Общественно-политический журнал

 

Блинкен: «Мы находимся на переломном моменте истории»

За неделю до того, как лидеры НАТО соберутся в столице США в Вашингтоне на 75-ый саммит НАТО, государственный секретарь Соединенных Штатов Энтони Блинкен посетил Институт Брукингса - влиятельный американский аналитический центр - с целью поделиться с экспертами и исследователями международной политики внешнеполитическим видением администрации Байдена и рассказать о роли руководства США в «навигации глобальных процессов».

В зале Брукингского института не было ни одного свободного места, а вся последовавшая дискуссия сопровождалась шумом с улицы, где собрались протестующие пропалестинские активисты, требующие прекращения военной операции Израиля в секторе Газа.

Руководствуясь Первой поправкой к Конституции США, многие из них усложнили повседневную жизнь главы американского внешнеполитического ведомства, разбив несколько месяцев назад круглосуточный палаточный лагерь у его резиденции, где Блинкен проживает вместе с женой и детьми.

Как складывается ситуация в мире и как Соединенные Штаты пытаются справиться с ней?

«Мы находимся на переломном этапе, - заявил госсекретарь США, - когда после Холодной войны возродилась конкуренция между великими державами».

Среди современных вызовов Энтони Блинкен назвал глобальный кризис здравоохранения, экономическую рецессию, войны в Европе и на Ближнем Востоке, стратегическую конкуренцию с Китаем, а также широкий спектр угроз стабильности и демократии во всем мире.

При этом глава Госдепартамента США высоко оценил усилия администрации Белого дома за прошедшую каденцию.

«Мы хотели сделать… две вещи: инвестировать в собственную безопаность, что мы и сделали, а также инвестировать в наши альянсы и партнерства, чего мы также добились…», - отметил госсекретарь.

Что США и НАТО готовы предпринять для обеспечения фактической победы Украины?

Блинкен напомнил, какова была ситуация в начале полномасштабного вторжения России в Украину, а также про цели Кремля, который намеревался буквально стереть Украину с карты мира для того, чтобы положить конец ее будущему как независимой страны и включить ее в состав “великой России”.

«Этого не произошло и уже не произойдет по двум причинам: благодаря необычайному мужеству и стойкости украинцев. А еще потому, что более 50 стран объединились во главе с Соединенными Штатами, чтобы поддержать и защитить Украину…», - рассказал госсекретарь.

Он пояснил, что сегодня «необходимо не только объединиться в поддержке Украины и дать Киеву все, что нужно и когда нужно, чтобы отразить российскую агрессию», но также крайне важно, чтобы Украина развивала собственную оборонно-промышленную базу таким образом, чтобы она смогла сама обеспечивать свой потенциал сдерживания и защиты от агрессии в будущем.

Блинкен также упомянул сегодняшнюю неотложную необходимость поставок систем ПВО для Украины, сказав, что в ближайшую неделю, когда соберется саммит НАТО, будут новости на этот счет.

«Мы также пытаемся привлечь частные инвестиции в Украину, чтобы гарантировать рост и процветание ее экономики. Мы уже видели на примере ситуации в Черном море, что Украина восстановила свой экспорт до уровня февраля 2022 года. Потенциал ее экономики таков, что при правильных инвестициях Украина покажет исключительные результаты. Евросоюз открыл процесс вступления для нее. Конечным результатом для нас будет - успешная Украина, что станет само по себе самым решительным ответом намерениям Владимира Путина», добавил госсекретарь.

Каково будущее трансатлантического альянса?

Энтони Блинкен приветствовал возвращение альянса к базовым принципам, заложенным при его формировании и, прежде всего, к «коллективной безопасности, когда любой потенциальный агрессор знает, что нападение на любого члена альянса означает, что ему придется иметь дело со всеми странами-членами НАТО».

Госсекретарь назвал «невообразимым ни для кого еще несколько лет назад» тот факт, что десятилетия придерживавшиеся нейтралитета Финляндия и Швеция стали полноправными членами НАТО.

Он отметил также увеличение расходов на оборону каждой из стран-членов НАТО в качестве важного и необходимого достижения.

Как развивается конкурентное противостояние США и Китая?

«Для американцев нет ничего уничижительного в слове “конкуренция”, - подчеркнул Блинкен, - Она - в основе нашей собственной системы, при условии, что она справедлива и эффективна. Будь то Китай, будь то какая-либо из других стран-противников: мы собираемся подойти к решению проблем с позиции силы, инвестировав в собственный потенциал».

Блинкен высоко оценил роль партнеров США в Индо-Тихоокеанском региона, которые приедут на саммит НАТО: Австралии, Новой Зеландии, Японии, Кореи.

Одним из новых проявлений сотрудничества с ними, он назвал понимание странами Азии проблем Европы, и наоборот, понимание в Азии того, что война в Европе - это и проблемы для стран Азии.

«Китай фактически инвестирует в российскую оборонно-промышленную базу, что позволяет ей продолжать агрессию: 70 процентов станков, импортируемых Россией – поступает из Китая; 90 процентов импортируемой в Россию микроэлектроники поступает из Китая. Для Европы - это самая большая угроза безопасности, с которой они сталкиваются со времен окончания Холодной войны. В результате, сознательной частью нашей политики стало предотвращение разрозненности между европейскими и азиатскими альянсами. Это часть нового ландшафта, новой геометрии, которую мы создали», - заверил Блинкен.

Так госсекретарь описал ближайшие цели Китая:

«Они хотели бы стать доминирующей страной в международной системе: в военном, экономическом и дипломатическом отношении. И если бы их видение мира действительно совпадало с нашим или со многими другими странами, это было бы одно. Но у них другое видение будущего. Мы с ним не согласны и будем очень активно конкурировать, чтобы именно мы (Запад) сформировали будущее».

Какова вероятность того, что план Байдена по прекращению огня в секторе Газа будет реализован?

Энтони Блинкен убежден, что мирный план Байдена - это способ положить конец конфликту в Газе и вернуть заложников домой.

«Все объединились в поддержку этого плана, за исключением ХАМАС, который попытался навязать новые условия, фактически вернувшись на уже согласованные позиции. Синвар не только удерживает израильских, американских и других заложников, он продолжает делать заложниками палестинских детей, женщин и мужчин, подпадающих под ужасающий перекрестный огонь, устраиваемый ХАМАС. Этот конфликт не может и не должен закончиться вакуумом в секторе Газа. Необходимо обеспечить план управления Газой и начать помогать людям восстанавливать свою жизнь», - заверил Энтони Блинкен.

Госсекретарь отметил три неприемлемых исхода конфликта в Газе: «израильская оккупация»; «лидерство ХАМАСа» (организации, признанной в США террористической), и «хаос в секторе».

«Одной из наших главных задач с самого первого дня – с октября – было сделать все возможное, чтобы гарантировать, что этот конфликт не распространится на север, в Ливан, а потом, возможно, и дальше. В данный момент - парадоксально - по нашему мнению, никто из основных региональных акторов на самом деле не хочет войны. Израиль не хочет войны… Я не верю, что “Хезболла” хочет войны. Ливан определенно не хочет войны, потому что он станет главной жертвой в ней. И я не верю, что Иран хочет войны, отчасти потому, что он не хочет чтобы “Хезболла” была уничтожена. С другой стороны, есть импульс, который может привести к распространению конфликта: 60 000 израильтян были вынуждены покинуть свои дома на севере страны. На юге Ливана много тех, кого также изгнали из своих жилищ. Необходимо прекращение трансграничных обстрелов. Однако “Хезболла” связывает это с прекращением действий Израиля в Газе. Поэтому достижение соглашения о прекращении огня важно для возвращения людей в свои дома и в Израиле, и на юге Ливана», - так Блинкен описал стратегию США на Ближнем Востоке.

Энтони Блинкен - 71- ый Государственный секретарь США. Он начал свою карьеру в Государственном департаменте во времена администрации Билла Клинтона.

На протяжении многих лет он занимал важные должности в Совете национальной безопасности, был руководителем аппарата сенатского Комитета по международным отношениям (при сенаторе Джо Байдене), советником по национальной безопасности (вице-президента Байдена) и заместителем госсекретаря во время президентства Барака Обамы.