Общественно-политический журнал

 

Юрий Дудь взял интервью у президента Молдовы Майи Санду

Журналист Юрий Дудь впервые взял интервью у действующего президента — главы Молдовы Майи Санду. Двухчасовой разговор состоялся в Кишинёве. Дудь также стал первым российским журналистом, с которым Санду пообщалась после начала полномасштабной войны в Украине.

За два часа они обсудили, какие последствия российской агрессии ощущает Молдова, как проходила многолетняя борьба за демократию в стране и исполнялась реформа против коррупции, почему на следующих выборах президента решится и судьба евроинтеграции, а также то, есть ли в Молдове цензура и политическая конкуренция, и почему Санду ни разу не встречалась с Владимиром Путиным.

О войне в Украине и российской агрессии

Санду заявила, что до последнего момента не верила, что Россия вторгнется в Украину. По ее словам, 24 февраля она проснулась в четыре утра от грохота, который был слышен даже в Кишинёве, и сразу созвала совет безопасности.

Санду одобрила решение Владимира Зеленского остаться в своей стране после начала российского вторжения, несмотря на предложения других государств об эвакуации. Президент Молдовы добавила, что поступила бы так же.

— Ты президент страны. Тебя выбрали, чтобы ты обеспечил безопасность. Все люди смотрят на тебя. Ты должен быть там, чтобы сделать всё для своего народа, — заявил она.

Дудь упомянул гостиницу «Националь» в Кишинёве: после начала войны ее фасад превратили в украинский флаг, но затем кто-то перекрасил верхнюю половину здания в цвета георгиевской ленты. Потом ее залили краской нейтрального цвета.

— Гостиница стоит как брошенное поле боя, на котором две армии так и не выявили победителя, — цитирует Дудь материал журналиста «Новой газеты Европа» Ильи Азара. — Правильно я понимаю, что в молдавском обществе нет консенсуса по войне?

Санду признала, что часть молдаван подвержена кремлевской пропаганде, но отметила, что большинство всё равно выступает против этой войны. Санду подчеркнула, что через Молдову прошло около миллиона украинских беженцев, многих из которых в свое время приютили граждане. Сейчас в стране проживают примерно 100 тысяч из них.

Дудь спросил, что происходит с советским складом боеприпасов в селе Колбасна у города Рыбница в Приднестровье, примерно в двух километрах от границы: правда ли, что Вооруженные силы Украины, как писали российские пропагандистские СМИ, хотят его захватить из-за нехватки снарядов? Санду ответила, что предлагала России уничтожить этот склад, но стороны так и не пришли к какому-либо решению. Украина соблюдает территориальную целостность Молдовы и не планирует никаких агрессивных действий в отношении Кишинёва, добавила Санду.

После начала войны в Украине Молдова увеличила затраты на оборону, но намерена и дальше инвестировать в эту сферу, рассказала президент.

— Если Россия вторгнется в Молдову, будет ли Молдова сопротивляться? — спросил Дудь.

— Мы сделаем всё для того, чтобы этого не случилось. Наш план по Евроинтеграции — это план для обеспечения безопасности, потому что Европейский союз — это проект мира. 

По Конституции, мы должны сделать всё для того, чтобы сохранить мир и чтобы обеспечить безопасность наших граждан. Поэтому у нас есть армия, у нас есть оборонительный сектор и мы делаем эти инвестиции. Но мы очень надеемся, что эта война скоро закончится и мы сможем делать инвестиции в экономику и другие отрасли. <…> Мы будем свою страну обязательно защищать.

О президентской резиденции

Санду живет в двухкомнатной квартире в многоэтажном доме, несмотря на то, что у нее есть возможность жить в президентской резиденции в Кондрице. Во время предвыборной гонки она говорила, что в случае победы откажется от проживания в резиденции и отдаст ее под социальные проекты, и Дудь спросил, насколько выполняется это обещание.

По ее словам, после начала полномасштабной войны в резиденции жили украинские беженцы. Власти думали сделать из здания культурный центр, но из-за дороговизны они временно отказались от этой инициативы в пользу других национальных проектов. Сейчас на территории резиденции Санду иногда занимается со школьниками и молодежью хайкингом — занятием, которое ей помогает справляться со стрессом.

На первом этаже дома, в котором живет Санду, стоит человек, который охраняет подъезд, но, по ее словам, это не доставляет неудобства ее соседям. Президента один раз заливали соседи сверху, добавила она. Она также рассказала, что готовит себе завтраки сама, но обеды на работу ей носит ее мать.

Санду пользуется телефоном, но не обладает аккаунтом в телеграме. Президент заявила, что связь между главами государства сейчас осуществляется не только по правительственной связи, но и напрямую. В каких мессенджерах переписывается руководство страны, она не уточнила.

О борьбе с коррупцией

Дудь заявил, что Санду стала президентом довольно коррумпированной страны, и Майя с этим согласилась. Молдова, по словам Санду, начала «очистку» (процесс отстранения от должностей. — Прим. ред.) от людей, заподозренных в отмывании денег в государственных институтах и антикоррупционных организациях. Прежде всего, речь идет о бизнесмене и первом заместителе председателя парламента Молдовы (2010–2013) Владимире Плахотнюке и пророссийском бизнесмене Игоре Шоре (Плахотнюк обвиняется в превышении служебных полномочий и подстрекательстве к фальсификации публичных документов; он сбежал из Молдовы летом 2019-го. Шора заочно приговорили к 15 годам лишения свободы по делу о хищении 1 млрд долларов из трех молдавских банков, в последние годы он живет в Израиле. — Прим. ред.).

— Процесс длится больше, чем мы бы хотели и надеялись, потому что есть сопротивление, там (в государственных структурах. — Прим. ред.) есть люди, которые хотят остаться, чтобы брать взятки. Сейчас у нас идет внешняя оценка по неподкупности судей и прокуроров: у нас есть комиссии, в которые входят бывшие прокуроры и судьи из европейских стран, и люди из неправительственных организаций Молдовы, — говорит Санду.

О румынском паспорте

У Майи Санду есть румынский паспорт. У многих молдаван тоже есть гражданство Румынии, что, по словам президента, приближает Молдову к евроинтеграции. Санду заявила, что самое лучшее для Молдовы — стать членом Европейского союза. Тогда у страны не будет границ с Румынией и с другими европейскими странами.

О группе «Би-2»

Несколько участников рок-группы «Би-2» и членов их семей подали заявку на получение гражданства Молдовы (у них нет связей со страной, они пользуются процедурой «предоставления гражданства в интересах Республики Молдова». — Прим. ред.). Санду заявила, что пока не получила документы музыкантов на рассмотрение, но пообещала, что в случае, если с ними всё в порядке, им выдадут паспорта.

О цензуре

Согласно индексу свободы прессы, который подсчитывает организация «Репортеры без границ», Молдова поднялась за последние два года до 28 позиции, напомнила Санду (она приводит данные 2023 года; согласно последнему отчету, опубликованному на прошлой неделе, Молдова находится на 31 месте; Россия находится на 162-м месте из 180. — Прим. ред.)

Дудь при этом отметил, что в Молдове заблокировали десятки СМИ, многие — без решения суда. Большинство из них — медиа, финансируемые бизнесменом Шором.

— Это не цензура. Это не средства массовой информации, а средства массовой дезинформации. Рейтинги — объективная оценка, — ответила Санду.

Санду обвинила Шора в работе на дестабилизацию Молдовы, тогда как Дудь со ссылкой на оценку независимых экспертов заявил, что государство закрывало медиа бизнесмена «по беспределу». По словам главы государства, все медиа могут критиковать и ее саму, и правительство.

В Молдове, напомнил Дудь, заблокированы также некоторые российские медиа (речь идет, в частности, о ВГТРК, RT, Sputnik, НТВ, Первом канале, ТВЦ, Рен-ТВ. — Прим. ред.). Санду ответила, что таким образом страна исполняет санкции ЕС и что демократия нуждается в защите от пропаганды.

О зарплате

Официальный оклад Санду — около 850 евро. Сбережений, накопленных за годы работы советником исполнительного директора Всемирного банка в Вашингтоне, почти не осталось, заявила президент. По ее словам, она «живет на зарплату».

— Молдова остается довольно бедной страной. Почему? — спрашивает Дудь.

— Есть разные объяснения. Коррупция — одно из этих объяснений. Мы не смогли создать сильное государство, у нас были коррупционеры во главе государства. <…> Коррупция — очень большая проблема для демократии.

Санду считает необходимым улучшить качество жизни в Молдове. Этому, по ее словам, будет способствовать интеграция в ЕС. Она отметила, что сейчас из страны из-за социальных проблем уезжает молодежь, которая зачастую не видит своего будущего дома. За последние 20 лет из страны уехали почти миллион человек, добавила президент.

О конфликтах с политическими соперниками 

Санду назвала уровень политической конкуренции в Молдове высоким и заявила, что открыть свою партию легко. Однако, отметила она, необходимо соблюдать закон о финансировании (он, в частности, предусматривает запрет на финансирование партий из-за рубежа).

Дудь напомнил, что 24 мая 2022 года — в день рождения Санду — бывший президент Молдовы Игорь Додон был задержан в рамках уголовного дела, возбужденного по четырем статьям уголовного кодекса, в том числе о государственной измене. В его доме весь день проходили обыски.

Для Санду задержание Додона стало неожиданностью. Она заявила, что не знает, стало ли задержание Додона в ее день рождения случайным совпадением, но сказала, что это «выглядит очень плохо и несерьезно».

Также Дудь спросил про конфликт Санду с главой Гагаузии (автономного территориального образования в составе республики) Евгенией Гуцул. Она возглавила Гагаузию в мае 2023 года. Гуцул баллотировалась от партии «Шор» и неоднократно заявляла о необходимости укрепления отношений с Россией. По мнению Санду, выборы прошли с многочисленными нарушениями.

В марте 2024-го Санду отказалась подписывать документ о включении Гуцул в правительство страны и обвинила ее в том, что она работает не в интересах населения автономии и состоит в преступной группировке. По словам президента, включение Гуцул в состав правительства — это риск для государственной безопасности, однако решение будет принимать Конституционный суд.

Санду не считает нарушением закона отказ включать Гуцул в кабинет министров:

— Я не могу назначить человека, который представляет криминальную коррумпированную группировку, в правительство, — добавила она. — Я не говорю, что иду поперек закона. В законе не прописано, когда она должна быть назначена. Посмотрим, что скажет суд.

О Путине

Санду ни разу не встречалась с Владимиром Путиным с момента вступления в должность президента.

— Не было [того], что [нужно] обсуждать, — заявила президент. — Были вопросы, которые обсуждались на уровне правительств. <…> Мы все знаем, что он [Путин] развязал войну в Украине и он может закончить эту войну, но, к сожалению, он этого не хочет. Я не знаю, почему.

— Есть ли у Путина какие-то виды на Молдову? — спросил Дудь.

— Я не могу точно сказать. У нас нет такой информации. Но мы видим российских чиновников, и некоторые из них говорят, что Молдовы не существует. Есть люди, которые неуважительно и пренебрежительно говорят о нашем народе. <…> Мы здесь, чтобы отстаивать интересы наших граждан. Мы хотим, чтобы у нас были хорошие отношения с соседями. Но с теми, кто нас не уважает, кто начинает войны и не соблюдает территориальную целостность других стран, конечно, невозможно иметь хорошие отношения, — сказала Санду.

О грядущих выборах и референдуме

Выборы президента Молдовы состоятся 20 октября 2024 года. В этот же день пройдет референдум по вопросу евроинтеграции. Решение, подавать ли заявку на членство в ЕС, Санду назвала самым важным на несколько последующих десятилетий.

— Всё это кажется таким хитрым, коварным политическим ходом: точно есть граждане Молдовы, которые за евроинтеграцию, но которые разочарованы тем, как работала ваша команда, — говорит Дудь. — Они будут идти на выборы, голосовать за евроинтеграцию и, понимая, что на кону евроинтеграция, голосовать за Майю Санду. Это выглядит политтехнологическим приемом, чтобы добавить вам голосов.

— Молдаване — умные люди. Не нужно говорить, будто они что-то не понимают. <…> У них будет достаточно выбора: будут кандидаты, которые продвигают евроинтеграцию, будут и те, кто против евроинтеграции, — заявила Санду.

Молдове еще многое надо сделать, чтобы построить сильную демократию, подытожила Санду.

— Это не делается за год или за два. Но мы смогли свою демократию сохранить. Мне кажется, что некоторым странам нужно у нас учиться. И мы будем продолжать это делать. <…> Мы свободолюбивые люди, и мы это показывали на протяжении 30 лет. <…> Мы все эти годы делали всё для того, чтобы у нас не было авторитарного режима. И его не будет. Потому что мы на демократию работаем.