Общественно-политический журнал

 

Вместо перемирия, Путин предложил возобновить переговоры о перемирии

Владимир Путин в ночном заявлении 11 мая не принял предложение Украины и ее западных союзников объявить новое 30-дневное перемирие, обвинив Киев в нарушении предыдущих объявленных Москвой периодов прекращения огня.

Он предложил обсудить в том числе и вопрос перемирия на прямых переговорах Москвы и Киева, которые, по его словам, могут состояться уже 15 мая в Стамбуле. Москва готова участвовать в них без предварительных условий, заявил президент России.

Предложение Путина — это фактически возврат к формату и процессу, который в 2022 году закончился безрезультатно.

Москва ответила на предложение Украины объявить новое безусловное 30-дневном перемирии фактическим отказом. Это следует из ночного заявления, которое Владимир Путин сделал для журналистов в Кремле.

Он объявил Киев в нарушении режима прекращения огня во всех перемириях, которые были инициированы Кремлем ранее: «энергетического перемирия» в марте-апреле 2025 года, апрельского «пасхального перемирия» и трехдневного прекращения огня, объявленного Москвой на 8-10 мая. Украина эти обвинения неоднократно отвергала и заявляла, что режим прекращения огня нарушает именно Москва.

Предложение Киева объявить с 12 мая режим полного и безусловного прекращения огня на 30 дней прозвучало накануне в Киеве, по итогам саммита «коалиции желающих» в Украине и совместного звонка лидеров Франции, Великобритании, Польши и Украины Дональду Трампу. Президент США также поддержал общее решение потребовать от Москвы объявить «полное и безусловное перемирие».

Отказавшись от идеи прекратить огонь, Путин предложил Киеву возобновить прямые переговоры о перемирии «без каких-либо предварительных условий».

Это может произойти уже 15 мая в Стамбуле, заявил он журналистам в Кремле.

Новые переговоры должны стать, по словам Путина, продолжением стамбульских переговоров 2022 года.

«Начать предлагаем без промедления, в Стамбуле... где они были прерваны», — заявил Путин, добавив, что тогда переговоры, которые не увенчались перемирием, сорвала, по его мнению, Украина.

По его словам, 11 мая, в воскресенье, он планирует обсудить эту инициативу с президентом Турции Реджепом Эрдоганом. Он же был посредником между Киевом и Москвой в 2022 году.

«Не исключено, что во время переговоров удастся договориться о новом перемирии, новом прекращении огня», — сказал Путин, добавив, что теперь «мяч на стороне Украины».

Он не предложил объявить перемирие на время переговоров.

При этом российский президент повторил то, что раньше уже говорил много раз: «Мы настроены на серьезные переговоры с Украиной, их смысл в том, чтобы устранить первопричины конфликта».

Он также вспомнил о том, что перемирие, в представлении Москвы, должно также исключать возможности Киева перевооружаться, обучать военных и т.п. Впервые такие условия он обнародовал еще в марте, когда впервые прокомментировал отношение Москвы к потенциальному перемирию. «Мы за, но есть нюансы», — заявил тогда российский президент, подразумевая как раз условия, на которых Москва готова прекратить огонь.

Украина и ее западные союзники называли эти требования недопустимыми, поскольку в таком случае Киев окажется безоружным.

Выступление Путина началось примерно в 01:30 ночи по московскому времени и длилось около 20 минут, став, возможно, самым поздним выступлением президента в Москве. Вскоре после этого украинские мониторинговые каналы сообщили о возобновлении полетов российских ударных беспилотников в воздушном пространстве Украины.

Что предлагал Киев

Путин сделал свое заявление спустя несколько часов после того, как в Киеве состоялся саммит лидеров стран — западных союзников Украины, так называемой «коалиции желающих». В ожидании заявления Путина Кремль не комментировал итоги саммита: требование полного и безусловного прекращения огня минимум на 30 дней, начиная с 12 мая, которое обнародовал президент Украины Владимир Зеленский.

Для участия в ней утром 10 мая в украинскую столицу прибыли канцлер Германии Фридрих Мерц, президент Франции Эмманюэль Макрон, британский премьер Кир Стармер и глава правительства Польши Дональд Туск. После переговоров с Зеленским они впятером обсудили по телефону свою инициативу с президентом США Дональдом Трампом, который поддержал их требование к Москве.

«Если [Путин] говорит о мире серьезно, у него есть возможность показать это, — заявил по итогам саммита Стармер. — Хватит „если" и „но", довольно условий и отсрочек».

Если Москва не согласится, Европа и США готовы ввести против нее новые санкции, пообещал Макрон.

Киев пока не прокомментировал предложение Кремля провести в Стамбуле новые переговоры. Западные лидеры также не дали своих оценок отказу Путина от предложенного 30-дневного перемирия.

Как проходили переговоры в Стамбуле в 2022 году и чем они закончились

Переговоры в Стамбуле, которые Путин фактически предложил продолжить, состоялись в конце марта 2022 года, спустя несколько недель после начала Россией полномасштабного вторжения на территорию Украины.

Тогда Россия настаивала на отказе Украины от вступления в НАТО и согласии Киева на безъядерный и внеблоковый статус государства, на что Украина была готова пойти при условии зафиксированных договорами гарантий ее безопасности. Предполагалось, что вопрос аннексированного Россией Крыма и Донбасса будет обсуждаться отдельно на уровне президентов двух стран. Киев заявлял, что подписание договора возможно только после полного прекращения огня.

Итоги переговоров были зафиксированы в так называемом «стамбульском коммюнике», но конкретные договоры в его развитие так и не были заключены. В середине июня, как сообщал помощник Путина Юрий Ушаков, «все заглохло».

Источник Би-би-си так объяснил тогда причину провала переговоров: «Переговоры были о документах, которые подпишут, если лидеры договорятся о мире. Сейчас уже понятно, что мира быть не может вообще».

К тому времени, в частности, уже были обнародованы факты военных преступлений российских военнослужащих в украинской Буче, а Россия лишилась флагмана Черноморского флота крейсера «Москва», что осложнило переговоры вопреки заявлениям Зеленского о готовности их продолжать.

Осенью того же года, после аннексии Россией четырех регионов Украины, президент Украины подписал указ, который фактически запрещал ведение прямых переговоров с Владимиром Путиным.

Теперь, как говорит помощник Путина Юрий Ушаков, переговоры должны возобновиться «с того момента, на котором мы остановились в 2022 году, с учетом, естественно, реальной ситуации».

О стамбульском коммюнике как об отправной точке для новых переговоров снова заговорили весной 2025 года. В частности, спецпосланник Дональда Трампа по Ближнему Востоку, участвующий также в процессе организации переговоров по Украине Стив Уиткофф назвал стамбульские переговоры «внятными и содержательными» и сказал, что они, по его мнению, могут послужить «ориентиром для заключения мирного соглашения». С ним, однако, не согласился Кит Келлог, спецпредставитель Трампа по Украине, который заявил, что теперь сторонам «нужно разработать что-то совершенно новое», напоминает Reuters.

Что именно обнадежило Трампа?

Из-за того, что заявление Путина прозвучало уже глубокой ночью, реакция на него еще только начинает поступать.

Дональд Трамп пока ограничился самым общим комментарием к событиям последних суток, назвав их «потенциально великим днем» для России и Украины.

«Подумайте, сколько сотен тысяч жизней будет спасено после того как эта нескончаемая „кровавая баня", будем надеяться, подойдет к концу. Это будет новый мир, куда лучше прежнего. Я продолжу работать с обеими сторонами, чтобы добиться этого», — написал он в своей соцсети Truth Social.

Однако из поста американского президента нельзя сделать однозначный вывод о том, что именно его обнадежило: коллективное требование союзников Украины о 30-дневном перемирии или предложение Владимира Путина Киеву вернуться к прямым переговорам на фоне отказа прекратить огонь.

Президент Франции Макрон назвал предложение Путина возобновить прямые переговоры Москвы и Киева «первым шагом, но недостаточным», передает агентство AFP.

«Безусловное прекращение огня не предваряется переговорами, — сказал он журналистам в польском Пшемысле на пути из Киева домой. — Путин ищет выход, но хочет выиграть время».

Знали ли украинские власти, что Владимир Путин вызовет их на встречу в Стамбул, неясно. Форма, которую выбрал Кремль для этого приглашения, безусловно спровоцирует разговоры о серьезности намерений российского президента.

В любом случае предложение Путина ставит Киев в непростую ситуацию. С одной стороны, Украина при поддержке союзников неделями настаивала на том, что реальные переговоры с Россией можно начать только в условиях остановки боевых действий. С другой стороны, на Киев давят США во главе с Дональдом Трампом, который хочет добиться быстрого конца войны.

Если Киев все-таки согласится на прямые переговоры с Москвой, это даст старт сложному дипломатическому процессу с большим количеством неизвестных. Что делать с оккупированными территориями? Какие гарантии безопасности получит Киев и кто их даст? Возможно ли вернуться к документам эпохи стамбульского коммюнике с учетом того, что готовились они до аннексии четырех регионов Украины? Готова ли Россия к каким-либо компромиссам?

Все это очень болезненные вопросы. Искать на них ответы рано или поздно придется. Нам пока остается ждать, что ответит Украина на вызов Кремля.