Общественно-политический журнал

 

СПГ - пропаганда или, все же, экономика

На саммите трех морей в Варшаве среди главных тем – вопрос поставок природного газа из Америки в Европу. Президент США Дональд Трамп и президент Польши Анджей Дуда заявили, что в ближайшее время стороны подпишут контракты на регулярную поставку сжиженного газа из США в Польшу.

 "Если бы это зависело от нас – контракт был бы подписан в течение ближайших 15 минут", – заметил американский президент. Об этом же сегодня Дональд Трамп говорил с главой Хорватии Колиндой Грабар-Китарович.

 Трамп призвал поскорее построить терминал для приема сжиженного газа из США, и поприветствовал усилия Загреба в работе по усилению энергетической безопасности.

А президент Литвы Даля Грибаускайте заявила, что первая партия природного газа из США поступит в порт Клайпеды уже в августе.

Сейчас основной поставщик природного газа в Восточной Европе –Газпром. Инициатива Трампа может подорвать позиции российского монополиста.

Газ из России попадает в Европу по нескольким газопроводам – через Украину и по дну Балтики. По итогам прошлого года доля "Газпрома" среди поставщиков в Европу составила 43%. При этом цена газа из трубы ниже, чем цена сжиженного природного газа, который Трамп хочет поставлять в Восточную Европу.

Если оставить в стороне политику и исходить из законов рынка, у российского газового монополиста есть все шансы сохранить свою долю на рынке. В 2019 году должно завершиться строительство "Северного потока-2", которое не удалось остановить ни восточноевропейским странам, ни США. 14 июня Сенат утвердил законопроект с пакетом санкций против компаний, участвующих в "Северном потоке 2" и "Турецком потоке", но закон еще не принят, санкции не введены.

Европейские партнеры говорят об энергетической безопасности, под которой одни понимают безопасность от России, а другие – диверсификацию импорта. Ключевая страна в этой большой игре – Германия. Она заинтересована в российском газе.

Главным проигравшим, вероятно, станет Украина. Реализация "Северного потока-2" и "Турецкого потока" означает смерть самой мощной в мире газотранспортной системы и потерю Украиной дохода в 2 млрд долларов в год за перекачку газа из России в Европу.

Может ли природный газ из США составить заметную конкуренцию топливу, которое продает российский Газпром, и чем он отличается, Настоящему Времени рассказал управляющий партнер компании RusEnergy Михаил Крутихин.

— Хотел сперва задать вопрос, который прозвучал у нашего зрителя, смотревшего сегодня днем прямую трансляцию речи Трампа в Польше: правда ли, что американский сжиженный газ горит холоднее на 30%, чем такой же газпромовский, и при этом дороже?

— Сжиженный газ – это, в принципе, метан. У метана есть теплотворная способность, которая определяется справочниками химика, а не чем-то иным. У "Газпрома" в трубопроводах содержание метана в газе, который транспортируется, примерно 95%, это их стандарт. Так что, в принципе, если нет больших примесей у американцев, то теплотворная способность одна и та же.

— А сжиженный газ, я так понимаю, это 100% газа?

— Если это метан, то, конечно, 100%.

— При этом Дональд Трамп приехал и накануне говорил, и на этой встрече в Польше, судя по всему, говорит о том, как Америка будет продавать газ Европе. Я даже сегодня увидел такое высказывание – "альтернативный источник энергии" – применительно не к ветряной энергии, например, или солнечной, а газу из Америки против газа из России. Что Америка везет в Европу?

— Я вижу тут столкновение лбами двух пропагандистских штуковин, я бы даже сказал. Трамп, когда он обещает затопить Европу американским сжиженным газом, забывает о том, что у него нет возможности воздействовать на направление экспорта из Соединенных Штатов. Сжиженный природный газ в Штатах будут продавать так называемым агрегаторам, то есть компаниям, которые будут его покупать прямо на месте, а затем свозить по всему миру, туда, где цена выше. А поскольку Европа, тут цена пониже, чем, например, в Японии или в Китае, то, прежде всего, компании будут вести свой газ в Японию, в Китай, в Южную Америку, там, где это выгодно продавать. А то, что говорит Трамп, это немножко не соответствует действительности.

— А тогда для чего был построен завод для приемки сжиженного газа в Литве, в Каунасе?

— Не только в Литве, а еще и поляки у себя построили терминал по приему сжиженного газа, и второй собираются строить. И литовцы могут построить еще второй. Там есть контракты с поставщиками газа в Катаре, в США, в Норвегии и так далее. То есть они могут получать газ, это такой же товар, как нефть: идет судно, которое может отправить его в любую точку планеты, и совсем необязательно это будет американский газ.

— Сказать, что "Газпром" вдруг стал себя хуже чувствовать из-за того, что Америка стала газ в Европу отгружать, нельзя?

— Нет, это абсолютно другая сторона пропаганды, когда говорят, что вот, американцы спят и видят, как подорвать позиции "Газпрома". Во-первых, американские компании спят и видят, как им продать по более высокой цене свой газ, в первую очередь, в Азии, а не в Европе, а Европа – это будет такая сливная как бы миска, куда будут отправлять газ, не нашедший себе покупателя в более привлекательных странах. А у "Газпрома", я думаю, позиция вполне сохранится, и состязаться ему придется не с американцами, а с поставщиками природного газа сжиженного из многих-многих стран мира.

От редакции "Эхо России":

Михаил Крутихин в своих рассуждениях, конечно же, прав и его сложно опровергать в деталях, но вывод из этого интервью следует несколько поверхностный и потому неверный. Неверный, прежде всего, потому, что Михаил Крутихин рассматривает проблему из политического аспекта, то есть в узком смысле.

На самом деле, политического аспекта в этом придерживается Россия и, отчасти, в меньшей степени и вынужденно Польша и страны Балтии. США никогда не заявляли о политической конкуренции, они заявляли лишь о неприемлемом политическом газовом инструменте России. Политической эту тему сделали СМИ, а не Трамп.

Трамп не занимался пропагандой, он призвал Европейские страны строить терминалы по приемке СПГ, обещая не оставить их пустыми. Трамп - бизнесмен и если он призывает к строительству терминалов, то, прежде всего, имеет ввиду перспективы роста объема этого продукта и его сбыта. Что же касается российского газа, то здесь действительно начинается пропаганда со стороны России, почувствовашей угрозу своей трубной монополии и пытающейся убедить то ли себя, то ли европейские страны, что российскому газу альтернативы нет. Но если нет, то зачем же из кожи лезть это доказывая.

Строительство терминалов СПГ в Европе только началось и будет продолжаться. Эти первые терминалы лишь пионеры, тестовые проекты и они действительно тесно переплетаются с политикой. Но так произошло из-за действий России. Это Россия прикручивала вентили в моменты наибольших холодов, диктуя свои политические пожелания. Это Россия диктовала и запрещала уже оплаченный покупателями реэкспорт газа, то есть препятствовала обмену излишками между странами. Вот именно из под этой зависимости и пытаются выйти восточноевропейские страны. И это справедливое желание, так как на свободном рынке свою волю диктует покупатель, а не производитель. Диктат производителя, это нонсенс для свободного рынка и тормоз для экономики.

То, что Михаил Крутихин утверждает, что терминалы СПГ Восточной Европы ориентированы, якобы, на контракты газа из Катара неверно. Указанные Крутихиным более дорогие газовые рынки Китая, Индии или Японии к Катару не дальше, чем Европа, во всяком случае не более далеки, но транспортно более удобны. Страны Ближнего Востока способны насытить эти рынки и, тем самым спустить цены на них.

Что же касается Германии, то она заинтересована не именно в российском газе, а просто в газе, любом альтернативном газе. Альтернативные поставки газа позволяют ей покупать газ по наиболее выгодной цене, постепенно снижая стоимость газовых конрактов и сглаживать рыночные ценовые колебания. Была бы у нее возможность, она бы не отказалась и от трубы, например, из Северной Кореи - просто чтобы эта труба была, ржавела, но воздействовала на ценовую политику.

СПГ, это не пропаганда, это технологии завтрашнего дня, на которые постепенно будет переходить мировая экономика и уже переходит. Это довольно долгая стратегия, которой дан старт. Что же касается России, то с ее стороны следует именно суетливая пропаганда, направленная не на противодействие времени (это ей не по силам), а попытка удержать день сегодняшний, хотя бы на час долее или продолжить этот час уже в потемках. То есть, это не стратегия, а тактика текущей политической команды России - хотя бы еще день продержаться. Российская пропаганда способна впитываться лишь внутри страны, а вот воздействовать на строительство терминалов СПГ в Европе - нет. Терминалы будут строиться, исходя из экономической целесообразности, а не российской пропаганды, а стоимость СПГ будет неуклонно снижаться. СПГ выровняет мировые цены и придет на смену трубопроводам, которые довольно ощутимо отторгают значительные площади национальных и муниципальных территорий, оказывая негативное влияние на транспорт и другую инфраструктуру - это тоже очень значимая проблема.

Американский газ не заменит российского газа, но он выровняет цены и диверсифицирует поставки, а это главное. Именно это следует рассматривать.

А вот что касается Украины, то да, Украина пострадает от выключения ее из транспортировки газа. И украинская проблема здесь единственная. Ничего больше не объясняет российских трубных инициатив. Россия здесь занимается чистой политикой и потому проиграет в экономике (уже проигрывает), по той причине, что политика для нее первичнее, а экономика ей подчинена, но все менее способна политику обеспечивать. А когда не хватает обеспечения экономики для своих политических амбиций, то вперед выступает пропаганда.

Но для Украины худшего еще не случилось, она пока еще не выключена из траспортировки газа, а пресловутые проекты - "Турецкий поток" и "Северный поток-2" еще нужно построить и запустить. А вот в случае, если запустят, то с одинаково "отрезанными ушами" окажутся и Россия и Украина.