Вы здесь
Есть ли план «Б»?
На брифинге в Вашингтоне после встречи с сенаторами в Конгрессе Зеленского спросили, есть ли у него план «Б». Зеленский от вопроса уклонился.
Тем не менее, зададимся этим вопросом теоретически – а какие вообще существуют способы продолжать сопротивление у Украины, если допустить мрачный вариант, при котором проект бюджета американской помощи все же будет окончательно заблокирован. Или сильно урезан.
Начнем с того, что на ближайшую перспективу – во всяком случае в формате зимы – Украина будет получать американскую помощь из остатков уже выделенной помощи. В частности, во время визита Байден объявил Зе об очередном транше на 200 млн. долларов. Кроме того, еще в ноябре было выделено 500 млн. на поддержку украинской энергосистемы в зимний период. А всего в СМИ упоминалось о наличии около 6 млрд. неизрасходованных средств.
Помимо этого, существует еще около 50 стран, так или иначе помогающей Украине. И их планы, как минимум, вдвое превышают объемы США. Прежде всего, это финансовый план ЕС на 2024-27, по которому предусматривается что она удваивается и намечается в размере 50 млрд. Евро. Параллельно с этим есть перспективные планы такого рода у отдельных стран. Например, у Германии, которая обещает за три года 10,5 млрд. 6 млрд. в течение пяти лет обязуется презентовать Норвегия, 3 млрд. Дания и др. (Великобритания, Швеция, Швейцария, Португалия, страны Балтии). К тому же некоторые страны выделили средства на краткосрочную целевую поддержку, прежде всего, Германия (619 млн евро) и Великобритания (286 млн евро). Эксперты из Института мировой экономики в Киле подсчитали, что если все сложить, то, вопреки распространенному мнению, по выделенной и обещанной помощи европейцы вдвое превышают американцев.
Кроме того, есть такой источник, как кредиты. В частности, Международный валютный фонд, с директоршей которого мадам Кристиной Георгиевой Зе общался на вашингтонских полях. За час до встречи с ней он узнал о выделении 900 млн. Украине в рамках кредитной линии на 15,6 млрд. долларов, открытой во Всемирном банке в марте с.г. Примечательно, что мадам весьма комплиментарно оценила и состояние украинской экономики (ожидаемый рост на 4,5% и низкая инфляция в условиях войны), и «успехи» в борьбе с коррупцией.
На встрече была затронута и другая щекотливая тема – о создании механизма эффективного использования в помощь Украине арестованных и замороженных активов российского ЦБ. А ведь это источник, в котором, по оценкам Минфина США, по всему миру разбросано порядка 300 млрд. долларов, в том числе - около 100 млрд. – в США. Плюс более 10 млрд, принадлежащих российским олигархам. Мотивировкой этого наката первоначально стала идея использовать его как способ давления на Россию и гарант требования к ней заплатить за ущерб, нанесенный Украине.
Наконец, важнейшим акцентом и составляющей плана «Б» является и создание, и развитие собственных мощностей военного производства с привлечением внешних инвесторов. Именно эта тема живо обсуждалась Зе в первый день своего нынешнего визита в США – и с конгрессменами, и напрямую с бизнесменами.
Эта тема является ключевой в свете политической перспективы, где угрозой выглядывает приход Трампа. Не думаю, что с его приходом новая власть совсем откажется от поддержки Украине. Но она ослабнет, поскольку трампизм – это прежде всего идеология в духе «своя рубашка ближе к телу». И которая легла в основу нынешнего конфликта между демократами и республиканцами. Ведь последние заблокировали бюджет внешней помощи не потому, что не любят Украину и иже с ней Израиль и Тайвань. И почитают Путина. А только потому, что считают неправильным, когда тратятся деньги налогоплательщиков на чужую безопасность в ущерб и за счет пренебрежения к собственной.
Поэтому вряд ли республиканцы и сам Трамп станут возражать, если помощь пойдет по частным инициативам и каналам. Вот почему Зе берет курс на прямые связи с корпорациями, готовыми вкладываться в Украине на двусторонней основе.
Так что общая диспозиция и при неблагоприятном развитии сюжета выглядит и небезнадежной, и не критической. Более того, складывается впечатление, что это из того рода поворотов, когда «несчастье» помогает. Развивает предприимчивость и способствует к уменьшению зависимости от политических конъюнктур.
Так что, серьезных причин для торжества у Путина нет.