Общественно-политический журнал

 

Вопрос, кто виноват, звучит все громче

Сначала было не до поисков организаторов бедствия. Слишком силен был шок. Но сейчас пандемия сделалась всемирным бытом. Вопрос, кто виноват, звучит все громче.

Дональд Трамп объявил, что его страна требует от Китая откровенного отчета, а в случае отсутствия такового может «прекратить все взаимоотношения», т. е., видимо, заблокировать гигантскую двустороннюю торговлю. Этот бойкот, по словам президента США, «позволит сохранить $500 млрд». Как обычно, делим угрозы Трампа на шестнадцать, но ясно, что атмосфера вокруг Китая быстро накаляется. Главы многих прочих держав не так словоохотливы, но тоже с нетерпением ждут объяснений.

А то, что атмосфера накаляется и вокруг Всемирной организации здравоохранения, чувствуешь по повадкам ее функционеров. Никогда еще они не заискивали так перед властями стран, к которым прикреплены. Ближайший пример — Мелита Вуйнович, спецпредставитель ВОЗ в России. Считается, что ее работа — давать советы. Но какая польза от советчика, мысли которого всегда совпадают с тем, что говорит наше начальство? 

И не зря российский министр иностранных дел Сергей Лавров разом берет под крыло и КНР, и ВОЗ, напирая на то, что нехорошо «бездоказательно кого-либо обвинять» и указывая на свое пребывание «на стороне справедливости и здравого смысла».

Думаю, именно здравый смысл подсказал нашему МИДу правильные цели для удара. Сначала ими стали The Financial Times и The New York Times, которые утверждают, будто российские власти занижают число умерших от ковида.

Вся мощь отечественной дипломатии обрушилась на две газеты. Требование к ним спикера МИДа РФ Марии Захаровой дать опровержение напоминало ультиматум вражеским странам об объявлении войны. Депутаты Госдумы, увешанные дикарскими амулетами от ковида, хрипло кричали что-то гневное. Специальные призывы заклеймить FT и NYT были посланы представителю ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, генсеку ЮНЕСКО и в офис ВОЗ. Не подкачала только верная ВОЗ, все прочие уклонились. И, наконец, в дополнение Захарова разоблачила идеолога этой «кампании дезинформации» — генсека НАТО Столтенберга, который, оказывается, «четко задал ее направление».

Итак, перед нами три кандидата в виновники эпидемии — Китай, ВОЗ и коллектив из двух газет и натовского начальника.

Начнем с Китая.

Предположение об умышленном изготовлении в Ухане коронавируса опирается только на то, что никакого независимого расследования китайцы не допускают. Может быть, им есть что скрывать. Но возможно, причина проще. Их система никого постороннего внутрь себя не пускает. Даже в таких случаях, как этот, когда снятие подозрений, охвативших мир, жизненно ей необходимо. Подробнейший китайский меморандум, опровергающий «24 мифа» о ковиде, сомневающихся не убедит.

Но уж никаких сомнений не вызывает то, что, зная о начале эпидемии уже в декабре, китайские власти бездействовали до 20-х чисел января. Не перекрыли выезд за рубеж своих туристов, не ввели карантины, не дали говорить собственным медикам и не спешили знакомить другие страны с теми сведениями о ковиде, которые успели получить. Не будь этого трехнедельного промедления, эпидемию, возможно, удалось бы локализовать. Вряд ли Пекин сможет доказать человечеству, что это не так.

Теперь о вкладе ВОЗ.

Начальник этой организации, эфиопский чиновник со сложной репутацией Тедрос Адханом Гебрейесус, был продвинут на свою должность Китаем и в роковые январские дни вел себя как человек, который ни на минуту не забывает, кто его начальник.

Вряд ли ВОЗ была способна заставить супердержаву объявить тревогу раньше, чем та сама бы захотела. Но она могла хотя бы предупредить другие страны. Вместо этого ВОЗ 14 января публикует преступный твит о том, что, мол, исследования не доказали заразности нового коронавируса. И даже когда Си Цзиньпин объявил карантин, ВОЗ еще несколько дней выясняла, можно ли уже предупреждать мир об опасности ковида или лучше обождать. На сделанной 29 января в Пекине фотографии заискивающе улыбающийся Тедрос Адханом Гебрейесус пожимает руку председателю Си. Высочайшее позволение бить тревогу он в этот день, наконец, получил. Но никакого смысла в запоздалых оповещениях к тому времени не было. Все уже произошло.

И дальнейшие «противоэпидемические» действия ВОЗовской бюрократии только доказывали полную бесполезность этой дорогостоящей международной конторы. Все рекомендации, щедро раздаваемые чиновниками ВОЗа, — это либо пустопорожние банальности («мойте руки перед едой»), либо льстивые комплименты властям стран, где они служат (в России — российским, в Швеции — шведским, во Франции — французским), либо декламации, придуманные, чтобы заранее снять с ВОЗ ответственность за любые будущие неприятности («снимайте карантины, но только осторожно, очень осторожно»; «на вакцину надейтесь, но ох не знаем, будет ли она так уж хороша»).

Толкуют о какой-то «реформе» ВОЗ. А по-моему, кормить всем миром этих дармоедов нет никаких причин.

Понятно, что обвинения Китая или ВОЗ неизбежно становятся частью внутренней политики и в США, и где угодно. И получают поэтому добавочный скандальный привкус. Но это не отменяет ни китайской, ни ВОЗовской виновности, которую считаю очевидной.

Ну и, наконец, об альтернативной версии, так шумно продвигаемой у нас — что разжигателями эпидемии стали FT и NYT.

Тут все было бы занятно, если бы эта история существовала в каком-нибудь фильме-ужастике, а не в нашей жизни.

Заметка в FT, с которой каждый может познакомиться на сайте Inopressa, навеяна вовсе не нашептываниями натовского генсека, а многочисленными публикациями в наших СМИ всех окрасок, от «Медузы» до «Регнума».

Сравнение официально опубликованной апрельской смертности в российских столицах со средней за несколько апрелей прошлых лет показывает, что число нынешних «дополнительных» смертей в несколько раз выше, чем количество жертв ковида, о которых сообщают власти.

В других странах, от Италии до Швеции, это тоже зафиксировано. Не все зараженные регистрируются. Не все зарегистрированные и потом умершие автоматически признаются жертвами ковида. Но во всем мире именно число «дополнительных» смертей становится сейчас главным свидетельством размаха эпидемии.

Это ковид-диссиденты в своих агитационных целях разделяют смертность «от ковида» от смертности «с ковидом», т. е. смертности, вызванной якобы традиционными причинами, но по случайному совпадению происшедшей еще и при заражении коронавирусом. А реальному человеку, который жил себе, несмотря на слабое сердце или диабет, а сейчас погибает, заразившись ковидом, абсолютно все равно, по какой графе отчетности его проведут.

«В Петербурге в 5,5 раза вырос показатель заболеваемости пневмонией. Об этом заявил губернатор Александр Беглов, — передает корреспондент ИА REGNUM. — Напомним, больные „обычной“ пневмонией не входят в статистику заболевших коронавирусной инфекцией, хотя попадают в те же самые больницы…»

Выдавая заметки в двух западных газетах за заговор тайных сил, казенные пропагандисты утомительно обличают то, что стало общим местом в нашей домашней прессе. 

И эти обличители — те самые люди, которые из трусости, бесстыдства и соображений выгоды аккуратно уклоняются от того, чтобы хоть намеком упрекнуть тех, на ком действительно лежит вина за пандемию.

Сергей Шелин