Общественно-политический журнал

 

Черная среда?

Удар по Украине, сравнимый с разрядом молнии, который она получила на этой неделе, произошел не на фронте. А в американском Конгрессе, заблокировавшем проект бюджета внешней помощи.

При этом, как нечто враждебное, антиукраинское это происшествие выглядит только со стороны, особенно из Киева. В то время, как, увы, в американском контексте всего лишь как рикошет внутренних разборок. В конце концов, ведь в пакете помощи на сумму в 106 млрд, долларов были не только Украина, но и Израиль, Тайвань, страны Тихоокеанской зоны. Они пострадали тоже!

На самом деле, этот бюджет стал разменной монетой в терках между демократами и республиканцами, или, иначе выражаясь, между байденовцами и трампистами по поводу национальных приоритетов. Вторые, важнейшим политическим постулатом которых является приоритет домашних проблем над внешнеполитическими, выставили в качестве условия голосования принятие требований по защите южной границы США от наплыва нелегалов со стороны Мексики и принятие законов, резко ограничивающих иммиграцию в целом.

И эта полемика выплеснулась на закрытом брифинге с участием представителей двух партий, а также первых лиц страны, начиная с госсекретаря. Почему мы должны тратить десятки миллиардов на помощь друзьям в ущерб решению собственных проблем – так сформулировал ее суть сенатор-республиканец от Техаса Джон Корнин. В финансовом аспекте практически речь идет о средствах для строительства стены вдоль мексиканской границы.

Именно отказ, точней – недостаточная активность правящих ныне демократов в реализации этого проекта во время этой стычки в самый канун голосования в Конгрессе, похоже, и привела к тому, что для одобрения бюджета не хватило 11 голосов.

Было объявлено, что на брифинге должен был выступить по видеосвязи и Зеленский. Однако, в последний момент он вдруг от затеи отказался. И это вызвало замешательство и самые разные толки с разных сторон, по поводу которых официальный Киев, по существу, отмалчивается. Единственная версия, которая попала от чиновницы в лице украинского посла в США Оксаны Маркаровой, звучит не очень убедительно – мол, передумал, когда выяснилось, что украинский вопрос в повестке мероприятия был не главный, а прикладной.

Военный министр Украины Руслам Умеров объяснил это занятостью президента военными делами. Ну, а среди наблюдателей ходит и версия о том, что Зеленский просто сдрейфил – побоялся трудных и неприятных вопросов, связанных с коррупцией, с расходованием внешней помощи, с игнорированием согласованной с наставниками тактики боевых действий и т.п.

Как бы то ни было, но такой финт произвел весьма негативное впечатление на многих. Выражая интонации американских СМИ, экс-шпион Юрий Швец отметил их главный мотив – участие Зеленского в брифинге было бы крайне необходимо и полезно. Его  информационные и эмоциональные усилия могли бы сильно повлиять на американскую публику и сенаторов. И, возможно, результат был бы иной. И, напротив, неиспользование этого шанса подлило раздражения в ряды колеблющихся и даже сочувствующих Украине.

Можно вообразить, какое злорадство вызвало фиаско с бюджетом помощи в Кремле. Все самые жесткие эпитеты относительно перспектив войны для Украины звучат нынче наперебой - крах, катастрофа, коллапс…Хотя раздаются и более спокойные голоса. О том, что около 5 млрд., которые еще остались от прежних «переводов», на то, чтоб перезимовать должно хватить. А в дальнейшем можно искать и находить кредиты, фонды, развивать собственное военное производство…Может, не столь резко отвернется Европа.

В общем, сопротивление возможно и при данных обстоятельствах – была бы воля к нему. Сохранится ли она – вот главное условие и вопрос? 

Владимир Скрипов