Если сегодня мы не раздавим гадину клерикализма, завтра она будет пить нашу кровь, как делала это веками
14 августа, 2012 - 23:54
Вольтер, написавший знаменитое «Раздавите гадину!» о католической церкви, выступал и против конкретных случаев религиозного террора. Вот что об одном таком факте писал Юрий Лотман: «Во время уличного церковного хода два молодых щеголя, Ла-Барр и Эталонд (первому было 16, второму - 17 лет), демонстративно не сняли шляп перед проносимыми мимо святынями. Через месяц кто-то поцарапал ножом установленное на мосту деревянное распятие. Подозрение пало на молодых людей. Эталонд бежал, Ла-Барр же был схвачен… Амьенский епископ де Ла Мот и местный суд почувствовали поживу: можно было устроить шумный процесс против зараженной безверием и цинизмом молодежи… Развратный Людовик XV был ревнителем морали и веры, когда дело касалось его подданных. Приговор был им утвержден, и 1 июля 1766 г. Ла-Барр был подвергнут казни…». Если вместо Ла-Барра поставить Толоконникову и ее подельников, вместо епископа Ла Мота – патриарха Гундяева, вместо Людовика XV – Путина, вместо казни – заключение, вся эта история преследования за «кощунство» будет выглядеть как почти буквальное описание дела Pussy Riot.
Далее Лотман пишет: «Вольтер ринулся в бой как тигр. Он пишет сочинения, которые жгут бумагу… Вольтер заставлял всех, у кого не вырваны языки, почувствовать стыд за соучастие в преступлении (за то, что допустили казнь Ла-Барра) …».
Да, нынешние «защитники свободомыслия» - далеко не Вольтеры. Вот, что, например, говорит о Pussy Riot Борис Немцов: «Если бы это были мои дочки, я бы их отшлепал! Такое поведение в храме, конечно, недопустимо!». Оскорбляя тех, кого собирается защищать, он видимо даже не подозревает, что бить собственных детей не только по-человечески плохо, но и в нормальных странах просто уголовно наказуемо. В таком же трусливо изменяющемся духе «заступаются» за панк-артисток и многие другие.
Вольтер выступал не просто против церкви, а против попыток церковников с помощью насилия навязать свои правила, а значит и власть обществу. Именно это сейчас происходит в России. В СССР церковная гадина сидела на привязи в клетке и не рыпалась (ее место, правда, занимала не менее навязчивая гражданская коммунистическая религия). Потом гадина стала верно служить новой российской клептократии и за это получила возможность активно лезть в души наших детей; образование, государственные СМИ и т.п. Мы тихо роптали, но терпели. Сейчас гадина обнаглела, вспомнила вкус крови и начала терроризировать инакомыслящих. Дело Pussy Riot только первый подобный пример. Если гадину не раздавить, она будет все более прожорлива.
Pussy Riot - не провинившиеся, которые заслуживают снисхождения, а герои (вне зависимости от их первоначальных мотивов и различных интриг, связанных с этой акцией). Они показали пример поведения свободных людей, для которых не существуют клерикальные запреты. Pussy Riot защищают естественное право человека говорить и петь, что угодно и в любом месте: в церкви, в Кремле, в синагоге, в мечети, на съезде любой партии, в обществе филателистов, в сумасшедшем доме и в клубе сбежавших оттуда Наполеонов. Человек, нарушающий правила, принятые в данном собрании, может быть выведен из помещения. Но никто не имеет право преследовать его за нарушения этих, пусть даже трижды сакральных для собравшихся правил: ни административно, ни уголовно.
За религиозными учреждениями нельзя признавать некое особые права на обиду и преследование обидчиков. Сегодня православные оскорблены артистами, поющими панк-рок в храме, мусульмане карикатурами на Мухаммеда, а ортодоксальные иудеи в Израиле теми, кто работает в субботу. Завтра они объявят кощунцами, например, тех, кто не ходит по субботам в синагогу или в церковь по воскресениям, введут православный или мусульманский дресс-код на улицах и т.д.. Признать их право привлекать «обидчиков» к ответственности, значит попасть к религиозным фанатикам в рабство.
На западе вольтеровская гадина-церковь оскоплена, труслива и хитра как старый беззубый евнух в гареме. У нас, как и в мусульманских странах – агрессивна и жестока. Если бы на месте нашего Гундяева был бы какой-нибудь западный хитрый лис типа покойного Кароля Войтылы, он бы уже давно лично вывел под руки участников Pussy Riot из тюрьмы. Слащаво улыбаясь, посадил бы девочек в собственный папа-мобиль и развез по домам. В результате популярность его выросла бы многократно, а кризис в отношениях между церковью и обществом был бы преодолен. Но Гундяеву и его приспешникам нужна кровь «кощуниц». Злоба патриарха и его защитника-Президента сильнее любых разумных доводов, она толкает их на иррациональные, бессмысленно жестокие действия. А обезумевшая гадина вдвойне опасна для окружающих.
Не надо заигрывать с церковью и религией, как это делают некоторые лицемерные «защитники» Pussy Riot. Свободомыслящим людям естественно выступать против любого религиозного мракобесия, угрожающего современному образованию, творческому развитию общества, свободе. Надо понять, что эту угрозу несут не только, и не столько персонально Гундяев и Компания, но любые религиозные организации как институт -архаичный, реакционный, авторитарный. Необходимо честно и открыто противостоять усилению роли религии в обществе, не стесняясь и не боясь негативной реакции одурманенных людей. Только в случае успеха этой борьбы мы добьемся не просто освобождения, но оправдания Pussy Riot и, главное, не допустим рецидивов государственно-религиозного террора в будущем.
Если сегодня мы не раздавим гадину клерикализма, завтра она будет пить нашу кровь, как делала это веками.
Скажу честно, я не специалист в человеческой психологии, и вопросах мутации сознания, тем более религиозного, но обратил внимание на тот факт, что последнее время в обществе начали появляться люди с доселе неизвестной формой мировоззрения. Данная светско-религиозная российская прослойка, чётко обозначилась среди нас за последние двадцать лет.
Трудно представить себе ситуацию, когда следователь по особо важным делам в СССР, при проведении следственных мероприятий, публично советуется с Богом или Божьей матерью по вопросу о мере пресечения заключения подозреваемого под стражу. Если к этому добавить сумму выкупа, озвученную тем же следователем перед возбуждением уголовного дела, то ситуация становится ещё более абсурдной. Оглянитесь вокруг себя, и вы увидите много интересного. Верующие политики, верующие олигархи, верующие прокуроры, адвокаты с чётками, полицейские чины с библией в руках, шеренги верующих офицеров на освящении атомных боеголовок, попы с вёдрами святой воды на космодромах и т.д.
Но большинство этих примеров не связанно с верой в доброго Бога, верой в чистоту идеалов, или справедливость. Всё это новая форма мимикрии, которая родилась в лихие 90-е, когда бандиты стояли в очереди перед храмами на получение индульгенции за содеянное, и после этого продолжали убивать и грабить.
Не хочу повторять бесконечный перечень болезней современного российского общества, речь сейчас не об этом.
Просто обращаю внимание только на один аспект. Любое правонарушение, тем более правонарушение, связанное с должностными полномочиями в совокупности с религией, даёт как ни странно эффект безбоязненного, бесконечного его повторения.
Нет ничего страшнее в современном мире, чем сконцентрированная в одних руках политическая и религиозная беспринципность.
«Может быть, божество хочет, но не может предотвратить зло? Значит, оно невсемогуще. Если же оно может это сделать, но не хочет, значит, оно недоброжелательно. Если же оно и хочет, и может, то откуда же берётся зло?»
(Эпикур)
А вот Людвиг Фейербах рассматривал веру как сон разума, бога как человеческое изобретение, религиозную деятельность как удовлетворение ложных потребностей и считал, что на место любви к богу следует поставить любовь к человеку, а на место веры в бога — веру в самого себя.
Альберт Эйнштейн на эту тему говорил: "Мы, атеисты - просто умнее."
Комментарии
Религиозная мимикрия сознания
Скажу честно, я не специалист в человеческой психологии, и вопросах мутации сознания, тем более религиозного, но обратил внимание на тот факт, что последнее время в обществе начали появляться люди с доселе неизвестной формой мировоззрения. Данная светско-религиозная российская прослойка, чётко обозначилась среди нас за последние двадцать лет.
Трудно представить себе ситуацию, когда следователь по особо важным делам в СССР, при проведении следственных мероприятий, публично советуется с Богом или Божьей матерью по вопросу о мере пресечения заключения подозреваемого под стражу. Если к этому добавить сумму выкупа, озвученную тем же следователем перед возбуждением уголовного дела, то ситуация становится ещё более абсурдной. Оглянитесь вокруг себя, и вы увидите много интересного. Верующие политики, верующие олигархи, верующие прокуроры, адвокаты с чётками, полицейские чины с библией в руках, шеренги верующих офицеров на освящении атомных боеголовок, попы с вёдрами святой воды на космодромах и т.д.
Но большинство этих примеров не связанно с верой в доброго Бога, верой в чистоту идеалов, или справедливость. Всё это новая форма мимикрии, которая родилась в лихие 90-е, когда бандиты стояли в очереди перед храмами на получение индульгенции за содеянное, и после этого продолжали убивать и грабить.
Не хочу повторять бесконечный перечень болезней современного российского общества, речь сейчас не об этом.
Просто обращаю внимание только на один аспект. Любое правонарушение, тем более правонарушение, связанное с должностными полномочиями в совокупности с религией, даёт как ни странно эффект безбоязненного, бесконечного его повторения.
Нет ничего страшнее в современном мире, чем сконцентрированная в одних руках политическая и религиозная беспринципность.
«Может быть, божество хочет,
«Может быть, божество хочет, но не может предотвратить зло? Значит, оно невсемогуще. Если же оно может это сделать, но не хочет, значит, оно недоброжелательно. Если же оно и хочет, и может, то откуда же берётся зло?»
(Эпикур)
А вот Людвиг Фейербах рассматривал веру как сон разума, бога как человеческое изобретение, религиозную деятельность как удовлетворение ложных потребностей и считал, что на место любви к богу следует поставить любовь к человеку, а на место веры в бога — веру в самого себя.
Альберт Эйнштейн на эту тему говорил: "Мы, атеисты - просто умнее."