Общественно-политический журнал

 

Украина приступила к расчистке воздушного пространства, для свободных действий украинской авиации и беспилотников

Турецкая компания Baykar Makina доставила в Украину три ударных беспилотника "Байрактар", деньги на которые собирали украинцы по призыву комика и политика Сергея Притулы. "Мы поставили в Украину "Байрактар" с литовской акции и уже поставили три беспилотника с акции Притулы. Они уже в Украине", – заявил гендиректор компании Халюк Байрактар. Беспилотники с обеих акций – литовской и украинской – ВСУ получили бесплатно.

В зависимости от комплектации "Байрактар" стоит от 1 до 5 млн долларов. Это одно из самых эффективных оружий нынешней войны: по словам главнокомандующего ВСУ Валерия Залужного, с 31 августа по 2 сентября турецкие беспилотники уничтожили российской военной техники на 26,5 млн долларов.

"Байрактары" работают и как оружие информационной войны: видео c ударных беспилотников распространяют в соцсетях, сопровождая популярными мелодиями. Такие же видео, но в более сдержанной манере, без музыки, опубликовал в фейсбуке Залужный.

Минобороны РФ данные об уничтожении своей техники "Байрактарами" не подтвердило. Представитель министерства Игорь Конашенков, напротив, 5 сентября отчитался об уничтожении одного такого беспилотника. Конашенков также регулярно сообщает об уничтожении американских ракет AGM-88 HARM.

Ракета HARM АGМ-88 была принята на вооружение ВВС и авиации ВМС США в 1983 году как противорадиолокационная ракета. она может поражать радиолокационные станции раннего обнаружения и наведения истребителей. По американским данным ракета способна поражать РЛС как непрерывного, так и импульсного излучения, работающие в режимах перестройки частоты.

Украинские военные научились запускать такие ракеты с бортов советских истребителей МиГ-29. С их помощью можно уничтожать зенитно-ракетные комплексы С-300 и зенитные ракетно-пушечные комплексы "Панцирь-С". Что осталось от одного такого комплекса в Херсонской области, видно на кадрах агентства "УНИАН".

Какое отношение это имеет к "Байрактарам"? Именно эти российские средства ПВО значительно ограничивали возможности произведенных в Турции дронов ВСУ, считает израильский военный эксперт Давид Гендельман. "Скорее всего, именно это [уничтожение С-300 и "Панцирей-С"] оказывает эффект в плане расчистки воздушного пространства, которая позволяет как украинской авиации, так и украинским беспилотникам действовать более свободно", – отмечает Гендельман.

Разрушая систему противовоздушной обороны, которую Москва выстраивала в Херсонской области с первых дней войны, ВСУ делают "Байрактары" гораздо менее заметными для противника. Ударный беспилотник меньше истребителя, его сложно обнаружить с помощью радара, тем более на большой высоте.

Как "Байрактары" меняют линию фронта

Появление новых видео работы "Байрактаров" говорит о "качественном изменении соотношения сторон на юге Украины и прежде всего на правобережье Днепра", говорит эксперт издания Defense Express Валерий Рябых. Он связывает это изменение с "активной работой по подавлению противовоздушной обороны противника": украинские войска разбили то, что могло разбить "Байрактары".

"Появилась возможность для активной работы "Байрактаров" в качестве ударного варианта, потому что для работы им нужно близко подойти к линии фронта – как минимум на восемь километров, чтобы качественно уничтожать цели", – отмечает Рябых.

"Вооруженные силы страны-агрессора сейчас попали в ловушку. Это так называемый огневой мешок, когда противник, по сути, отрезан от линии поставки. Им сейчас очень трудно организовать поставку боеприпасов, топлива, которого, по предварительным оценкам, нужно где-то в районе 70-80 тонн ежесуточно для заправки техники. Ну и, соответственно, им сложнее решать вопросы эвакуации раненых, продовольственного обеспечения и всего прочего".

Численность российских войск в Херсонской области Рябых (вслед за западными источниками) оценивает в 20 тысяч человек. Чтобы их обеспечивать, нужны постоянные поставки топлива, амуниции и снарядов.

"Сейчас, насколько я понимаю, есть возможность поставлять очень рискованно какими-нибудь вертолетами, возможно, небольшими понтонами, лодками, – продолжает Рябых. – Но это не те объемы, которые могут обеспечить эту группировку как действующую. В ближайшие недели мы увидим, что эта группировка может потерять способность к сопротивлению".

По данным The Wall Street Journal, контрнаступление украинской армии сопровождается потерями с обеих сторон. "Наступательная операция на порядок сложнее, чем оборонительная операция, – объясняет Рябых. – Для успешного наступления нужно создать преимущество в технике, в живой силе и преимущество в доминировании в воздухе, по тем же ударным средствам. Сейчас мы видим, что это контрнаступление ведется с применением ограниченных средств. И, конечно же, оно не ведется теми методами, которые мы могли видеть во время Второй мировой войны, когда лавины войск шли в наступление".

Уничтожение техники – не единственная задача "Байрактаров". Они также занимаются разведкой. Кадры пролетов над позициями противника не попадают в сеть и не становятся вирусными, но они непосредственно влияют на то, как будет выглядеть линия фронта.