Общественно-политический журнал

 

«Я почувствовал, что у нее есть внутренний стержень, и она будет бороться»

Александр Добровольский — известный и очень опытный белорусский политик. Впервые он был избран народным депутатом еще в СССР, уже в независимой Белоруссии стал одним из основателей и руководителей Объединенной гражданской партии. Избирался депутатом Верховного Совета Республики Беларусь. В настоящее время входит в основной состав Координационного совета белорусской оппозиции и команду Светланы Тихановской.

— Почему вы посчитали для себя важным присоединиться к команде Светланы Тихановской?

 — Есть две причины. Первая — чувство справедливости. Мужа Светланы, Сергея Тихановского, арестовали в результате провокации. На момент ареста он был популярным видеоблогером, имел сотни тысяч подписчиков и заявил, что будет участвовать в президентских выборах. Предполагая, что его могут арестовать, он оставил доверенность своей жене Светлане, чтобы она подала за него документы на регистрацию инициативной группы по сбору подписей. Регистрировать ее ЦИК отказался по надуманным причинам. И тогда Светлана на следующий день подала документы на регистрацию группы от своего имени. Это был ее ответ на несправедливость. И этот поступок оценила вся страна.

Когда Светлана мне позвонила и попросила ее консультировать, мы встретились и поговорили почти три часа. И я понял, что у меня есть еще одна причина ее поддержать. Я почувствовал, что у нее есть внутренний стержень, и она будет бороться. Думаю, большинство граждан Беларуси поддержали Светлану по тем же причинам, понимая, что она — искренний человек, выступивший в защиту справедливости. Так я стал членом команды Тихановской.

— Какие планы у команды Светланы Тихановской? Есть ли видение путей достижения цели?

 — Команда Тихановской — это все, кто требуют перемен. Она поддерживает протестующих, они поддерживают ее. Много организаций, инициатив и отдельных граждан объединены общей целью — в Беларуси должны быть проведены новые честные выборы. По сути, люди отстаивают свое право выбирать власть, которая будет их уважать. Граждане хотят вернуть государство себе.

И планы команды Светланы — организовывать давление на тех, кто незаконно удерживает власть с требованием проведения честных выборов. Такой «распределенный» протест не предполагает централизованного руководства, и ему невозможно долго противостоять. Цель — заставить старое руководство признать волю народа, который отказал Лукашенко в доверии и поддержке. Светлана Тихановская предлагает мирный путь — переговоры, чтобы были проведены новые выборы. Для этого по ее инициативе был создан Координационный совет. Работает и штаб Тихановской, в который входят ее советники и пресс-служба. Цели у всех общие: остановить репрессии и привлечь к ответственности виновных в них, освободить политзаключенных, провести новые честные выборы. Только так Беларусь может выйти из политического кризиса.

— И какими путями вы этого будете добиваться? Вряд ли Лукашенко вдруг послушно уйдет.

— Стратегия коротко может быть выражена тремя словами: давление, переговоры, новые выборы. Это то, что мы предлагаем и реализуем. С самого начала было принято продуманное решение: если результаты выборов фальсифицируют, будет организован мирный протест, имеющий «распределенный» характер. В нашем случае слово «организован» не совсем точное, так как организовать действия сотен тысяч граждан по всей стране невозможно. Это скорее самоорганизация белорусов, которой невозможно противостоять. Она не предполагает лидеров — лидером становится каждый, что подразумевает инициативу каждого, а не передачу указаний.

Для того же, чтобы состоялись переговоры с властями, нужно не только давление, но и контакты, в том числе и внешние. Возможна медиация со стороны международных организаций и отдельных стран, и мы ее приветствуем и работаем над этим.

 — Как по-вашему, почему не получило развитие забастовочное движение?

 — Первая волна забастовочного движения была спонтанной. Возможно, этот процесс получит продолжение. В любом случае люди не готовы подчиняться Лукашенко, к которому нет доверия и уважения. Рабочие государственных предприятий солидарны с мнением всего народа.

— Ну а о стратегии на будущее для страны в политической и экономической сферах речь пока не идет?

 — Выработка стратегии в экономической сфере ограничена тем, что миссия Светланы Тихановской — это проведение новых выборы. Но и в период до них, и во время их проведения надо принять меры по стабилизации экономики и создания условий для ее развития. Об этом идет речь на многих международных встречах Тихановской с лидерами разных стран и представителями международных организаций. Чтобы использовать эти возможности, сейчас в Координационном совете работает группа экономистов, а также назначен представитель Светланы по экономическим реформам — Алесь Алехнович. Группа авторитетных экономистов из разных стран готова оказывать экспертную поддержку.

— Ваше отношение к попыткам белорусской оппозиции «заигрывать» с Кремлем?

— Возможно, этим кто-то и занимается, но позиция Светланы Тихановской состоит в том, что Россия — наш сосед, с которым мы хотели бы иметь дружеские отношения, как и со всеми соседними странами. Протесты в Беларуси не имеют геополитической составляющей, сейчас обсуждаются только новые выборы, а остальные вопросы будут решаться после них новым руководством, которое изберет народ.

Наш протест — внутреннее дело, и мы ожидаем, что все страны, в том числе и Россия, будут уважать наш суверенитет. Содействие переговорам по выходу из политического кризиса мы бы приветствовали, но лучше всего, чтобы в этом участвовали несколько стран, например, в рамках ОБСЕ. Светлана выразила сожаление, что российское руководство решило признать узурпатора, а не волю белорусского народа. Это, по ее мнению, ошибка. Но она заявила, что мы открыты для диалога.

— А что вы думаете о попытках и власти, и части оппозиции перенести фокус внимания на конституционную реформу? Есть ли понимание, что такая реформа затянется на годы и в результате приведет к сохранению у власти нынешнего истеблишмента?

 — Люди требуют новых выборов. Сначала — выборы, потом — конституционная реформа. Никто не верит, что Лукашенко проведет ее для людей. У него было 26 лет, хватит.

— Как вы относитесь к идее вообще ликвидировать в Беларуси пост президента и вернуться к полностью парламентской республике?

 — Я — член Общественной конституционной комиссии, которая работает с марта 2019 года. В нее входят известные белорусские юристы, политики и общественные деятели. Работа ведется открыто, внести предложения и принять участие в обсуждении может каждый, кто в этом заинтересован.

У нас уже есть проект, который разработан на основе Конституции 1994 года и предлагается для обсуждения и доработки. Он предусматривает парламентско-президентскую республику как систему правления. Ликвидация должности президента не предлагается, но его полномочия ограничены и сведены к необходимому минимуму. Президент — глава государства, но законодательная власть — это парламент, а исполнительная — это правительство, ответственное перед парламентом. Проект также ориентирован на гарантии основных прав и свобод, сменяемость власти, разделение властей и верховенство права.

Михаил Петровский