Вы здесь
Среди шпионов
Американской компьютерной компании Хьюлетт-Паккард (HP) предъявлено обвинение в том, что она заплатила как минимум 7,6 миллионов евро в виде взяток российским чиновникам для обеспечения доминирующей позиции на российском рынке.
Этому коррупционному делу дал дорогу Путин. Взятки от Хьюлетт-Паккард обеспечивали Путину лояльность клики государственных служащих и помогали ему удерживать контроль над российской судебной системой.
Один из основных подозреваемых в деле о коррупции - представитель HP в России, немецкий гражданин Хилмар Л., информатор Штази, секретной полиции ГДР.
Хилмар Л. – это не внештатный сотрудник Штази, который связался с этой спецслужбой по глупой случайности и позже пожалел об этом. Как известно, Хилмар Л. совершенно искренне доносил.
В 1980-м два офицера Штази связались с ним для того, чтобы узнать, желает ли он секретно сотрудничать с этой спецслужбой. Как свидетельствует 750-страничное дело Хилмара Л. в Штази, он показал «открытое, даже заинтересованное отношение ко всем проблемам, представленным ему. Он даже выразил свое удивление по поводу того, что Министерство Государственной безопасности не связалось с ним раньше».
На протяжении почти 10-ти лет, до самого краха ГДР, Хилмар Л. остается верен секретному сотрудничеству. Под кодовым именем «Вольфганг Блэй» он был использован не только для того, чтобы вести слежку за коллегами в Центральном институте Астрофизики в Бабельсберге. Он также должен был вербовать возможных агентов за границей для сбора информации об ученых, которые перешли на сторону Запада.
В августе 1980 Хилмар Л. пишет своему командиру: «Я буду хранить строгое молчание по отношению к третьим лицам об этом сотрудничестве. Я уже знаком с основными принципами конспирации».
Спустя короткое время его надежность была проверена при помощи подложного письма из Западного Берлина – Хилмар Л. проходит тест. В 1985-м офицер Штази награждает его за успешную работу и дарит ему камеру стоимостью 778,50 марок ГДР. Когда он отправляется на Запад, Штази дает ему 100 марок ФРГ на мелкие расходы.
21 января 1986 «Вольфганг Блей» продвинулся благодаря своей хорошей работе и даже стал IMB, что означает «неофициальный агент, у которого есть контакты с врагом».
Он видит врагов везде: он описывает профессора в Италии, которой любезно взял на себя его транспортные расходы, потому что, по мнению Хилмара Л., он мог быть вербовщиком вражеских контрагентов.
Он даже обманывает своего босса в Штази: в Бонне он копирует 50-страничный сборник статей по астрономии в Западной Германии, а также отчет о Стратегической оборонной инициативе - план США по обороне от ядерных ракетных ударов.
Оба документа не являются секретными: они открыты для публики в библиотеке обсерватории Бонна. Хилмар теряет документы по дороге домой и говорит своему куратору, что конспиративные материалы были украдены из его багажа вражеской разведкой.
После объединения Германии Хилмар хорошо устраивается. Он начинает свою карьеру в секторе IT.В 1996 году он отправился в Хьюлетт-Паккард России и стал одним из топ-менеджеров компании Хьюлетт-Паккард в России. Позднее он становится одним из основных организаторов сделки с откатом с Генеральной прокуратурой России. Знало ли ФСБ о его прошлом в Штази? Было бы не удивительно. ФСБ сидит на файловых архивах Штази и знает их агентурную сеть.
В то же время, бывший агент Штази Хилмар Л. знает, как влиятельны шпионы. По информации немецких уголовных следователей, он призывает директоров HP запланировать откаты не только для сотрудников Генеральной прокуратуры, но и для ФСБ. В противном случае сделка невозможна. Хилмар Л. позднее отрицает это на допросе немецких обвинителей.
В 2009-м Хилмар Л. возвращается в Германию.
В это время уже идет расследование по коррупционному скандалу HP. Хилмар Л. арестован 2 декабря 2009 года, вместе с двумя другими бывшими менеджерами Хьюлетт-Паккард. Он помещен в следственный изолятор в Лейпциге. Его двоих коллег освобождают сразу после Рождества, они соглашаются сотрудничать со следствием по этому делу.
Но Хилмар Л. хранит молчание. 16 недель, до 25 марта 2010. Затем он платит залог в размере 350 000 и его освобождают.
Как он написал когда-то своему командиру в Штази: «Я уже знаком с основными принципами конспирации».
По теме: