Общественно-политический журнал

 

Новая «Ось зла»?

Американские официальные лица все чаще выражают обеспокоенность по поводу формирующегося партнерства между Китаем, Россией, Ираном и Северной Кореей, о котором в Вашингтоне некоторые говорят как о новой «Оси зла».

Эти опасения получили серьезную поддержку в среду, когда министр обороны США Ллойд Остин подтвердил, что северокорейские военные находятся в России, предположительно готовясь к участию в войне на стороне Москвы в Украине.

Несколькими днями ранее Россия принимала участие в военно-морских учениях, которые проводил Иран.

Китай, Северная Корея и Иран по-разному поддерживают российскую военную машину во время войны в Украине. Иран предоставляет ракеты и беспилотники. Северная Корея поставляет артиллерийские боеприпасы. А Китай предоставляет технологии двойного назначения и промышленную продукцию, включая полупроводники и двигатели для беспилотников.

«Мы были свидетелями возникновения “Оси зла” еще в конце 1930-х – в 1938-1939 годах. Мы видели, что сделал мир в тот конкретный момент, чтобы объединиться», – заявил республиканский конгрессмен от штата Вирджиния Роб Уиттман заместитель председателя Комитета Палаты представителей по вооруженным силам.

«Сегодня мы находимся на том же перепутье, когда есть страны, которые не верят в то, во что верим мы, не верят в верховенство закона, не верят в защиту прав и достоинства человека», – добавил он, выступая в ходе онлайн-дискуссии, организованной в сентябре Центром новой американской безопасности.

В 2002 году президент США Джордж Буш-младший использовал термин «Ось зла» в своем докладе Конгрессу «О положении дел в стране», имея в виду страны, поддерживающие терроризм, такие как Северная Корея, Иран и Ирак. В последнее время под «Осью зла» в Вашингтоне подразумевают Китай, Россию, Иран и Северную Корею.

Госсекретарь США Энтони Блинкен называет эти страны ревизионистскими державами. По его мнению, сейчас идет ожесточенная борьба, которая определит новую эру в международных делах, и несколько стран полны решимости изменить основные принципы международной системы.

«Хотя эти страны не являются осью, а администрация ясно дала понять, что не стремится к блоковой конфронтации, выбор, который делают эти ревизионистские державы, означает, что мы должны действовать решительно, чтобы предотвратить такой исход», – написал Блинкен в ноябрьском/декабрьском выпуске журнала Foreign Affairs.

Уиттман прибегает к термину «Ось зла» и говорит, что входящие в нее страны сегодня имеют больше возможностей дестабилизировать мир, чем нацистская Германия и ее союзники в 1939 году, поскольку они сотрудничают и обмениваются технологиями на всех уровнях.

«Если изучить беспилотники, сбитые в Украине, то можно обнаружить китайские печатные платы, китайские системы на борту этих беспилотников», – сказал Уиттман в интервью «Голосу Америки».

«Вы также видите, что снаряды, которыми стреляют по Украине из российских артиллерийских орудий, производятся в Северной Корее. Вы видите, что беспилотники, которые россияне используют в боевых действиях, производятся в Иране», – добавил он.

По словам конгрессмена, новое партнерство извлекает уроки из войны в Украине, обретая опыт, который не может быть получен в ходе обычных испытаний и разработок в мирной обстановке.

«Самая главная отличительная черта “Оси зла” 2024 года заключается в том, что по крайней мере три из четырех стран находятся в режиме экспансии», – написал ранее в этом году научный сотрудник Института политических инноваций Меррилл Мэтьюс.

«Они хотят иметь гораздо больше территорий и власти. И они координируют свои усилия для достижения своих целей. Это очень опасное развитие событий», – добавил он.

Мэтьюс заявил «Голосу Америки», что эта четверка стремится создать в значительной степени самодостаточную экономическую зону, которая не будет зависеть от западной экономики в плане выживания.