Общественно-политический журнал

 

«Ресурсов у России не так много, как им хотелось бы»

В Киеве утром 10 октября произошло несколько взрывов. Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям сообщает о погибших и раненых. Всего в этот день были обстреляны более десятка городов Украины. Как сообщил в телеграме главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный, утром 10 октября Россия выпустила по Украине 75 ракет, 41 из них была обезврежена украинской ПВО.

Эксперт Центра оборонных стратегий Андрей Рыженко в прямом эфире прокомментировал ракетный удар по Киеву:

— Андрей, вы находитесь в Киеве?

— В одном из городов-героев рядом с Киевом.

— У вас рядом сейчас что-то взрывается? Может быть, вы видели ракеты, которые летят сейчас на столицу?

— Это несколько далековато. Я знаю, что в столице сейчас, начиная с 8:30, было несколько серьезных взрывов. Были взрывы и в Киевской области, насколько мне известно.

Основными целями были все-таки объекты инфраструктуры, генерирующие электричество и тепло, насколько известно. Есть информация, что эти атаки продолжаются. Идет третья волна. Стреляют этими ракетами как с южной части Украины – с оккупированных территорий.

— Вероятно, с Херсонской области, с Запорожской, с Крыма?

— Я имею в виду, они летят по всей территории Украины: и в Тернополь, и во Львов, и в Хмельницкий, и в Житомир, и в Киев. А что касается этих приграничных городов, то их обстреливают постоянно. И что касается Запорожья, там применяют в основном другие ракеты – С-300, которых очень много стреляют с Токмака. Эти ракеты, которые сегодня прилетели в Киев, это были несколько другие ракеты. Они выстреливались с самолетов и, наверное, с кораблей.

— Правильно ли я понимаю, что это крупнейшая ракетная атака на Украину с 24 февраля?

— Возможно, да. Предыдущая была 28 июня. Мы помним, что в Киеве было восемь тревог, но так много ракет не было. А тут, видимо, очень много мероприятий скопилось в России, за которые можно отомстить, плюс новый командующий российской группировки. Решили они сделать такое мероприятие, очень болезненное для Украины. Но оно нас не сломит.

— По-вашему, это ответ на взрыв на Крымском мосту?

— В том числе да. После подрыва Крымского моста там поменялось руководство операции. Я так понимаю, что началась резкая критика Путина за то, что нужно быть более жестким. Но дело в том, что ресурсов у России тоже не так много, как им хотелось бы. Они, конечно, сейчас попытаются сконцентрировать эти удары по Киеву и по другим городам, по мирным жителям в основном. Мы видим, что бьют по гражданской инфраструктуре. Но, опять же, народ это не сломает. Посмотрим, что будет на фронтах.

— Вы сказали, что у России не так много ресурсов. Объясните свою мысль.

— Мы наблюдаем, что два-три месяца удары ракетами нового поколения, которые есть у России, проводятся все реже и реже – это ракеты "Калибр", это ракеты "Оникс". Стреляют старыми ракетами. И из-за потерь российской авиации мы видим, что они в зону действия наших ПВО заходят редко, стреляют в основном с территории Российской Федерации. В этом и есть смысл моей фразы. В первый день, я хочу напомнить, россияне выстрелили 160 ракет по территории Украины. А потом это количество становилось все меньше и меньше. Что касается сегодняшней атаки, эта фраза касается количества современных ракет и средств их доставки.

— Виталий Ким написал о том, что в третьей волне ракет, которые пролетели через территорию Николаевской области в сторону украинских городов, 47 ракет. Это значит, что в каждой из волн примерно по 50 ракет?

— Я не знаю, сколько было в первых двух. Действительно есть информация про третью волну, которая стартовала с Каспия. Там было якобы 47 ракет. Фактически мы узнаем все с точностью до ракеты. Но, опять же, действительно, может быть, в первый день военной агрессии россияне били больше. Сейчас точное количество ракет мы узнаем после того, как это завершится. Я думаю, что оно будет приблизительно таким, как было в первый день.

— В течение этих месяцев войны мы часто рассказывали новости о том, что в Украину поставляются современные системы ПВО – американские, норвежские. Они сейчас работают? Они не справляются с тем количеством ракет, которые сегодня Россия выпустила по украинским городам?

— Сейчас работают штатные системы Вооруженных сил Украины – это те системы, которые поступили к нам еще в советское время. Иностранные системы, насколько мне известно, пока не поступили на вооружение. Их поступление ожидается в каком-то ближайшем времени.

— А можете это объяснить? Война идет уже восемь месяцев. Почему так долго, зная, что война началась именно с ракетных ударов по украинским городам, с ракетных ударов по Киеву, почему так долго эти противоракетные системы поставляются, в том числе в Киев?

— Поставка противоракетной системы связана с тем, что ее нужно изготовить либо снять с дежурства в какой-то стране. Сейчас страны Запада не настроены забирать ракетные системы с боевого дежурства в своих армиях, потому что ощущается угроза им тоже. Однако они это делают.

Во-вторых, нужно подготовить персонал. Это очень сложный инженерный объект. И каждая система ПВО достаточно уникальна. Такая же практика была и у нас. Система "Бук" отличается от системы С-300. Так же и в этом случае.

— Если я вас правильно понимаю, украинские города не защищены ничем, кроме того, что было и в начале войны?

— Да, но там система достаточно сильная. И украинское ПВО сбивает 50-70% ракет. Просто часть ракет все-таки долетает. Если сейчас мы узнаем, сколько ракет атаковало Украину, то узнаем, сколько было сбито, сколько дошло к целям. Просто очень большое количество ракет выпускается, какая-то часть их цели достигает. Стопроцентного сбития, конечно, обеспечить не удается.

— А эти ракеты сбивают непосредственно над городами? Или это можно фиксировать в тот момент, когда они вообще оказываются на территории Украины?

— Я думаю, что есть информация по взлету ракет и по их подлетам. И когда они входят в зону поражения, то системы, которые защищают украинские города, об этом, скорее всего, осведомлены, применяют оружие и сбивают.