектива товарного дефицита, подобного концу Совковии и началу 90-х.

О том, к чему привел самострел Путина с переориентировкой нефтегазовых потоков из Европы на Восток, забавно иллюстрирует ситуация с Индией. Получилось так, что нефть ей досталась бесплатно, поскольку 58 млрд. вырученных за нее рупий некуда вложить - разве что в индийскую экономику. Более того, деньги эти зависли, потому что под страхом санкций индийские банки не могут их перевести в Россию. Отказался от расчетов с ней и крупнейший китайский банк Chouzhou Commercial.

При такой комбинации весьма вероятен возврат к госрегулированию и плановой экономике. Для этого отползания к совкам уже и термин маскировочный придуман – мобилизационная экономика. Именно с ним проехался по российским регионам Патрушев, требуя от губернаторов разработки мобилизационных планов.

Другой вопрос – ну и что? Приведет ли это к реакции хотя бы на уровне кухонного бурчания? Вчера на своей кухне возник на эту тему спор. В отличие от своего оппонента, высказал пессимистический прогноз. С учетом четвертьвековой прополки российского «коллективного мозга» плюс наложившегося военного психоза – да и национальной традиции в целом, здесь тот случай, когда «чем хуже- тем лучше». При упертости русского характера, тяготы будут выплескиваться. Но не против власти – во вне. Стараниями Пропагандона у населения вполне реанимирован древний инстинкт поиска причин всех несчастий и обид в лице Демона по имени Запад.

Поэтому сползание страны в экономический деграданс Кремль сумеет направить в русло «патриотического сплочения» и «героизма». В фанатизм и мазохизм самоотдачи, когда страдать за Победу станет расцениваться как высшее проявление гражданской доблести. В энергию сплочения вокруг вождя и власти.

В этом контексте война играет роль катализатора такого процесса, обеспечивая долгожительство режиму. Потому она и лишена границ и во времени, и в жертвах.

Наблюдатель