Общественно-политический журнал

 

Военный удар по Ирану Трамп предпочел заменить усилением обороны Саудовской Аравии

Президент США Дональд Трамп одобрил введение дополнительных американских войск и поставку военной техники на территорию Саудовской Аравии и ОАЭ. Об этом в пятницу, 20 сентября, во время брифинга сообщил министр обороны США Марк Эспер.

По его словам, развертывание дополнительного контингента в регионе произойдет в ближайшие дни. Эспер подчеркнул, что это усиление носит оборонительный характер и стало ответом на запросы о подкреплении со стороны Саудовской Аравии и ОАЭ. Американские войска сосредоточатся в первую очередь на воздушной и противоракетной обороне.

Эспер также сообщил, что США будут работать над тем, чтобы ускорить поставки военной техники в эти страны. Глава Пентагона добавил, что это лишь первый шаг, но при этом отказался назвать точное число дополнительных сил.

Эспер подтвердил, что США считают Тегеран причастным к атаке на нефтяные объекты в Саудовской Аравии. По его словам, оружие, при помощи которого была совершена атака, было произведено в Иране. Тем не менее, как пишет агентство AP, Дональд Трамп таким обрзом дает понять, что он не настроен на военный удар по Ирану.

14 сентября официальный представитель МВД Саудовской Аравии сообщил о пожарах на двух заводах национальной нефтяной компании Saudi Aramco, начавшихся в результате атаки беспилотников. Ответственность за нападение взяла на себя дружественная Ирану вооруженная группировка йеменских повстанцев-хуситов.

Эр-Рияд позднее заявил, что нападение было совершено не с йеменской территории, а с севера. Инцидент "вне всяких сомнений", произошел при поддержке Ирана, заявил представитель саудовского министерства обороны Турки аль-Малики.

Вряд ли все эти меры успокоят саудовцев

Но на протяжении этого года по мере того, как нагнетался конфликт между США и Ираном, в нескольких столицах стран Персидского залива возникли сомнения в готовности США предоставить необходимую защиту их арабским союзникам, которые стали регулярно подвергаться анонимным атакам, за которые никто не брал ответственность. После атаки в Фуджейре ОАЭ обнародовали все подробности, невзирая на просьбы американцев сохранить их в тайне – там надеялись увидеть конкретные действия со стороны американской администрации, а не только слышать громкие проклятия Трампа в адрес злоумышленников в его микроблоге в "Твиттере".

Однако после того тревожного инцидента никаких реальных действий со стороны американцев так и не последовало. Попытка Трампа создать международный морской альянс по обеспечению безопасности судоходства в Персидском заливе завершилась ничем. В нормальной ситуации к этому альянсу присоединились бы многие европейские страны, но Трамп успел с ними рассориться. В конечном счете, все ограничилось участием Бахрейна, Саудовскрой Аравии, Великобритании и далекой Австралии.

Одним из результатов этого фиаско стали встречи представителей ОАЭ с иранскими дипломатами, ведь в Заливе мало кто верит в «безымянные атаки». Летом появились сообщения о заметном охлаждении в отношениях между Абу-Даби и Вашингтоном. Эмиратцы начали осознавать, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих, и когда повстанцы-хуситы угрожают взорвать небоскребы в Дубае,  нужно договариваться с тем, кто за ними стоит – то есть с Ираном.

Теперь в похожей ситуации оказалась и Саудовская Аравия. С одной стороны, у атаки в Абкайке уже были последствия – шансы на встречу между Трампом и Роухани на данный момент равны нулю (это не означает, что неформальный канал между ними полностью закрыт), и в Вашингтоне вновь грозят ввести очередные санкции против Ирана. Однако вряд ли все эти меры повлияют на саудовское чувство повышенной уязвимости и растущей угрозы со стороны Ирана.

Никаких реальных мер по обеспечению безопасности Эр-Риада пока сделано не было, и в некотором смысле американский президент, угрожающий Ирану максимальном давлением, оказался в тупике. Ведь США уже оказывают «максимальное давление» на Тегеран, а как правильно отреагировать на провокации в Заливе без развязывания большой войны, никто не знает. Арабские союзники США пребывают в растерянности.

В этой связи стоит отметить разговор, состоявшийся между Мухаммадом Бин-Салманом и президентом России Владимиром Путиным, в ходе которого последний предложил крон-принцу закупить российские С-400, чтобы «защитить себя от подобных нападений». Вряд ли саудиты примут в данный момент предложение российского президента, однако вполне понятно, что дело совсем не в этом, а в попытке Москвы предложить ту или иную форму посредничества между Эр-Риадом и Тегераном. Эта телефонная беседа широко обсуждалась в арабской прессе – если США не сможет обеспечить безопасность своих давних партнеров и союзников, возможно, это сможет сделать Россия?