Вы здесь
«В центре современного православия в России стоит явно не Христос»
Владимир Зеленский сообщил, что Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решения о мерах против Украинской православной церкви Московского патриархата. Среди них – поручения внести в парламент законопроект о запрете "аффилированных с центрами влияния в РФ религиозных организаций" и активизировать работу по борьбе с российскими спецслужбами в украинской церкви. Ранее в Верховную раду Украины внесли законопроект о запрете РПЦ, назвав это вопросом национальной безопасности. Между тем в Львовской области депутаты уже приняли решение о необходимости запрета деятельности религиозных организаций (объединений) Украинской православной церкви (Московского патриархата) на территории региона за связи с Россией.
С самого начала вторжения в Украину официальные представители и руководство Русской православной церкви, а также многие рядовые служители активно поддерживают российскую агрессию – не только "окормлением" российских военнослужащих, участвующих в войне, но и публичными высказываниями.
В течение девяти месяцев в ход идут заявления о "внешних силах", пытающихся разделить православных россиян и украинцев, о "сатанизации" Украины и об обязанности народа России "умирать за веру и отечество".
В конце ноября жителей села Аромашево в Тюменской области пригласили помолиться за верховного главнокомандующего Владимира Путина. В анонсе сообщалось, что молебны будут проходить каждое воскресенье в храме в честь Покрова Божией Матери.
Молиться обитателям села предлагается не только за Путина, на котором "в непростое время лежит особая ответственность", но и о "всех военачальниках и тех, кто во власти, кто воюет за родину". Также, говорится в анонсе, желающие могут подать записку на молебен с именами родственников, воюющих в Украине.
В сентябре отец Дорофей, игумен Белогорского монастыря из Перми, решил отправиться добровольцем на войну в Украину. Воевать не с оружием в руках, а благословляя на это других. Прежде чем уехать, он выпустил нечто вроде видеообращения, в котором призвал всех мобилизованных и добровольцев пройти подготовку в военно-спортивном центре подготовки "Стрелец", созданном на базе военно-патриотических православных клубов.
"Дай Бог всем мира сердечного, дай Бог, чтобы Господь на землю матери наших русских городов, Киев, принес божье свое благословение и освобождение от всех тех, кого наши деды не смогли зачистить", – подытожил свое видеообращение отец Дорофей.
Он далеко не единственный служитель РПЦ, отправившийся на фронт. В аннексированной Херсонской области 6 ноября "при исполнении пастырских обязанностей" погиб настоятель подмосковного храма при штабе ракетных войск стратегического назначения (РВСН) протоиерей Михаил Васильев. Незадолго до своей гибели он "прославился" своими публичными рассуждениями о том, что российским женщинам следовало бы больше рожать, тогда "не так больно и страшно" будет расставаться с ребенком, которого забрали на войну.
В некоторых приходах поддержка православными священниками Путина пересиливала даже тайну исповеди. В Иркутской области настоятель храма в поселке Тельма Сергей Кандыбин написал донос в ФСБ на прихожанина, который, по версии священника, выступал за победу Украины в войне против России.
В отношении прихожанина, бывшего депутата думы города Усолье-Сибирское Сергея Угляницы, составили протокол по административной статье о возбуждении ненависти. "А если он с Украины приехал? Может, вообще диверсант? Вообще, если он такое себе позволяет вслух говорить, значит, надо с ним разобраться! И что такого в том, что написал? Я благое дело сделал", – говорил в свою защиту Кандыбин.
"Мы все смертны, мы все под Господом. И мы когда-нибудь из этого мира все уйдём, это неизбежно. Вопрос в том, как мы жили. Некоторые ведь живут – или не живут, непонятно – и как уходят? От водки там или ещё от чего-то. А ваш сын жил! Понимаете? Его цель достигнута", – эти слова президент России Владимир Путин в качестве утешения сказал матери погибшего в Украине военного Нине Пшеничкиной из Кировска в "ЛНР", подшефного Иркутской области.
На встрече 25 ноября с матерями погибших Путин впервые с начала войны публично упомянул господа в связи с вторжением в Украину. Официальные представители РПЦ тоже, видимо, уверены, что бог их поймет и простит.
Первое заявление патриарха Кирилла в день начала войны 24 февраля было, впрочем, кратким: он призвал всех молиться за мир и выразил веру, что "Всемилостивый Господь сохранит русский, украинский и другие народы, которые духовно объединяет наша Церковь". Неделей позже патриархия направила во все храмы в юрисдикции московского патриархата специальную молитву за мир "на Руси" – так патриарх называет Россию, Украину и Беларусь.
Еще через неделю, 6 марта, на проповеди в Прощеное воскресенье, желания о мире и молитвах отошли на второй план. Патриарх Кирилл заговорил цитатами из методичек кремлевской пропаганды: восемь лет, коллективный Запад, мировое господство и гей-парады на Донбассе. В этот день руководство РПЦ впервые выразило свою официальную позицию по Украине, которую послушно разделили большинство священнослужителей.
– Официальная церковь полностью поддерживает Путина и полностью поддерживает СВО. И более того, очевидны попытки богословского оправдания действий российской армии на территории Украины. С одной стороны, удивительно, что это делается настолько откровенно. Многие проповеди патриарха Кирилла последних месяцев – это выражение еретической, а порой даже нехристианской позиции. С другой стороны, к сожалению, в этом нет ничего удивительного: союз церкви и государства вполне в традициях восточного православия. Церковь готова оправдать практически любые действия властей, – отмечает религиовед, старший научный сотрудник Центра православных исследований Фордэмского университета Сергей Чапнин.
Мысль о единстве Церкви и государства патриарх Кирилл повторил 4 ноября на встрече с Путиным в Манеже. "Нельзя изучать историю России, не зная истории церкви! Ведь кто такие были патриархи: рядом с царем всегда сидели, царь и патриарх!" – говорил Гундяев.
Протодиакон Андрей Кураев объясняет нынешнюю позицию РПЦ и полную поддержку ею преступной политики российского государства византийскими традициями. Он напоминает, что православная церковь отказалась от своей политической субъектности еще в IV веке, во времена правления императора Константина, который отказался от язычества, поддерживал христианскую Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан и занимался строительством храмов. За это его и его мать, царицу Елену, церковь именовала равноапостольными, то есть равными апостолам по значению своей миссии.
– Церковь сдала свою совесть на хранение в государственную казну в четвертом столетии. С тех пор есть некая константа: позиция епископов – это не более чем производная от позиции местных князей/императоров/царей/президентов, – говорит протодиакон.
В середине марта папа римский Франциск рассказал о своем 40-минутном разговоре с Гундяевым. Половину онлайн-встречи патриарх с листа зачитывал ему "причины, оправдывающие вторжение" России в Украину.
"Я выслушал и сказал ему: "Я ничего в этом не понимаю. Брат, мы не государственные клирики, мы должны говорить не на языке политики, а на языке Иисуса. Мы должны искать путь к миру, мы должны прекратить борьбу. Патриарх не может превратиться в путинского алтарника", – пересказал Франциск разговор.
На следующий день после публикации интервью папы римского патриарх Кирилл заявил, что Франциск "избрал некорректную тональность для передачи содержания разговора".
Пытаясь прояснить ситуацию, Гундяев только подкрепил подробностями комментарий Франциска: его слова полностью продублировали агрессивные тезисы Кремля. В частности, он говорил про смену власти в Украине в результате Майдана в 2014 году, о недопустимости расширения НАТО и "подлетном времени ракет до Москвы и Петербурга", уменьшения которого Россия "никак не могла допустить".
– Православие стремительно мутирует, – отмечает Чапнин. – Я склонен называть то, что мы получили в итоге трех десятилетий "церковного возрождения", постсоветской гражданской религией. Православные традиции, обряды, богослужения – это благочестивая обертка для неоимперской идеологии. В центре современного православия в России стоит явно не Христос.
В свою очередь представители власти заговорили о "десатанизации" Украины. Помощник секретаря Совета безопасности России Алексей Павлов написал статью, в которой упомянул "сотни сект, которые действуют в Украине".
"Полагаю, что с продолжением "специальной военной операции" становится все более насущным проведение десатанизации Украины, или, как метко выразился глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, её "полной дешайтанизации", – говорил Павлов. "Сатанизация", по его мнению, была работой рук кураторов из Вашингтона с целью отвернуть Украину от "традиционных" ценностей.
Позже идеей "высшего зла" в Украине проникся и замглавы Совбеза Дмитрий Медведев. В День народного единства он размышлял, за что воюет Россия, и заявлял, что "поднявшись против надменных жрецов, кровожадных адептов и глумливых прислужников, Россия приобрела сакральную мощь".
Медведев нередко упоминал об "Апокалипсисе" и использовал другие библейские аллюзии. "У нас есть возможность отправить всех врагов в геенну огненную, но не это наша задача. Мы слушаем слова Создателя в наших сердцах и повинуемся им", – писал бывший президент.
– Эти высказывания носят не церковный и не богословский, а исключительно идеологический характер. Церковное руководство, и это не только патриарх Кирилл, пытаются сформулировать оправдания и поддержку действий Кремля, войны против Украины. Священники и епископы в проповедях, публичных речах на конференциях, в личном общении развивают своего рода "богословие войны", – отмечает Чапнин. – Это выглядит неубедительно, поэтому приходится постоянно повышать ставки. Предельное повышение ставок – это заявления о "сатанизации" Украины, когда войне приписывается апокалиптический характер. То есть идет война не просто против исторического или относительного зла, а против абсолютного зла в лице Сатаны. При этом Россия якобы выполняет священную и совершенно исключительную миссию по борьбе с абсолютным злом, которое воплощается в Западе в целом. Это очевидно псевдорелигиозная позиция, дешевая конспирология. Это показывает, что государственная пропаганда, а вместе с ней и церковная проповедь находятся в глубочайшем кризисе.
От повторения заученных тезисов пропаганды священнослужители постепенно перешли к благословению российских солдат на войну.
"За единство нашей церкви, за победу над всеми противниками внешними и внутренними. Мы все люди православные должны быть преданы Господу, любить своё Отечество и, если нужно, душу положить за ближних своих, как призывает нас к этому слово божье", – говорил патриарх на одной из проповедей.
В марте после очередной службы в храме Христа Спасителя патриарх Кирилл вручил главе Росгвардии генералу Виктору Золотову икону, чтобы "этот образ вдохновил молодых воинов" в Украине. Золотов в ответ заверил прихожан и патриарха, что "войска национальной гвардии выполнят все поставленные задачи" в Украине, а "икона будет защищать русское воинство и ускорит нашу победу".
Все активнее РПЦ практикует акции по освящению оружия, которое отправляется в Украину. В мае 2022 года протоиерей Михаил Васильев заявил, что отменять эту практику не будут, несмотря на то что некоторые священнослужители "вдруг решили увидеть в ней проблему".
В регионах каждые проводы солдат и техники на войну сопровождаются православными обрядами.
В мае настоятель храма Димитрия Донского в Нижнем Тагиле протоиерей Иоанн Брагин освятил эшелон танков Т-90М перед отправкой на войну. Священнослужитель оправдал свои действия тем, что "добро должно уметь себя защитить" и что "бесполезно уговаривать злые силы, чтобы они остановились". В июне в Екатеринбурге протоиерей Андрей освятил эшелон самоходных гаубиц 2С3М. Постепенно священники стали постоянными посетителями церемоний отправки оружия в Украину.
Они же регулярно благословляют на войну мобилизованных и добровольцев, в том числе вербуемых на войну заключенных. Так, настоятель храма в красноярском поселке Элита Георгий Козгов благословил около 100 бывших заключенных ИК-7, завербованных в "ЧВК Вагнер".
"Это же опасность, они будут на передовой, но они искренне хотят помочь стране. Раздал крестики, пояса с 90-м псалмом "Живый в помощи", иконки. В этот день крестил 12 человек", – рассказывал Козгов.
Иерей Георгий Лазарев в Волгограде в напутственном слове в адрес мобилизованных и добровольцев сказал: "Война сатаны против Креста продолжается, и чем кончится – единому Господу известно". Священник раздал военным крестики и иконы.
В Кузбассе дьякон Александр Соколов, благословляя мобилизованных 27 октября, стал ругать их за недостаточно сильную веру. Он спросил, "почему они не ходят в церкви, кому молятся и каким богам", а потом добавил: "Чего вы ждёте? Пока гробы придут толпой?"
– Священники выступают как сообщники государства в преступных действиях и против граждан Украины, и против своих собственных граждан, – считает Чапнин. – Сталкиваясь со всем бардаком, который был при мобилизации, священники оказались в растерянности. Кроме как покропить мобилизованных святой водой и вручить им бумажную иконку, они больше ничего не могут. Даже утешить отправляемых на бойню священники не могут или не хотят. Это разительный контраст: когда патриарх Кирилл бодро говорит общие слова про сражение добра против зла, и когда конкретный священник стоит перед толпой мобилизованных и не может ничего им сказать. Силой обладает только слово правды. Никакая ложь, даже благочестивая, не будет воспринята, когда люди стоят перед лицом смерти.
В качестве "утешения" патриарх Кирилл пообещал российским военным прощение всех грехов за смерть в Украине. В конце сентября в богослужении в храме Александра Невского он назвал смерть во время "междоусобной брани" (то есть во время войны в Украине) "жертвой". Патриарх заявил, что эта жертва "смывает" с человека все грехи.
К середине ноября при РПЦ и вовсе решили создать первую в истории собственную "ЧВК Андреевский Крест" с добровольческими батальонами из бывших спецназовцев для отправки на фронт. Ее создали на базе существовавшего с 2017 года учебного центра при Морском Никольском соборе в Кронштадте. Целью "ЧВК" обозначают подготовку людей перед войной, чтобы "воины могли выжить в трудных условиях военных действий и добиться победы любой ценой".
Протест священников
– Достаточно открыть любой сборник церковных законов, чтобы узнать, что солдат не допускали к причастию как минимум на три года. Человек, убивающий других людей, нравственно и духовно разрушается, – отмечает костромской священник Иоанн Бурдин. Он был первым священнослужителем, оштрафованным по статье о "дискредитации" российской армии. – Если убивший не осознает трагедию, он нравственный труп. Из священников как раз пытаются сделать новых "политруков", которые будут снимать ограничения и ступор от нежелания убивать. Место священника в войне может быть только одним: он должен стоять между противоборствующими сторонами и пытаться остановить убийства. Надо быть святым, чтобы найти в себе силы на это, но другого применения у священников на поле боя нет. Любая власть пытается использовать церковь для несвойственных ей ролей. Но Господь в конечном итоге всегда обрекает это на проигрыш: никакая власть от этого не выигрывала.
В начале марта в церкви костромского села Карабаново Бурдин перед службой высказался против войны. Кто-то из дюжины прихожан, слушавших проповедь, сообщил о ней в полицию. Священника оштрафовали на 35 тысяч рублей.
Бурдин продолжает призывать к миру и ведет телеграм-канал, в котором выражает свою позицию. Его подпись также остается под открытым письмом священнослужителей Русской православной церкви с призывом к примирению и прекращению войны.
Документ появился в первые дни войны, сейчас под ним почти триста подписей. "Жизнь каждого человека является бесценным и неповторимым даром Божьим, а потому желаем возвращения всех воинов – и российских, и украинских – в свои родные дома и семьи целыми и невредимыми. Никакой ненасильственный призыв к миру и прекращению войны не должен насильственно пресекаться и рассматриваться как нарушение закона, ибо такова божественная заповедь: "Блаженны миротворцы", – говорится в обращении.
В РПЦ письмо прокомментировали только в ноябре, назвав его попыткой "внести конфликт" в церковь. "Церковь не станет частью политической оппозиции, потому что Церковь находится вне политики, она находится на стороне народа, она находится на стороне тех, кому она должна давать свое пастырское окормление, а среди этих людей военнослужащие занимают не последнее место", – заявил заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.
– Государство боится церковных протестов, – говорит Чапнин. – Поэтому оно демонстрирует, что, невзирая на священный сан, будет преследовать по своим новым законам всех, в том числе священнослужителей. Страх репрессий среди священнослужителей довольно высокий. Публично против войны выступили единицы, поскольку это несет прямую угрозу не только самому священнику, но и его приходу.
Штрафами давление на священников не ограничилось. В июне был арестован священник Иоанн Курмояров из Новосибирска по делу о распространении "военных фейков". По словам друзей и бывших коллег Курмоярова, дело в отношении него заведено на основании видео под названием "Кто будет в аду, а кто в раю?" с его ютуб-канала. Ролик посвящен войне в Украине, в нем священнослужитель критикует военную агрессию России в Украине с точки зрения христианского вероучения. Ему грозит до 10 лет колонии.
–Если бы РПЦ заняла самостоятельную, независимую от государства позицию, ее представители должны были бы сказать, что верующие не имеют права участвовать в этой войне, – говорит Чапнин. – "Ты не защищаешь свою землю, семью – ты участвуешь в преступной войне": если бы об этом сказали 300 епископов и 30 тысяч священников, это было бы мощной христианской манифестацией и ярким выражением народной веры. Увы, этого не произошло. Каким будет будущее церкви, которая срослась с государством, сказать трудно. Скорее всего, вместе с падением нынешнего кремлевского режима рухнет и официальная церковь.
Два прихода за пределами России уже объявили о выходе из Московского патриархата: община в Амстердаме и Крестовоздвиженский приход в итальянской Удине. Из-за позиции патриарха Кирилла Украинская православная церковь в конце мая провозгласила самостоятельность от Московского патриархата. В сентябре сейм Латвии поддержал инициативу президента страны Эгилса Левитса о предоставлении Латвийской православной церкви аналогичной независимости.
В Украине располагаются более трети общин Московского патриархата, поэтому их независимость будет ощутимой потерей – это около 12 тысяч общин. Всего в Московском патриархате 35 тысяч общин, из них в России только около 17 тысяч.