Вы здесь
«В ситуации, когда у Кремля сорвало башню, надо быть готовыми к любому безумию»
Прокуратура потребовала признать ФБК и Штабы Навального экстремистскими организациями.
Мы умеем работать в условиях постоянных обысков и замороженных счетов, в условиях административных арестов и уголовных дел. Мы строили нашу политическую организацию десять лет, научились выживать под немыслимым прессингом, меняться, быть эффективными и побеждать в самых невозможных ситуациях. И при этом всегда, каждую минуту вели нашу деятельность исключительно мирно и исключительно законно. Мирные митинги, участие в выборах, антикоррупционные расследования, наблюдение, общественный активизм.
В 2019 году нас попытались уничтожить как организацию с помощью «дела ФБК». Мы справились — несмотря на блокировку всех счетов, вынос всей техники, сотни обысков. В 2020 году Путин зашел с козырей и попытался решить вопрос раз и навсегда, убив Алексея Навального. Но он выжил. А мы как организация стали еще сильнее.
Что могло быть хуже?
Теперь мы знаем.
2021 год станет самым трудным для нас. Алексей Навальный в тюрьме, 18 дней голодовки, на грани отказа жизненно важных органов. Мы готовим самый большой митинг в истории России — и готовим разгром «Единой России» на выборах осенью. Делаем это мирно, прозрачно, открыто. И Путин отвечает на это тоже предельно понятно — анонсируя широкомасштабные политические репрессии.
Нет больших сомнений в том, какое решение примет путинский «суд» по иску прокуратуры. Довольно скоро ФБК и Штабы Навального окажутся «экстремистскими организациями».
Это откроет дорогу к сотням уголовных дел, под ударом окажется каждый наш сотрудник. Просто сам факт работы в ФБК или в одном из региональных штабов (официальной работы, вбелую, с уплатой всех налогов!) будет поводом для того, чтобы дать от двух до шести лет. Это в лучшем случае. А в худшем — уголовные дела даже для волонтеров, для сочувствующих, для тех, кто раздает листовки или вообще как-то участвует в наших активностях. Вряд ли до этого дойдет, но уж говорю как есть — в ситуации, когда у Кремля сорвало башню, надо быть готовыми к любому безумию.
Наступает самое мрачное время для свободомыслящих людей, для гражданского общества в России. Фактически, Кремль только что потребовал признать экстремистами всех, кто с ним не согласен. Не согласен с дворцами и ростом цен, повышением пенсионного возраста и коррупцией. Кто готов протестовать против этого — всех теперь объявят экстремистами.
Совершенно очевидно, что новая атака Кремля связана с готовящимся митингом и с выборами в сентябре. Так что понятно, каким должен быть ответ: проводить митинг (возможно, это вообще последний митинг в ближайшие несколько лет), и побеждать на выборах (возможно, это вообще последние выборы на много лет вперед).
Нам предстоит найти ответы на очень непростые вопросы. Как обеспечить безопасность сотрудников, волонтеров, сторонников; как вести работу в новых условиях. Мгновенных ответов у нас, конечно, нет. Но мы их найдем. Мы продолжим нашу работу — мирно, публично, эффективно. Россия будет свободной!
Мария Певчих: Сегодняшняя новость не про ФБК. Это про Северную Корею...
Иван Жданов, директор ФБК
Леонид Волков, руководитель штабов Навального