Вы здесь
Пока что реакция стран НАТО не настолько тревожная, как у Польши - напали не на них
Почти два десятка беспилотников, залетевших в воздушное пространство Польши во время массированного удара по Украине, польские военные назвали «актом агрессии, который угрожал безопасности граждан». Политическая реакция руководства страны на это событие — дело очень сложное. Такая эскалация слишком мала для задействования 5-й статьи Североатлантического договора, но оставить ее без реакции тоже нельзя.
Польша запросила применение статьи 4 Североатлантического договора, которая позволяет членам альянса выносить вопросы на рассмотрение Североатлантического совета — главного политического органа НАТО.
Статья 5 гласит, что, если одно государство-член НАТО становится жертвой вооруженного нападения, все остальные государства-члены Североатлантического альянса будут считать этот акт насилия вооруженным нападением на все страны НАТО и предпримут действия, которые сочтут необходимыми, чтобы помочь стране НАТО, подвергшейся нападению.
Однако, хотя это событие и будет обсуждаться на Североатлантическом совете, пока что реакция других стран стран Альянса не настолько же тревожная, как у Польши.
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан сказал, что «политика призыва к миру в российско-украинском конфликте разумна и рациональна».
В Кремле действия и заявления Варшавы назвали «провокацией». «Руководство ЕС и НАТО ежедневно обвиняют Россию в провокации. Чаще всего даже не пытаясь представить хоть какую-то аргументацию», — сказал пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков РИА «Новости», делегировав все комментарии Министерству обороны РФ.
Министерство обороны, в свою очередь, заявило, что не планировало поражать «объекты на территории Польши», а дальность дронов, которые они использовали, «не превышает 700 километров».
Как сообщает Polsat News, обломки одного из дронов попали в жилой дом в селе Вырики Воля (Wyryki-Wola) в Люблинском воеводстве. Этот населенный пункт находится в 580 километрах от ближайшей территории России.
Пределы возможного
«Москва всегда испытывает пределы возможного и, если не встречает сильной реакции, остается на новом уровне эскалации», — заявил президент Украины Владимир Зеленский.
Украинский президент фактически описал так называемую «тактику салями» — термин, который появился в одной из серий сатирического политического ситкома «Да, премьер-министр», выпущенного Би-би-си в 1980-х.
Это метод постепенного достижения стратегической цели через серию маленьких шагов, каждый из которых по отдельности не выглядит критическим или достаточным, чтобы вызвать серьезное сопротивление, но в сумме они радикально меняют ситуацию.
И если следовать этой логике, то если несколько дронов, залетевших в воздушное пространство Польши, не могут запустить в действие 5-ю статью НАТО, запустит ли ее целая серия подобных шагов?
Версии
Проблема политического реагирования на такое событие в том, что, во-первых, не очень понятна его природа — были ли эти дроны выпущены намеренно, либо они сбились с курса по какой-то другой причине.
Такой причиной могла бы быть, например, работа украинских систем радиоэлектронной борьбы.
Один из приемов РЭБ — скуффинг — позволяет подменить сигнал спутника и заставить систему навигации определять координаты с ошибкой.
Но российские дроны обычно оснащены двойной навигацией, где GPS дублируется инерциальной системой. Кроме того, некоторые дроны оснащаются аппаратурой ориентирования по вышкам сотовой связи.
Поэтому сбить с направления боевой дрон средствами РЭБ непросто.
Нельзя исключать, что дроны могли стать жертвой ошибки программирования, но тогда было бы логично услышать, как минимум, признание такой вероятности российскими властями. Этого не произошло.
Поэтому версия о том, что дроны были преднамеренно направлены в Польшу, многими воспринимается как самая логичная.
Вторжение или нет?
Однако даже это умозаключение кажется, внесло некоторую сумятицу в реакцию Варшавы и НАТО.
Источник агентства Reuters ночью заявил, что в НАТО не рассматривают вторжение российских дронов в воздушное пространство Польши как нападение; с другой стороны, польские военные сочли это «агрессией».
Возможно, это объясняется тем, что Польша, как и страны Балтии, ожидала эскалации отношений с Россией, однако готовилась она совершенно к другому. 12 сентября на территории Беларуси должны начаться учения «Запад-2025».
Литовская разведка оценила масштаб этих учений как умеренный. По их данным, в «Западе» примут участие 30 тысяч военнослужащих, из которых только восемь тысяч будут находиться на территории Беларуси. Из них шесть тысяч — белорусские военные и только две тысячи — российские военные.
Масштаб этих учений меньше, чем на предыдущих маневрах серии «Запад» в 2021 году, и военные аналитики отмечали, что вероятность того, что они приведут ко вторжению, невелика.
Тем не менее, польские власти закрыли границу с Беларусью, причем даже для железнодорожного транспорта.
С одной стороны, рассматривать российско-белорусские учения как подготовку ко вторжению в Польшу или страны Балтии — традиция, которая восходит к 2017 году, когда это произошло впервые.
Когда учения закончились и войска вернулись к местам постоянной дислокации, эти опасения оказались излишними.
Однако в феврале 2022 года другие российско-белорусские учения — не «Запад», а «Союзная решимость» — оказались закамуфлированной подготовкой вторжения в Украину. Войска, которые прибыли на эти маневры, через четыре дня после их окончания двинулись на Киев.
Поэтому в Варшаве к маневрам в Беларуси относятся более чем серьезно.
Информационная кампания
Эксперты из польского Центра восточных исследований Анджей Вильк и Петр Жоховский в аналитическом материале, посвященном подготовке к учениям, пишут, что «Минск, скоординировав свои действия с Кремлем, использует учения для проведения дезинформационной операции».
С одной стороны, пишут аналитики, Минск демонстрирует готовность к деэскалации, заявляя о сокращении масштабов учений и переносе их в районы, удаленные от Польши.
Кроме того, сценарий учений подчеркнуто оборонительный — в нем не содержится никаких намеков на действия на территории противника.
С другой — Минск заявляет, что Польша готовится напасть на Беларусь и даже собирает для этого войска. «Надо очень внимательно смотреть (мы этим и будем заниматься) и реагировать. Если они будут проявлять какую-то агрессию по отношению к Республике Беларусь, у нас есть чем ответить», — заявил 13 августа Министр обороны Виктор Хренин.
Об этом же говорится и в аналитическом материале латвийского Бюро по защите конституции (Satversmes aizsardzības birojs), которое занимается, в частности, контрразведкой.
«Весьма вероятно, что по мере приближения активной фазы „Запада-2025“ заявления России и Беларуси будут становиться громче, а информационные кампании против Латвии и НАТО — активнее. Также весьма вероятно, что российские и белорусские официальные лица будут внимательно следить за распространяемыми в информационном пространстве НАТО нарративами с целью их драматизации и использования в собственных информационных кампаниях», — говорится в нем.