Общественно-политический журнал

 

«Спящие» ячейки террора ждут сигнала от Ирана

По мере роста напряженности в отношениях между Ираном и Западом, особенно в связи с американскими санкциями и угрозой свободе судоходства в Персидском заливе, Иран может задействовать сеть террористических ячеек для осуществления атак на американские и израильские цели. По словам бывшего командующего Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) генерала Мохаммеда Али Джафари, «положительным моментом недавних (конфликтов) стала мобилизация сил - почти 200 тысяч вооруженных молодых людей в разных странах региона».

Эта неформальная «Армия шиитского освобождения», контролируемая «Аль-Кудс» - силами КСИР для зарубежных операций, включает в себя иракских ополченцев-шиитов, йеменских повстанцев-хуситов и, конечно же, ливанскую «Хизбаллу».

Повстанцы-хуситы нападали на саудовские аэропорты, пограничные города, нефтяные объекты и даже военный корабль Саудовской Аравии, используя иранскую лодку со взрывчаткой на дистанционном управлении.

Тем временем иракские ополченцы вели боевые действия в Сирии, изменили политическую обстановку в Ираке в пользу Ирана, обстреливали ракетами дипломатические и военные объекты США в Ираке, нанесли удар с беспилотников по саудовским нефтяным объектам.

Иран оснастил торпедами свои коммерческие суда в Персидском заливе еще в мае, а за несколько недель до этого разведка США сообщила, что Тегеран приказал всем своим агентам влияния подготовиться к усилению конфронтации к США.

Израиль также находится под прицелом иранских агентов. «Если США нападут на нас, Израиль просуществует не больше получаса», - пригрозил Моджтаба Зоннур, председатель комиссии по национальной безопасности и внешней политике парламента Ирана.

Но оставим художественные преувеличения политиков. А вот что серьезно, так это что Иран, как сообщалось, начал поставлять иракским шиитским группировкам точные ракеты, способные поражать цели в любой точке Израиля. Возможно, таким образом они хотят компенсировать потерю удобных плацдармов в Сирии в результате израильских авиаударов. В недавних сообщениях прессы утверждается, что израильские самолеты атаковали груз иранских ракет на территории Ирака, которые предназначались для «Хизбаллы».

Действительно, «Хизбалле» ясно, что, если речь идет о войне Америки с Ираном, то она будет участвовать в этой борьбе. В интервью телеканалу «Аль-Манар», принадлежащему «Хизбалле», Хасан Насралла сам ответил на собственный риторический вопрос о том, что будет делать его организация в случае войны между Ираном и США: «Будем ли мы сидеть сложа руки и смотреть? Иран не будет одинок в этой войне, и это ясно».

В случае полномасштабной войны с Ираном, что сегодня выглядит маловероятным, «Хизбалла» наверняка нанесет удары по Израилю. Недавно Насралла похвастался, что этот арсенал «удвоился или утроился» со времени войны 2006 года, и что он включает в себя оружие, способное поразить любые объекты в Израиле, от северной границы до Эйлата.

Насралла утверждает, что «Хизбалла» может атаковать Израиль в случае любого конфликта, подчеркивая при этом уязвимость израильских населенных пунктов и стратегически важной инфраструктуры вдоль Средиземноморского побережья от Нетании до Ашдода. «Мы им покажем каменный век, - заключил Насралла. – Мы еще посмотрим, кто кого вернет в каменный век».

Но, несмотря на всю эту риторику, Насралла не хочет войны с Израилем в настоящее время, особенно сейчас, когда Израиль разрушил наступательные туннели «Хизбаллы», прорытые на территорию Израиля, и на фоне продолжающихся ударов по военным и разведывательным подразделениям, которые «Хизбалла» пытается дислоцировать на сирийской стороне Голанских высот.

Более того, в контексте любого конфликта, кроме тотальной войны, Тегеран вряд ли захочет поставить под угрозу наиболее ощутимое достижение своей стратегии «прокси», а именно - сильную с военной, политической и социальной точек зрения «Хизбаллу» в Ливане. Иран, возможно, решит задействовать «Хизбаллу» при определенных обстоятельствах, и Насралла ясно дал понять, что «Хизбалла» не будет сидеть сложа руки и наблюдать.

Имеется в виду, что именно здесь вступает в игру аппарат внешних операций «Хизбаллы», он называется «Организация исламского джихада» (ОИД) или подразделение 910.

За последние несколько лет деятельность ОИД была на подъеме. Этот всплеск начался в 2008 году, с целью отомстить Израилю за ликвидацию главного террориста «Хизбаллы» Имада Мугнии. Затем это продолжилось как фактор теневой войны Ирана с Западом вокруг иранской ядерной сделки.

Последнее успешное нападение «Хизбаллы» на израильских туристов было совершено в 2012 году в Бургасе, Болгария. Но с тех пор длинный список готовившихся террористических атак был сорван по всему миру, даже в таких отдаленных от Ближнего Востока местах, как Боливия, Кипр, Перу, Таиланд и Великобритания. Наблюдение «Хизбаллы» за разными объектами для подготовки терактов имело место в Канаде, Панаме, США и других странах.

Самый тревожный случай произошел в США и Канаде. По словам американских следственных органов, двум оперативным сотрудникам «Хизбаллы» в США - Али Курани и Самеру эль-Дебеку - было поручено вести наблюдение за объектами, на которые можно совершить нападение, в Соединенных Штатах и ​​Панаме.

Власти утверждают, что Дебека отправили в Таиланд, чтобы организовать подпольную мастерскую по производству взрывчатых веществ для «Хизбаллы». А Али Курани было поручено наметить в Нью-Йорке места, где можно атаковать израильтян, а также найти контакты для приобретения оружия для «Хизбаллы» и его складирование в этом районе. Курани также вел наблюдение за аэропортами Нью-Йорка и Торонто, а также за объектами армии и спецслужб США, включая ФБР, в Нью-Йорке.

Этот случай также дает уникальную возможность понять, как и когда Иран может приказать ячейкам «Хизбаллы» совершить атаки. Во время одной из встреч с тайным агентом ФБР, который рассказал об этом СМИ, Курани «сел на стул, расправил плечи и гордо заявил: «Я являюсь членом подразделения «910», также известного как ОИД или «Черная бригада Хизбаллы». Наше подразделение выполняет задания Ирана».

По словам Курани, в «Хизбалле» их подразделение курирует непосредственно Насралла, но Иран контролирует все операции этого подразделения.

Курани продолжал говорить о себе агенту ФБР, как о «спящей» ячейке, и пояснил: «Будут определенные сценарии, которые потребуют определенных действий и определенного поведения со стороны тех, кто принадлежит к ячейке».

Курани сказал, что в случае, если Соединенные Штаты и Иран начнут войну, то «спящая» ячейка в США будет ожидать, что ее призовут к активным действиям. И если бы Соединенные Штаты предприняли определенные действия против «Хизбаллы», самого Насраллы или иранских интересов, как добавил Курани, «в этих сценариях «спящая» ячейка также будет приведена в действие».

В случае войны с Ираном все прокси силы «Аль-Кудс» КСИР по всему Ближнему Востоку начнут ракетные обстрелы или другие атаки на Израиль. Похоже, что Иран заключил соглашение и с ХАМАСом, согласно которому эта группировка также будет совершать нападения на Израиль из Газы в случае начала военных действий вдоль северной границы Израиля. Иракские боевики могут обстреливать ракетами Израиль из западного Ирака или помочь Ирану переправить эти ракеты в Ливан для использования там «Хизбаллой». Оперативники «Хизбаллы» могут атаковать Израиль с сирийской стороны Голанских высот или через ливанскую границу.

Но любой из этих сценариев предполагает жестокое возмездие со стороны Израиля, в то время как террористические атаки со стороны «спящих» ячеек очень часто не представляют никаких возможностей для возмездия.

Превентивные меры Израиля, направленные против поставок оружия иранским «прокси», туннелей для атак, а также логистических и финансовых потоков, доказывают свою эффективность в подрыве их возможностей и лишении их различных вариантов атак.

Но если между Вашингтоном и Тегераном действительно начнутся военные действия, то «спящие» ячейки и прокси-группы, вероятно, нанесут удары по интересам как Америки, так и Израиля.

Мэтью Левитт
Автор - руководитель программы по борьбе с терроризмом и разведке
в ​​Вашингтонском институте ближневосточной политики.
Бывший сотрудник ФБР и министерства финансов,
автор монографии «Хизбалла: глобальный след ливанской партии Аллаха».