Общественно-политический журнал

 

В Казани русским предложили создавать свои республики в составе РФ

7 мая в Казани прошел круглый стол на тему "Этнический федерализм и вопрос целостности России: юридическое неравноправие субъектов, региональная этнократия, потенциал сепаратизма". На мероприятие был приглашен бывший депутат Госдумы РФ, один из активистов татарского национального движения Фандас Сафиуллин, который посоветовал русским создавать свои республики в составе России.

Сафиуллин признал, что у русских есть проблемы в национальных республиках, в том числе и в Татарстане. Однако в качестве варианта решения он предложил "создавать русские республики в составе России".

По мнению остальных участников круглого стола, организованного по инициативе Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ, косвенным подтверждением намерения татарских националистов является кампания, развернутая в местных СМИ, которые управляются республиканским госагентством "Татмедиа". На местных телеканалах акции татарских национал-сепаратистов подаются в положительном ключе, а генеральный директор канала "ТНВ" Ильшат Аминов договорился до того, что назвал родителей школьников, требующих права на изучение русского языка "узколобыми фашистами".

Как было заявлено, целью круглого стола стало обсуждение проблемы этнического федерализма в постсоветской России, юридического неравноправия субъектов федерации, потенциала сепаратизма в национально-территориальном устройстве государства.

Профессор-социолог Александр Салагаев охарактеризовал современное государственное устройство России как "асимметричную этнофедерацию". По словам ученого, в 11 национальных республиках из 21 численность "титульного этноса" составляет меньше половины населения субъекта. "Учитывая, что суверенитет национальных республик исходит из суверенитета титульных этносов, остается непонятным, на чем основан суверенитет этих 11 квазиреспублик?", - задался вопросом Салагаев.

Он также подчеркнул, что отношения между национальными республиками и федеральным центром в постсоветский период носили не федеративные, а конфедеративные отношения. Формально они сохранились и сегодня, ведь до сих пор Татарстан и Чечня не подписали федеративного договора, а у Казани с Москвой имеется номинальный, но до сих пор действующий Договор о разграничении полномочий, которого нет ни у одного региона.

 По мнению профессора, юридическое неравноправие регионов, заложенное в 5-й статье Конституции РФ, по которой Россия - это государство, на территории которого находятся 21 государство, а остальные 62 субъекта просто ее регионы, также имеет социально-экономические причины. Александр Салагаев привел данные по уровню дотаций в 2011 году: если в Белгородской области он составляет 950 рублей на одного жителя, то в Чечне - 12 тысяч, Ингушетии - 15 тысяч, а в Тыве - 31 тысяча рублей. В итоге, считает ученый, "юридическое и социально-экономическое неравноправие регионов в виде ассиметричной этнофедерации, существующей в России с 1922 года, может привести к ее развалу".

В ответ на выступление Салагаева Фандас Сафиуллин заявил, что асимметрия России началась еще с дореволюционных времен: "Разве Российская империя с особым статусом Польши, Финляндии, Бухарского эмирата не была ассиметричной этнофедерацией?". При этом он подчеркнул, что если для сохранения русского народа не важно, каким государством будет Россия - унитарным или федеративным, то для нерусских народов очень важно, чтобы Россия была федерацией, потому что "этнофедерация - это форма национально-культурного выживания для нерусских". Сафиуллин также частично согласился с мнением Александра Салагаева, что большинство из национальных республик - это квазиобразования, но отметил, что "у этих народов исторически была государственность", и это дает им право "на обладание национальной республикой".

Научный сотрудник РИСИ Василий Иванов проанализировал в своем выступлении особый статус титульных этносов в национальных субъектах. По словам исследователя, Татарстан, Башкирия, Чувашия, Коми, Удмуртия, Карелия и Адыгея выделили в своих конституциях титульные этносы из многонационального населения, заложив тем самым формальную дискриминацию по национальному признаку.

"Ярким примером является Конституция Татарстана, в преамбуле которой отдельно прописан "многонациональный народ Татарстана" и "татарский народ". Это уже позволяет говорить о том, что в республике есть отдельно татары и "все остальные", образующие многонациональный народ Татарстана, в который не входят татары", - заметил Иванов. Профессор Салагаев добавил, что в современной России русские подобны крепостным крестьянам, которых до 1861 года в законодательстве даже не существовало: сегодня нет ни одного закона или правового акта, в котором бы упоминались "русские" или "русский народ".

По итогам дискуссии руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов заявил, что для исправления юридического неравноправия регионов можно было бы изменить 5-ю статью Конституции России. "Здесь может быть два пути: или все 83 субъекта России объявить государствами, и тогда Россия будет государством, в составе которого 83 государства, или убрать из 5-й статьи упоминание о том, что республики - это государства. Естественно, самый лучший и правильный вариант - второй", - считает он.

При этом Сулейманов напомнил, что Конституцию Татарстана редактировали неоднократно. Причем самое большое число поправок вносилось не в 2000-е годы, когда Москва требовала привести региональное законодательство в соответствие с федеральным, а в 1990-е, когда Татарстан де-факто находился в конфедеративных отношениях с Россией: 30 марта 1995 года в нее было внесено 5 поправок, 8 декабря 1995 года - 3, 26 мая 1999 года - 2, наконец, 21 июля 1999 года - сразу 15; итого "в допутинское время" - 25 поправок.

"Национально-территориальное деление неизбежно ведет к появлению региональной этнократии, а в перспективе и к моноэтнизации региона, что на практике приводит к исходу русских. В Татарстане эмиграция русских уже давно началась, а сейчас местная этнократия создает все условия для того, чтобы русские покидали республику. Это приводит национальные республики России к этноконфессиональной архаизации оставшегося там титульного населения (среди татар этот процесс идет по пути распространения радикальных форм ислама), ставит под вопрос будущность российской государственности в Поволжье и на Северном Кавказе. В долгосрочной перспективе это - путь к развалу страны", - сделал вывод эксперт.

ИА REGNUM