Общественно-политический журнал

 

Российская оппозиция из «обменного фонда» - не успели прийти в себя и уже поучают своих освободителей

Пресс-конференция трех «отпускников» вызвала шквал комментариев. Увы – в большинстве своем отнюдь не восторженных, не солидарствующих. 

Причиной стали ряд заявлений, которые, в лучшем случае, критиками определены как «странные».  И это, прежде всего, возражения против санкций: дескать, они несправедливы, потому что направлены не против лично Путина, а против всего народа.

Этот постулат, изреченный и Кара-Мурзой, и особенно настырно – Яшиным,  вызывают, как минимум, два вопроса.

Первый – чисто технический – как это осуществить практически? Арестовать личные сбережения и собственность за рубежом? Но это и так уже частично сделано, а в остальном – пойди - проверь! Ограничить передвижение по миру? Но он и так невъездной на Западе, а Восток в лице Китая, Ирана или Сев. Кореи под такие санкции не подпишется.

Второй – моральный -Мудрецы о коллективной ответственности (КО). Вопрос фундаментально философско-этического свойства, который остается открытый веками просто потому, что люди имеют по нему стойкие позиции, независимые от аргументов противной стороны. Подавляющее большинство против нее возражают, полагая, что это – прямое ущемление личности. Причем аргументы приводятся диаметрально противоположного характера.  У одних фигурирует здесь слова «индивидуальность» (дети за отцов не отвечают!) и «свобода». У других – «маленький человек», от которого ничего не зависит. И поэтому он не должен отвечать за игры политиков и вообще -  «сильных мира сего» .

Ну, а сторонники КО, которых явно меньшинство, рассматривают его в категориях «должного», уклонение от которого не освобождает от ответственности. Проще говоря, если ты терпишь тирана или просто сволочь на голове, то тем самым становишься виновником того, что они вытворяют. Дискус внутри такой позиции касается лишь нюансов. В частности, характера ответственности – ограничивается ли она моральной. Или допустима (и в каких случаях) и юридическая.

Поскольку телекартинка за пределами России рисуется в основном ведущими и комментаторами либерального  пошива, позиция «отпускников» демонстрируется с осуждением в разных акцентах – от иронического до едкого, от недоумевающего до саркастического. Однако, нетрудно представить, какой шквал возражений бурлит в сетях.

Не столь горячие, но заметные реакции высказал и другой тезис, прозвучавший в связи с пресс-конференцией – остановить войну любой ценой. На эмоциональном уровне эта песня строится на нотах про жизнь детей и женщин. На практическом означает разговоры о перемирии и переговорах.  Сила обоих аргументов легко восприимчива, потому что в общих чертах сражает пафосом гуманизмом, до подлости и подлога  обманчивым в конкретике ситуации. Просто потому, что они фигурируют в состоянии затяжной кровавой войны, в которой, как минимум, одна сторона даже не скрывает, что подразумевается полная капитуляция противника. А сам механизм ее заведен на обороты класса «кровь за кровь», остановить который не готова не только  власти, но и плебс с обеих сторон.

Наблюдатель  

Тезисы этих героев никого вам не напоминают?
Чем они отличаются от пропалестинских активистов, утверждающих, что в Газе гибнут исключительно простые мирные палестинцы и по этой причине следует немедленно прекратить войну, начатую и поддерживаемую все теми же "мирными палестинцами"?

Российская оппозиция, как и Путин, всегда жила в каком то ином нереальном мире, потому мы и пришли к жизни такой. Они отказываются понимать, что идет не пресловутая СВО, а реальная война, развязанная их страной. А на войне - как на войне, там и снаряды летают. И санкции являются тоже снарядами, но наиболее гуманными.

Они уверены, что побывав длительное время оторванными от жизни, под тотальным контролем вертухаев, стали мудрее и лучше других видят реальность? Могут поучать других?