Вы здесь
Пока власти бодро рапортуют об успешном противостоянии санкциям, уничтожено будущее для российской экономики
Некоторые союзники Украины рассматривают почти полный запрет на экспорт в Россию. И среди них — США. Об этом написало американское издание Bloomberg. Оно ссылается на источники, знакомые с вопросом. Якобы официальные лица из стран "большой семерки" обсуждают эту идею в преддверии саммита лидеров в Японии. Встреча должна пройти в мае. В новые экспортные ограничения планируется вовлечь государства – члены Европейского союза. Сейчас разрешен экспорт любых товаров, которые не находятся под санкциями. Если будут приняты обсуждаемые изменения, то будет запрещен любой экспорт, кроме отдельных исключений. Такой вариант, пишет Bloomberg, может вызвать острые дебаты. Ведь существует еще много компаний, которые экспортируют свои товары в Россию.
В то же время издание Financial Times пишет, что ЕС практически исчерпал свои возможности для новых санкций. Какой ущерб России уже нанесли ограничения и почему идут разговоры, что они достигли своего потолка? Настоящее Время спросило доктора экономических наук Игоря Липсица.
– Десятки стран ввели санкции против России за войну в Украине. Но Москва все еще продолжает воевать. Вы согласны с мнением, что санкции, введенные ЕС, США, Великобританией и другими странами против России, достигли этого лимита?
– Пожалуй, нет. G7 собирается обсудить полный запрет на импорт в Россию товаров из этих ведущих стран мира и уговаривает Евросоюз к этому присоединиться. Речь идет о том, что до сих пор была идея, что можно в Россию поставлять все товары, кроме тех, что запрещены. А теперь должен быть введен принцип "запрещено поставлять в Россию любые товары кроме тех, что разрешены". А разрешены, скорее всего, будут продукты питания, может быть, фармацевтика по гуманитарным соображениям, а больше ничего. Мы еще не знаем, что произошло или что произойдет с санкциями. Возможно, нас ждет некоторое ужесточение по импорту. А это довольно серьезно ударит по российской экономике. Ужесточение импорта в Россию – это значит, что меньше импортных товаров, соответственно, меньшая потребность в валюте, соответственно, это означает укрепление рубля, а значит, падение доходов в бюджет. Еще много может быть разных неприятностей против России.
– А вообще ожидается ли такое, что они вообще пойдут на такой шаг? Насколько это вероятно?
– Вся же идея была какая: лишить Россию возможности финансировать военные действия в Украине. Пока это не получается, российская экономика пытается выкрутиться, каким-то образом обходит санкции. Ищутся возможности ужесточить санкции и лишить Россию возможности хоть как-то финансировать военные расходы. Я не думаю, что это удастся напрямую, но то, что будет уничтожено хорошее будущее для российской экономики, это точно, это уже видно. А то, что прекратится финансирование, я думаю, что это, в общем, вряд ли удастся. То, что будет уничтожена возможность России быть современной разумной развитой страной, это да, это произойдет.
– Агентство Reuters на днях писало, что Германия выступает за введение санкций против гражданской ядерной энергетики России. Как вы думаете, если ограничения введут, как это отразится на российской экономике?
– Германия только что закрыла три последние атомные электростанции и решила, что она порвала с атомной энергетикой. А вот Франция – нет, Франция – ведущая ядерная держава Европы, и ей совсем не хочется лишиться поставок российского урана. Значит, найти консенсус между Германией и Францией в этом вопросе будет крайне трудно. Все пытаются найти какой-то режим санкций против России, но при этом есть вторая мысль, которая пока не озвучивается, но она существует. Не надо наносить себе настолько большой экономический ущерб, чтобы потом не было денег на помощь Украине.
Не забывайте, что еще на горизонте есть проблема восстановления Украины после завершения военных действий. Мы можем все-таки на это надеяться. И на это тоже нужны деньги, поэтому, конечно, очень сильно обрушить свою экономику в борьбе с Россией, чтобы потом не иметь возможности финансово поддержать Украину, никто не хочет.
– То есть вы считаете, что европейские страны просто не смогут договориться?
– Уже получается очень много исключений: запрещена поставка нефти, а Болгария получила разрешение, а Венгрия выбила себе разрешение. Европа же не единая организация в прямом и строгом смысле. Это некий союз, в котором нужно достигать консенсуса, согласия – это довольно трудная конструкция. В этом смысле американцы значительно лучше могут решать вопросы: единая страна с единым президентом, с единой политической волей. Европа – это комбинация политических стран, политической воли, политических решений. И, конечно, согласовать эти политические различные воли в одну конструкцию довольно сложно.
Я не исключаю, что они могут ужесточить механизм реализации уже воплощенных санкций. Вот в эту сторону движение идет. Турцию уже заставили затруднить условия параллельного реэкспорта – затруднили. Теперь уже Турция говорит: "А ты вези товар в Турцию, растаможь его, заплати налог и потом купи в Турции и вези в Россию". Значит, это +12%, +18%, +20% стоимости к товару, который поступает в Россию. Вроде они как бы не нарушили санкции, но они сильно рублем наказали Россию, это произошло.
– Мы знаем, что в России растут цены, растет инфляция. Что сейчас с этим происходит на самом деле? Какова ситуация с кошельками обычных россиян?
– Инфляция как раз не растет, она падает. И это происходит потому, что кошельки пустеют у россиян. Они просто не могут платить повышенные цены, и торговля не может повышать цены. Она, может быть, и хотела бы повысить цены, потому что у нее растут затраты. Очень сильно выросли затраты на доставку товаров в России. Но повысить нельзя, потому что население нищее, население бежит за товарами, сейчас сеть "Победа", такие жесткие дискаунтеры, не магазин, а продсклад. Повышать цены не удается, сейчас, наоборот, снижается несколько темп инфляции. Но население беднеет, население сокращается, поэтому, что называется, в России назревает и подразумевается довольно серьезная социальная катастрофа.
Будет нарастать военно-промышленный комплекс – и очень сильно сокращаться гражданский комплекс. Чем больше санкций накладывается со стороны Европы, тем сильнее Россия привязывается к Китаю, тем сильнее Россия зависит от Китая, тем сильнее любые колебания в экономике Китая скажутся на всей жизни россиян.