Общественно-политический журнал

 

Режим, где благополучие и благосостояние собственного народа значительно ниже "интересов" государства

Недавняя реакция Северной Кореи на международные санкции и критику дает представление о том, как руководство в Пхеньяне видит в КНДР страну, живущую в условиях осады.

После очередной серии санкций, введенных Советом Безопасности ООН в отношении Северной Кореи в связи с проведением в сентябре пятого ядерного испытания, представитель КНДР в ООН Ча Сон Нам поддержал усилия его страны по укреплению ядерного сдерживания против «непрекращающихся враждебных шагов» со стороны США.

В письме Совету Безопасности северокорейский дипломат написал, что США поставили цель «политического удушения и системного коллапса» правительства Ким Чен Ына. По словам дипломата, после смерти северокорейского лидера Ким Чен Ира в 2011 году США «начали открыто добиваться цели» свержения правительства в Пхеньяне.

К письму прилагался меморандум МИД КНДР, включающий длинный список военных провокаций, якобы совершенных США. Среди них:

– увеличение числа американских военнослужащих, участвующих в совместных военных учениях с Южной Кореей с 3500 в 2013 году до 27 тысяч в 2016 году;

– размещение в регионе атомных авианосцев и подводных лодок, а также ядерных стратегических бомбардировщиков;

– учения с отработкой упреждающих ударов для имитации получения контроля над ядерными объектами Северной Кореи;

– развертывание систем ПРО THAAD в Южной Корее.

США и их союзники утверждают, что принимают более решительные меры с использованием обычных вооружений для противодействия нарастающей ядерной угрозе со стороны КНДР, отмечая, что в этом году Пхеньян провел два ядерных испытания и многочисленные запуски баллистических ракет.

Эксперты по Северной Корее отмечают, что сторонники жесткой линии в Пхеньяне усилили акцент на сохранении мощного потенциала ядерного сдерживания после того, как стали свидетелями свержения ливийского диктатора Муаммара Каддафи в 2011 году. Падение Каддафи при помощи возглавляемого США международного военного вмешательства произошло через несколько лет после сворачивания им ливийской ядерной программы.

Следующим уроком стала российская аннексия Крыма в 2014 году и вторжение в Восточную Украину через несколько десятилетий после того, как Киев согласился уничтожить тысячи ядерных боеголовок и баллистических ракет, оказавшихся в его распоряжении после распада Советского Союза.

Заместитель директора Корейской программы в Стэнфордском университете Дэвид Строб говорит, что может понять менталитет осадного положения, который насаждается в Северной Корее. Однако он считает Пхеньян не невинной жертвой, а несостоявшимся государством, которое пытается использовать свой ядерный потенциал для запугивания и получения уступок от противников и раздувает внешнюю угрозу, чтобы сохранить власть в руках семьи Кимов.

«Северокорейские лидеры говорят об угрозе со стороны США, но я считаю, что больше всего они боятся собственного народа, и особенно того, что однажды люди могут понять, насколько более успешным является другое корейское государство, расположенное к югу от них, и что когда это произойдет, люди могут восстать против них», – сказал Строб на недавней конференции, организованной Корейским экономическим институтом Америки.

В своей жалобе в ООН Пхеньян также обвинил США в раздувании проблемы нарушений прав человека с целью подрыва легитимности и независимости страны и для оказания давление на другие страны, с тем, чтобы они сократили или разорвали контакты с КНДР.

Эксперт по Корее Джонатан Поллак из Института Брукингса говорит, что правительство Ким Чен Ына относится к критике ситуации с правами человека особенно чувствительно.

«Нет никаких сомнений, что публичное обсуждение ситуации с правами человека в Северной Корее действует на нервы руководству в Пхеньяне», – сказал Поллак на недавнем мероприятии, посвященном правам человека в Северной Корее, проходившем в Институте Брукингса.

Международное сообщество усилило критику Северной Кореи, после того как в 2014 году комиссия по расследованию ООН выпустила доклад, в котором уподобила злодеяния, происходящие в Северной Корее, действиям нацистской Германии. В докладе комиссии рассказывалось о сети политических тюрем в стране, в которых находятся около 120 тысяч мужчин, женщин и детей, а также описывались систематические пытки, случаи обращения в рабство, изнасилования и убийства.

Позднее Генеральная Ассамблея ООН проголосовала за передачу дела о преступлениях против человечности в Северной Корее в Международный уголовный суд, но мнения членов Совета Безопасности ООН по этому вопросу разделились. Китай и Россия заблокировали принятие каких-либо дальнейших мер.

В декабре Совет Безопасности ООН третий год подряд собрался для обсуждения предполагаемых массовых нарушений прав человека в Северной Корее.

Заместитель постоянного представителя КНДР в ООН Ким Ин Рён отверг эти обвинения и обрушился с критикой в адрес США за убийство невинных граждан во время оккупации Ирака. Дипломат также обвинил Вашингтон в манипулировании Советом Безопасности для подрыва легитимности правительства Ким Чен Ына.

«США выносят проблемы прав человека в КНДР на рассмотрение Совета Безопасности ООН, чьи полномочия никак не связаны с проблемами прав человека. Это объясняется тем, что Совет Безопасности ООН cвелся к органу, в котором у Соединенных Штатов нет равных в бесцеремонности и произволе при нарушениях Устава ООН и международного права», – сказал он.

Однако спецпосланник США по вопросам прав человека в Северной Корее Роберт Кинг считает уместным увязывание вопроса о нарушениях прав человека в КНДР с проблемами безопасности и агрессивным стремлением Пхеньяна к обладанию современными ядерными и ракетными технологиями.

«Режим, который ставит благополучие и благосостояние собственного народа значительно ниже обладания ядерным оружием, не колеблясь, использует это ядерное оружие против других», – сказал Кинг на мероприятии в Институте Брукингса.

Хотя Северная Корея отвергает обвинения в массовых нарушениях прав человека, она отказывается пустить в страну независимые правозащитные организации для расследования этих обвинений.