Вы здесь
Накануне визита Путина в Китай, США предостерегли Пекин от сотрудничества с Россией
США предупредили Китай, что его сотрудничество с Россией ставит под угрозу отношения Пекина с США и Европой.
«Если Китай хочет поддерживать хорошие отношения с Европой и другими странами, он не может и дальше подпитывать самую большую угрозу европейской безопасности, а именно российскую агрессию в Украине», – заявил представитель Госдепартамента Видант Пател.
«То, что это важно – это не только позиция США, но и четко выраженная позиция наших партнеров по «Большой семерке», наших партнеров по НАТО и ЕС», – продолжил он.
«Если КНР прекратит поддерживать Россию, России будет трудно продолжать военные действия против Украины, и ни одна страна не должна предоставлять Путину платформу для продвижения его агрессивной войны против Украины», – пояснил Пател.
«Мы не можем вернуться к привычному порядку вещей или закрыть глаза на явные нарушения международного права, которые совершила Россия», – указал он.
Заявление США появилось одновременно с сообщением МИД КНР о том, что президент России Владимир Путин посетит Китай с официальным визитом на этой неделе.
Путин прибудет в Пекин в четверг с двухдневным визитом по приглашению председателя КНР Си Цзиньпина, сообщило министерство.
Это будет первый зарубежный визит Путина после переизбрания в марте на пятый срок и второй визит в Китай за шесть месяцев.
В октябре он приезжал в Пекин для участия в форуме «Один пояс – один путь» – инициативы Си Цзиньпина, запущенной в 2013 году для расширения торговли и инвестиций через улучшение транспортных связей Китая с остальным миром.
Цель вояжа Путина в Китай, - и одна из самых приоритетных – продемонстрировать, что он «всё-таки выездной» несмотря ни на что, в том числе на решение Международного уголовного суда, выдавшего ордер на арест российского президента, считает экономический обозреватель, публицист Максим Блант. Как ему представляется, в Москве к тому же были весьма озабочены недавним визитом в Пекин госсекретаря США Блинкина, а также турне председателя КНР Си Цзиньпина по странам Европы.
«Очевидно, лидерам двух государств сегодня требуется "сверить часы", – добавил он. – И Кремль здесь выглядит наиболее заинтересованной стороной. Похоже, Путин хочет получить подтверждение всем прежним договоренностям. Думаю, однако, что никаких гарантий от Си он не получит. Скорее всего дело ограничится дежурными словами о поддержке Москвы Китаем. Китайцы – большие мастера давать ни к чему не обязывающие обещания».
Как сообщало агентство Bloomberg, Путин в ходе поездки в Китай может попытаться добиться увеличения товарооборота между странами. В последнее время объем китайского экспорта из-за угрозы вторичных санкций США начал заметно сокращаться.
Что касается торговли между Россией и Китаем, то здесь ни Путин, ни Си Цзиньпин радикально улучшить ситуацию вряд ли смогут, сомневается Максим Блант: «Потому что решение о тех или иных действиях в этой сфере, блокировках счетов и так далее зачастую принимают непосредственно китайские банки и компании. Поэтому на этом фронте у Путина мало шансов добиться успехов. Американские регуляторы, которые угрожают китайским банковским структурам вторичными санкциями, гораздо эффективнее, чем любые декларации, которые, возможно, будут сделаны (в ходе переговоров)».
Как отмечалось в недавнем докладе фонда Карнеги «За кулисами: возрастающая роль Китая в оборонной промышленности России», поставки в РФ компонентов двойного назначения позволяют Пекину способствовать укреплению российского ВПК, избегая при этом обвинений в прямом участии в вооружении Москвы и сохраняя видимость нейтралитета.
Все дело в том, что китайские бизнесмены предпочитают торговать товарами такого рода либо через Кыргызстан, либо даже через Северную Корею, подчеркнул публицист Максим Блант. «Все товары двойного назначения идут из Китая по замысловатой траектории. Поэтому упреки Запада (в адрес Пекина) на этот счет, безусловно, сохранятся. Но китайское руководство ясно дало понять, что специально тормозить сложившийся процесс не будет, хотя и не будет сильно его стимулировать. Позиция Пекина здесь сводится к тому, что если американцы хотят каким-то образом воспрепятствовать этому, то пусть сами и стараются», – резюмировал эксперт.
В свою очередь научный сотрудник Берлинского центра Карнеги (по изучению России и Евразии) Темур Умаров объясняет подход Пекина во взаимоотношениях с Россией и Западом присущей ему «стратегической двойственностью». По оценке востоковеда, это приносит массу выгод КНР.
«Потому что, как ни посмотри, любая сторона может подобрать подходящие для себя аргументы, удобно трактующие те или иные китайские действия и заявления, – пояснил он. –Например, если Россия захочет сказать, что она находится с Китаем в достаточно близких отношениях, это будет правдой. Если же Европа пожелает найти доводы в пользу своего сближения с Китаем, она тоже сделает это легко».
Это очень удобная позиция, которую Китай не собирается никаким образом конкретизировать, констатировал Темур Умаров: «Потому что любая конкретизация ничего хорошего Пекину не сулит. Он не может открыто встать на сторону Москвы и превратить свои отношения с Западом в открытое противостояние. Зачем лезть на рожон и приближать конфронтацию, которая и так, с китайской точки зрения, неизбежна? Но Китай и Россию не бросит на произвол судьбы, так как это не принесет ему никакой выгоды. По логике Пекина, непонятно, зачем ухудшать отношения с Россией в то время как она делает всё ради сохранения нынешних тесных двусторонних связей».
Вот отсюда и берется эта стратегическая двойственность Китая, заключил научный сотрудник Берлинского центра Карнеги.