Общественно-политический журнал

 

Как цифровой рубль изменит экономику России

В июле в России приняли закон о цифровом рубле и пообещали скоро начать его тестировать. К цифровым валютам до сих пор много вопросов: насколько это безопасно и зачем вообще нужны какие-то новые деньги, если безналичный расчет и так в ходу. В случае России эксперты опасаются, что цифровой рубль позволит властям усилить контроль за расчетами граждан, а также обходить санкции.

В июле Госдума приняла два закона о цифровом рубле: первый описывает основы его внедрения, а второй делает его объектом гражданского права, например, разрешает завещать и наследовать цифровые рубли. Путин уже подписал законы.

По словам главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной, массово цифровой рубль начнут внедрять не раньше 2025 года. До этого его будут тестировать. В следующем году, например, планируется опробовать его в переводах между юрлицами. ЦБ также работает над тем, чтобы цифровыми рублями можно было расплачиваться без интернета, но на это потребуется полтора-два года.

Что такое цифровой рубль

С точки зрения применения цифровой рубль — еще одна форма национальной валюты наряду с наличными и электронными деньгами, которые лежат на счетах в банках.

Как и наличные, цифровые рубли будет выпускать ЦБ. Но в отличие от обычных рублей, которые можно хранить под подушкой (если это наличные) и в банке (если речь о безналичных сбережениях), цифровые рубли будут храниться только в кошельках на специальной платформе Банка России.

Регулятор отмечает, что цифровой рубль — не криптовалюта, а цифровая валюта центробанков (CBDC). Отличие CBDC от криптовалюты в том, что их выпускают центральные банки стран, то есть курс цифрового рубля будет равен курсу обычного.

Как цифровой рубль будет работать

Центробанк будет внедрять цифровой рубль по розничной схеме на двух уровнях: для банков и для их клиентов.

Регулятор выпускает цифровую валюту и открывает электронные кошельки для банков и финансовых посредников. Банк, когда ему потребуются цифровые рубли, направляет в ЦБ запрос на их выпуск. Тогда регулятор списывает со счета банка безналичные деньги и зачисляет на электронный кошелек банка ровно в том же объеме.

Когда деньги нужны клиенту банка, он отправляет заявку на пополнение цифрового кошелька через мобильное приложение, банк списывает деньги со счета человека и зачисляет на его кошелек. Клиент получает доступ к кошельку через сервисы своего банка. Пополнять его можно будет на 300 тысяч рублей в месяц.

В будущем ЦБ также обещал внедрить систему офлайн-платежей — без доступа к интернету. Для того чтобы расплатиться цифровым рублем без выхода в сеть, нужно будет сначала завести отдельный офлайн-кошелек и пополнить его.

Владельцам цифровых рублей не будут доступны кэшбек и проценты на остаток на счету. Кредиты в цифровых рублях тоже получить будет нельзя.

Власти обещают не заставлять людей и компании переходить на цифровой рубль. В то же время министр финансов Антон Силуанов выражал интерес к результату эксперимента с цифровой валютой в Китае, где госслужащие получают зарплату в цифровых юанях.

Безопасность платежей или риски для экономики

Центробанк в своей концепции называл среди преимуществ цифрового рубля снижение затрат на проведение операций, повышение доступности финансовых услуг на отдаленных территориях, а также заверял, что цифровой рубль — гораздо более безопасная форма валюты, чем безналичные рубли, которые лежат на счету. Однако в России действует система страхования вкладов: государство гарантирует вкладчикам возврат сумм до 1,4 млн рублей в случае проблем банка, поэтому, во всяком случае в рамках этой суммы, разницы с точки зрения сохранности денег нет.

Финансовый эксперт, криптоинвестор Иван Солдатов предполагает, что примерно к 2030 году все трансграничные операции будут проводиться преимущественно в цифровых рублях, особенно с «дружественными» России странами. При этом блокировать счета с цифровой валютой станет проще, говорит эксперт: «Деятельность любого предпринимателя, который пойдет не туда, куда надо государству, могут приостановить: в любом бизнесе блокировка счета на несколько дней может просто разрушить бизнес».

Запуск цифрового рубля, указывает ЦБ, может повлиять на финансовую стабильность, ликвидность и прибыльность банковского сектора: уменьшатся как суммы на счетах клиентов, так и объем денег на счетах банков в Центробанке. Однако регулятор утверждает, что это не угроза, а в среднесрочной перспективе цифровой рубль даже поможет поддерживать финансовую стабильность. Чтобы люди не выводили слишком много со счетов банков на кошельки с цифровыми рублями, Банк России собирается просто ограничить объем таких операций.

Плюсами для финансового рынка регулятор называет повышение конкуренции и создание новых технологичных сервисов. Однако бывший первый зампред ЦБ Сергей Алексашенко не видит в этом проекте позитива для рынка:

«Тем самым Центральный банк разрушает банковский бизнес. Я не понимаю логики, не понимаю, зачем. Точно так же, как с Системой быстрых платежей. Она принадлежит Центральному банку, и банки лишились комиссионного бизнеса».

По мнению эксперта, расчеты в цифровых рублях будут забирать бизнес у банков. Из-за этого, в свою очередь, подорожают какие-то другие услуги банков, например кредиты. Аналитики Atlantic Council предупреждают: высок риск того, что население может «оцифровать» слишком много денег, а банки не смогут в том же объеме выдавать кредиты, что вызовет шок на рынке и рост процентных ставок. Это особенно актуально для стран с нестабильной финансовой системой.

Усиление контроля

Отдельно Центробанк расписывает и преимущества для государства. В конце 2020 года первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова говорила, что создание цифровых валют от центральных банков в будущем позволит проводить трансграничные переводы в обход системы SWIFT. О том, что Россия хотела бы перейти на взаиморасчеты с «дружественными» странами в цифровых валютах, заявлял уже в 2023 году и Силуанов.

Иван Солдатов считает, что цифровой рубль в случае договоренности расчетов именно в нем подойдет и для обхода санкций: «На старте его доля во внешнеторговых отношениях будет невысокой, однако ожидается постепенное увеличение для расчетов с дружественными государствами».

В докладе ЦБ также говорится, что использование цифрового рубля поможет эффективнее контролировать расходование бюджетных денег. И не только бюджетных, напоминает Солдатов:

«Также возможно сокращение теневой экономики и отслеживание каждой транзакции. В целом это увеличение контроля над всей финансовой системой и каждым ее участником, над денежным обращением. Максимальное влияние и управление переходит к ЦБ. По моему мнению, вся эта история максимально выгодна для управления людьми. Для простого человека там минимум преимуществ, и они все кажущиеся».

О подобных рисках при внедрении цифровых валют говорят и международные эксперты. Власти страны могут запретить тратить цифровую валюту на то, что сочтут неприемлемым. Кроме того, ограничения можно наложить и на сделки с определенными людьми. Например, в Китае существует система социального рейтинга для людей — в теории ее можно применить и для ограничений в использовании цифровой валюты. Если фантазировать дальше, не исключено возникновение «теневых» рынков по обмену цифровых рублей. Также может быть введен своеобразный «срок годности» средств, которые владельцу нужно будет потратить до определенной даты и на конкретные товары.

С регулятором у человека нет никакого договора. Если в банк придет спецслужба и попросит заморозить какой-либо счет его клиента, то банк потребует обоснование для этого, например решение суда. В случае же с Центробанком можно блокировать деньги под предлогом любых технических причин. Кроме того, ЦБ напрямую будут доступны данные обо всех транзакциях пользователей — без решения суда и запросов правоохранителей. Всю эту информацию регулятор может передавать силовикам.

В то же время неясно, кто будет отвечать за технические сбои, хакерские атаки, кражу или потерю устройства с персональным кошельком цифрового рубля, подчеркивает Солдатов.

«У меня единственное объяснение, для чего все это нужно: для того, чтобы освоить десятки, если не сказать сотни, миллиардов рублей на построение технической игрушки, которая никому не нужна. <...> Я считаю, что эта тема связана с освоением денег», — считает Сергей Алексашенко.

По его мнению, в проекте огромную роль сыграли лоббистские усилия той части ЦБ, которая отвечает за расчетную систему. Алексашенко, вспоминая свой опыт работы в Центробанке, говорит, что лоббистские усилия технических подразделений «фантастические». По его словам, никто из председателей ЦБ не был техническим специалистом и любого из них можно было обмануть, рассказав, какую систему нужно создать и почему это будет стоит таких денег.

Как внедряют цифровую валюту в других странах

Цифровые валюты, которые выпускает Центральный банк страны, называют CBDC. Они обеспечены точно так же, как и обычные деньги. По данным Deloitte на 2021 год, 86% стран активно изучали потенциал CBDC, 60% экспериментировали с этой технологией, а 14% уже запустили пилотные проекты.

По оценке аналитического центра Atlantic Council, возможность создания CBDC изучают 130 стран (на их долю приходится 98% мирового ВВП). В мае 2020 года их было всего 35. На продвинутой стадии сейчас находится 64 стран: они занимаются разработкой, тестированием или запуском цифровой валюты. В частности, на этой стадии находится 19 из 20 стран G20. Близко к запуску пилотного проекта подобрался и Европейский центральный банк. 11 стран уже запустили цифровую валюту. ФРС США довольно долго аккуратно говорила о собственной цифровой валюте, из-за чего считалось, что страна отстает по этому направлению от других государств. Однако в конце 2022 года американские чиновники все же сообщили о разработке CBDC — для ускорения переводов между банками по всему миру.

Страны по-разному запускают цифровые валюты, указывает McKinsey. Проект может быть основан на блокчейне или использовать другую технологию, в каких-то странах депозиты с цифровой валютой лежат в центральном банке, в других обслуживанием таких счетов занимаются частные организации. Кроме того, страны по-разному смотрят и на аудиторию цифровых валют: кто-то планирует сделать их доступными для населения, а кто-то — только для финансового сектора. Глава Международного валютного фонда Кристалина Георгиева также подчеркнула, что не существует универсального решения по CBDC, которое бы подошло всем странам.

Одна из моделей используется на Карибах. Там Восточно-Карибский Центральный банк (ECCB, его в качестве регулятора создали восемь стран восточной части Карибского бассейна) внедряет цифровую валюту DCash с 2021 года. Депозитные счета владельцев DCash располагаются непосредственно в центральном банке. Среди преимуществ цифровой валюты банк называет отсутствие любых комиссий за перевод, более быстрые транзакции и трансграничные переводы. Отдельно ECCB отмечает, что если клиент потеряет свой смартфон, где у него был электронный кошелек, он не потеряет свои деньги.

В октябре 2021 года собственную CBDC запустила Нигерия. Страна создала систему eNaira. За первые семь месяцев после запуска приложение eNaira скачали около 800 тысяч раз. Однако, по некоторым данным, примерно в половине случаев учетные записи так и не были активированы. Продавцы тоже не проявили интереса к системе: к маю 2022 года платежи eNaira принимало менее 100 розничных продавцов. Эксперты объясняют такую динамику недостаточным информированием о CBDC, опасениями с точки зрения безопасности и слабым проникновением интернета в некоторых регионах.

Свою цифровую валюту с 2020 года тестирует и Китай. Страна продемонстрировала ее во время Олимпийских игр 2022 года в Пекине: гости и участники соревнований могли использовать валюту для покупок в Олимпийской деревне. Эксперты критиковали китайский проект, говоря, что таким образом Китай не столько стремится облегчить жизнь пользователей, сколько хочет установить более пристальный контроль за населением. Власти КНР в свою очередь говорили о «контролируемой анонимности» цифрового юаня. То есть правительство обязуется защищать конфиденциальность, но при необходимости сможет изучить подробности транзакций.

Чтобы привлечь пользователей, Китай разыгрывал ваучеры на 200 юаней. Их можно было в онлайн и офлайн-магазинах, которые участвовали в проекте. Каждый участник эксперимента получал 200 юаней ($28) и мог потратить их через специальное приложение, отсканировав QR-код. В тестировании принимали участие сервисы такси, заведения общепита, продуктовые и книжные магазины. Кроме того, в ходе тестирования некоторые китайские чиновники получали в виде цифрового юаня часть субсидий на транспорт, а другие — и вовсе всю зарплату целиком.

По данным Нацбанка Китая на январь 2022 года, цифровой кошелек в юанях есть у 261 млн жителей страны. Таким образом, уровень охвата населения достиг почти 30%, однако само по себе наличие кошелька не значит, что человек им пользуется или хранит в нем деньги. Эксперты предполагают, что многие могли создать кошельки ради шанса выиграть деньги, которые разыгрывает правительство. Только в прошлом году 11 городов, которые участвовали в пилотном проекте, разыграли в виде лотереи в общей сложности 340 млн юаней (больше $50 млн).

Еще один аспект проекта — возможность обхода санкций с помощью расчетов в цифровой валюте. Так, Китай, Таиланд, ОАЭ и Гонконг работают над единой платформой mBridge, которая позволит преодолевать «ограничения современных трансграничных платежных систем». Проще говоря, mBridge может позволить обходить SWIFT и санкции. На данный момент ведется работа над несколькими трансграничными проектами, которые позволят производить расчеты в CBDC, — их уже около 15.

Марина Дульнева