Общественно-политический журнал

 

Как Байден лавирует между общественным мнением в США и поддержкой Израиля

Совет Безопасности ООН принял резолюцию о необходимости прекращения огня в секторе Газа, это стало возможным потому, что на этот раз США, внеся некоторые поправки, отказались воспользоваться правом вето и просто воздержались: американцы обеспокоены гуманитарными последствиями операции в Газе. Это шокировало израильское руководство: Биньямин Нетаньяху отменил визит израильской делегации в Вашингтон и дал понять, что операция в Рафахе будет доведена до конца.

Востоковед Марианна Беленькая поясняет, как Байден лавирует между внутренним общественным мнением и обязательствами перед ключевым союзником США на Ближнем Востоке, и объясняет, что может измениться в случае прихода Трампа.

Резолюция раздора

Почти полгода спустя после начала войны между палестинским движением ХАМАС и Израилем Совет Безопасности ООН принял резолюцию, призывающую к прекращению огня в секторе Газа. Сделать это до сих пор не получалось, так как либо США накладывали вето на все проекты резолюций, где не было осуждения ХАМАС и требования освободить заложников, либо Россия и Китай блокировали американские варианты резолюций.

7 октября прошлого года за один день нападения ХАМАС на Израиль погибли более 1200 человек — израильтян и граждан других стран. 253 человека были похищены. Сейчас среди заложников в Газе до сих пор числятся 134 человека. Известно, что некоторых из них уже нет в живых. В ответ на нападение Израиль начал наносить авиаудары по сектору Газа, а затем впервые за семь лет ввел туда наземные силы. С самого начала операции ХАМАС и сочувствующие палестинцам международные СМИ и общественные деятели заявляют о неоправданных и многочисленных жертвах среди мирного населения Газы.

Всё это время в СБ ООН велись бурные дебаты о том, что делать. В итоге компромисс был найден. Принятая резолюция требует немедленного прекращения огня на остаток священного для мусульман месяца Рамадан (в этом году он выпадает на даты 10 марта — 9 апреля), а также безоговорочного освобождения всех заложников. Вашингтон по-прежнему недоволен тем, что резолюция не осуждает ХАМАС и не обусловливает прекращение боевых действий, поэтому американцы воздержались при голосовании. Но и вето накладывать не стали, так как были учтены их поправки: первоначально текст требовал постоянного прекращения огня и не упоминал переговоров по освобождению заложников. Более того, США почему-то решили, что резолюция не обязательна к исполнению, хотя, согласно Уставу СБ ООН, все решения этого органа обязательны.

Тем не менее на израильское руководство решение США произвело эффект разорвавшейся бомбы. В канцелярии премьер-министра Израиля заявили, что США отошли от их последовательной позиции, которую занимали в СБ ООН с начала войны. «Это наносит ущерб как военным усилиям, так и усилиям по освобождению заложников, поскольку дает ХАМАС надежду на то, что международное давление позволит ему достичь прекращения огня без освобождения наших похищенных», — говорится в сообщении канцелярии. И надо сказать, что в целом они оказались правы. Сразу после принятия резолюции Совбеза появились сообщения о новом тупике на переговорах в Дохе об освобождении заложников и прекращении огня. ХАМАС вновь начал настаивать на полном выводе израильских сил из сектора, хотя до этого говорилось о смягчении его позиции. Кроме того, впервые за несколько месяцев со стороны Газы были обстреляны города на юге Израиля, что продемонстрировало всё еще сохраняющийся военный потенциал ХАМАС.

В ответ министр обороны Израиля Йоав Галант во время визита в Вашингтон заявил, что страна продолжит военную операцию в Газе. Визит второй израильской делегации, которая также должна была отправиться на этой неделе в США, был отменен. Приехать должны были министр по стратегическим вопросам Рон Дермер, который в израильском правительстве отвечает за связи с США, и глава Совета национальной безопасности Израиля Цахи Ханегби. Визит планировался по просьбе президента США Джо Байдена.

Ранее они с израильским премьером Биньямином Нетаньяху обсудили по телефону американские идеи относительно того, как избежать военной операции в Рафахе, где нашли убежище полтора миллиона палестинцев. Рафах расположен на юге сектора, у границы с Египтом, и здесь израильская армия еще не проводила масштабной зачистки, как в большинстве других районов Газы. Это был первый разговор двух политиков за месяц на фоне беспрецедентной напряженности в отношениях между Израилем и США, или точнее, между администрацией Байдена и лично Нетаньяху. Еще до войны президент США не раз критиковал израильского премьера, в том числе за то, как последний пытался провести юридическую реформу, вызвавшую протесты в самом Израиле. После атаки ХАМАС 7 октября администрация Байдена безоговорочно поддержала Израиль. Однако сейчас ситуация стала меняться.

Проблемы Байдена

Еще в конце прошлого года часть сотрудников Госдепартамента США и Белого дома начала выражать недовольство тем, что официальный Вашингтон закрывает глаза на нарушение Израилем международного права при ведении боевых действий в секторе Газа. В свою очередь, лидеры американских мусульман призвали отказаться от поддержки Джо Байдена на предстоящих осенью президентских выборах в США. Речь идет в первую очередь о ключевых для демократов штатах, например, Мичигане и Иллинойсе.

Кроме того, по данным последнего опроса, проведенного американским Pew Research Center, только 36% американцев выступают за предоставление США военной помощи Израилю (34% — против). В то же время 50% опрошенных поддерживают предоставление гуманитарной помощи Газе (19% — против). 20% американцев хотят, чтобы США сыграли дипломатическую роль в прекращении войны. Другие опросы также демонстрируют смену настроений в США. Так, 50% респондентов заявили в январе, что действия Израиля в секторе Газа «зашли слишком далеко», по сравнению с 40% в ноябре. Рейтинг одобрения действий Байдена в войне упал до 31%, что на 6 пунктов ниже, чем в декабре, а среди демократов падение было еще бóльшим: с 59% в декабре до 46% в январе.

На этом фоне Байден и представители его администрации ужесточили риторику в адрес Израиля, пригрозили «красными линиями» в случае проведения операции в Рафахе, а также потребовали от израильских властей дать письменные гарантии, что получаемое ими американское вооружение будет применяться только в соответствии с международным гуманитарным правом. Подобные гарантии Вашингтон запросил от всех стран, которые получают американское вооружение. Государствам — участникам конфликтов дали на подписание гарантий 45 дней, остальным — 180.

Израиль выполнил поставленное условие, но этого, очевидно, мало. По информации источников американского сайта Axios, министр обороны США Ллойд Остин заранее предупредил Йоава Галанта, что ему нужно подготовиться к поездке в Вашингтон и приехать не с пустыми руками, а с идеями — как улучшить гуманитарную ситуацию в секторе Газа. В целом администрация Байдена по-прежнему готова помогать Израилю, но на фоне продолжения боевых действий, особенно в случае начала операции в Рафахе, оправдываться перед общественностью Белому дому будет непросто. Лишние проблемы в канун выборов никому не нужны. А Госдепартаменту еще предстоит отчитываться перед Конгрессом, выполняет ли Израиль данные обещания по использованию американского оружия. И здесь продолжение военной операции также усложнит ситуацию.

Лишь бы не было Рафаха

Неслучайно госсекретарь США Энтони Блинкен на прошлой неделе в шестой раз с начала войны посетил Ближний Восток. В ходе поездки Блинкен хотел заручиться поддержкой арабскими странами и Израилем американского плана по прекращению огня. Переговоры на эту тему параллельно проходили в Дохе с участием катарских, египетских и американских посредников, но задачи госсекретаря выходили за рамки сделки по освобождению заложников. Главным стал поиск компромиссов, чтобы не допустить или максимально отодвинуть проведение Израилем операции в Рафахе, а также обсуждение будущего Газы и региона в целом после прекращения военных действий.

США всё еще надеются, что смогут вернуть ситуацию к состоянию до начала войны, когда главной в повестке была реализация идеи по нормализации отношений между Израилем и арабскими странами. Напомним, что этот процесс был начат еще администрацией президента Дональда Трампа и, казалось, может быть успешно продолжен при Джо Байдене. По крайней мере, накануне войны в секторе Газа на Ближнем Востоке считалось уже решенным делом установление дипломатических отношений между Израилем и Саудовской Аравией. Это была красивая стратегия, которая не требовала больших усилий, а приносила лишь бонусы — как дипломатические, так в перспективе и экономические. Добившись мира между Израилем и Саудовской Аравией, американцы могли бы действительно серьезно изменить Ближний Восток.

От идеи нормализации никто из арабских стран, выбравших этот путь, несмотря на войну не отказался, в том числе и Саудовская Аравия, но теперь для них вопрос принципа — добиться создания палестинского государства или, по крайней мере, сдвинуть этот процесс с мертвой точки. Последние переговоры об окончательном урегулировании палестино-израильского конфликта проходили в 2014 году. США надеются, что Израиль ради соглашения с Эр-Риядом согласится на определенные уступки на палестинском направлении.

Реальность сложнее. Сейчас израильское правительство не заинтересовано в возвращении в повестку темы создания палестинского государства — слишком много проблем это за собой влечет, включая углубление раскола в израильском обществе. Тем более война еще не закончена — не возвращены заложники и не сдержано данное израильтянам обещание навсегда покончить с ХАМАС в Газе.

Нетаньяху недвусмысленно дает понять, что операция в Рафахе будет продолжена вне зависимости от того, поддержат ли израильское решение США. Он сказал об этом и Энтони Блинкену во время визита последнего в Тель-Авив, и американским сенаторам-республиканцам, выступая перед ними по видеосвязи. Демократы Нетаньяху слушать отказались. Более того, группа из 19 сенаторов-демократов направила письмо Байдену, призывая его администрацию создать «смелую публичную основу» для решения палестино-израильского конфликта путем создания палестинского государства. В письме подчеркивается, что Байдену необходимо «возродить лидерство США в дипломатическом решении израильско-палестинского конфликта».

Чья репутация под угрозой

«Военная операция в Рафахе рискует еще больше изолировать Израиль во всём мире и поставить под угрозу его долгосрочную безопасность и репутацию», — заявил Энтони Блинкен по итогам визита в Тель-Авив на прошлой неделе.

Одновременно о возможной потере израильской репутации говорит бывший и, возможно, будущий президент США Дональд Трамп, который считается одним из самых близких к Израилю американских политиков. В опубликованном в понедельник интервью израильской газете «Исраэль ха-Йом» он сказал:

«Израилю следует быть очень осторожным, потому что вы теряете большую часть мира, вы теряете большую поддержку, вы должны закончить, вы должны выполнить свою работу. И вы должны прийти к миру, чтобы вернуться к нормальной жизни для Израиля и для всех остальных».

И это при том, что окружение Нетаньяху ждет возвращения Трампа в Белый дом, надеясь на его безоговорочную поддержку.

Но пока риторика Трампа, так же как и действующей администрации, диктуется выборами. США обеспокоены не столько израильской репутацией, сколько своей. Речь идет в том числе и о возможности влиять на Израиль. До сих пор Вашингтон считался единственной силой, которая могла это сделать. Теперь, отменяя визиты, отказываясь прекращать военную операцию, израильские власти просто демонстративно игнорируют США. А это серьезный ущерб для имиджа. При этом очернить Вашингтон изо всех сил старается и Москва, рисуя его как силу, поддерживающую нарушение международного права и закрывающую глаза на убийства мирных граждан.

Палестинские официальные представители постоянно заявляют, что посреднические миссии США не имеют успеха. Согласно проведенному в начале марта опросу общественного мнения среди палестинцев, только 1% респондентов положительно оценивает роль Вашингтона в урегулировании конфликта. Для сравнения — Россия получила 19%. Это самый высокий результат среди внерегиональных игроков. При этом роль России в основном сводится только к громким заявлениям с трибуны СБ ООН, обеспечению дипломатической поддержки арабской линии и приему палестинских делегаций, включая ХАМАС, в Москве. Российские власти не брали на себя никаких обязательств по решению конфликта на Ближнем Востоке, предлагая лишь строго придерживаться международного права и резолюций. В итоге они ничего не потеряли, а лишь получили очередную возможность для дискредитации роли США на Ближнем Востоке как неэффективного и необъективного посредника.

Вашингтон, приложивший огромные усилия для решения многих практических проблем во время войны — от облегчения гуманитарной ситуации в Газе до переговоров по прекращению огня — в итоге всё равно выглядит как сторона, дающая Израилю «зеленый свет» на продолжение войны. «Не может повлиять на Израиль — значит, не хочет», — такого мнения придерживаются в арабских странах. Значит, меньше будет доверия любым проектам США в регионе — будь то процесс нормализации арабо-израильских отношений или обустройство сектора Газа после войны.

Но полностью исключить США из процессов на Ближнем Востоке никто из их оппонентов не сможет. Ни Китай, ни Россия альтернативой быть не могут, хотя арабские страны активно используют Москву для продвижения своих интересов на международных площадках. Никуда не денется от США и Израиль, который нуждается в американском оружии и финансовой помощи. Уже в следующем месяце Конгресс должен проголосовать по вопросу выделения Израилю миллиардной суммы на военные расходы. Но то, что рычаги влияния на ситуацию на Ближнем Востоке у США стали ограниченными, — это факт, как и то, что эпохе безоговорочной поддержки Израиля в Вашингтоне пришел конец. Влияние арабского лобби там нарастает, как растет и в целом самостоятельность региональных игроков. Саудовская Аравия и Катар нужны США не меньше, чем США им.

Администрация Байдена попыталась усидеть на двух стульях — остаться верным союзником Израиля и продемонстрировать свою «хорошесть» как внутренней, так и внешней аудитории накануне выборов. Белый дом согласился с ликвидацией ХАМАС, но не учел цену, которую за это пришлось заплатить. Теперь он кинулся в другую сторону, требуя от Израиля соблюдения международного права и возвращения за стол переговоров с палестинцами, обходя тему будущего ХАМАС. В итоге ни арабские страны, ни Израиль не знают, чего ждать от администрации Байдена в каждую следующую секунду. Гораздо внятнее был Дональд Трамп. Он не стеснялся поддержки Израиля, и даже если кому-то не нравилась его позиция, все понимали, с чем имеют дело. Однако как Трамп поведет себя в случае избрания, пока неясно. Репутация и имидж важны и ему.

Марианна Беленькая