Общественно-политический журнал

 

Пресс-конференции Путина стали пустым скучным ритуалом, где несколько оживляет скуку явная ложь

Традиционная «большая» пресс-конференция президента РФ Владимира Путина собрала рекордное число журналистов, но, по оценке опрошенных экспертов, не стала откровением и не принесла ничего нового или неожиданного.

Предваряя мероприятие, Путин, опять же по традиции, подвел экономические итоги уходящего года. По его версии, у российских граждан растет реальный уровень зарплат, а в стране сохраняется приемлемая инфляция, хотя она и выйдет за намеченный изначально рубеж в 4%. Безработица и вовсе сократилась до исторического минимума – 4,8%.

Президент также не преминул указать, что продолжительность жизни в России по сравнению с прошлым годом выросла на 0,2%, а реальные доходы населения – на 0,5%. Скромность достижений его не смутила.

Кроме того Путин сообщил, что благополучно наполняется фонд национального благосостояния, бюджет становится профицитным, а средний годовой размер пенсии и вовсе достиг 14163 рубля (менее 200 Евро по официальному курсу). Словом, сам собой напрашивается вывод, что рядовому россиянину есть чем гордиться, а вот роптать почти не на что.

Не забыл Путин упомянуть и о ценности «человеческого капитала», без которого нечего и мечтать о необходимом «технологическом прорыве», чтобы ворваться в «другую лигу экономик». Как видится президенту России, этому должно способствовать воплощение в жизнь национальных проектов, именуемых по-иному майскими указами. Те же из чиновников, кто не верит в реальность замыслов, должны «освободить свое место» для оптимистов.

Наблюдателей, правда, несколько смутил ответ российского президента на вопрос, не стагнирует ли все-таки экономика страны. Путин на этот счет заметил, что кабинет министров в своих прогнозах не опирается на «механические» подсчеты. Видимо, чиновники прибегают к сложным арифметическим решениям для получения приемлемого результата.

Также глава государства признался, что он «в целом» доволен правительством Дмитрия Медведева.

Об открытости «закрытой экономики»

Экономический обозреватель Семен Новопрудский заметил, что каждая такая пресс-конференция, где президента одновременно спрашивают про внешнюю политику и экономику, обнажает главное противоречие в курсе Кремля.

«Это полное несоответствие политики, которая подчинена противостоянию с миром и логике осажденной крепости, с заявлениями о том, что экономика должна быть открытой, – уточнил он. – На самом деле данное противоречие неизбежно. В современном мире не бывает такого, чтобы какая-то экономика была диверсифицированной и хорошо развивающейся, если это неоткрытая экономика».

По оценке журналиста, для России тоже невозможно «полностью закрыть свою экономику»: «Даже несмотря на санкции и при всех разговорах об импортозамещении, как только курс рубля чуть-чуть перестал скакать, тут же пошел в рост импорт. Как только эффект контрсанкций исчез, в России сразу произошло замедление роста в сельском хозяйстве. Хотя мы говорим, что в России национальная валюта «отвязалась» от нефти, тем не менее, все равно при повышении цен на «черное золото» рубль начинает расти, а при снижении – падать».

В любом случае, так или иначе, мы зависим от внешней конъюнктуры, а нефть и газ остаются опорой российской экономики, утверждает Семен Новопрудский. На его взгляд, чтобы поменять экономику структурно, необходимо инвестиционное доверие к России.

«Инвестиции должны идти как от внутренних инвесторов, так и от зарубежных. Однако война санкций и внешняя политика России не создают базового доверия у иностранных инвесторов и подрывают веру у внутренних инвесторов. Тот рост инвестиций, который наблюдался в России, был крайне незначительный, и это – на фоне эффекта низкой базы».

Причем, сегодня и этот рост резко замедляется, заключил экономический обозреватель.

О верности советским партийным ритуалам

Политолог Дмитрий Орешкин считает проводимые Путиным пресс-конференции примерно таким же «ритуалом, каким были некогда исторические съезды КПСС». По его словам, ничего нового из них узнать нельзя, поскольку они призваны совершенно для другого.

«Их задача – в первую очередь, дать очередной заряд оптимизма гражданам, вселить в них уверенность в том, что страна идет правильным курсом, – пояснил он. – Без этого, по-видимому, такая модель власти существовать не может. Потому что если не рассказывать людям про победы, то они могут обратить внимание, например, на то, что в ноябре реальные располагаемые доходы населения снизились на 2,9 %».

Вместо этого президент рассказал, что растут показатели в деревообрабатывающей промышленности и в сельском хозяйстве, указал политолог.

«При том, что на прошлой неделе были опубликованы результаты сельскохозяйственной деятельности, из которых становится ясно, что реальное производство сельскохозяйственной продукции в отчетности Росстата завышено примерно на треть, – отмечает эксперт. – То есть, Владимир Путин как бы приводит цифры, но далеко не все, а некоторые из них еще и не соответствуют действительности. Также, собственно говоря, делали и партийные начальники во времена Советского Союза».

По мнению Дмитрия Орешкина, то, что реально думают люди, видно по результатам выборов в восточных регионах страны, где впервые за многие годы оказались в проигрыше представители «партии власти» – «Единой России».

«Так что почерпнуть из пресс-конференции что-то интересное трудно, а ответы становятся все более предсказуемыми, констатировал политолог. – К тому же Владимир Путин – опытный полемист, он знает, как уйти от неприятных вопросов. Поэтому этот жанр для него беспроигрышный».

Если бы было по-иному, то, естественно, Путин к нему не прибегал бы, резюмировал он.

Виктор Владимиров