Общественно-политический журнал

 

Родственники пытались насильно увезти на родину бежавшую от них уроженку Чечни

Вечером в четверг правозащитники сообщили, что семья из Чечни окружила и заблокировала отделение полиции в Москве, где находилась сбежавшая от родственников 19-летняя Лия Заурбекова. По данным правозащитников, сейчас девушка находится в безопасном месте, но власти Чечни обещают вернуть ее родным.

Как сообщил правозащитный проект «Марем», девушка уехала из Чечни 13 мая из-за тотального контроля и угроз убийством.

«Сегодня утром Заурбекова выходила из дома и увидела во дворе своего отца. Девушка сразу вызвала полицию, и ее отвезли в отдел, где также ждали родственники», — писали правозащитники.

По данным «Марем», в отделе полиции «Нагатино-Садовники» Заурбекову задержали по заявлению родственников, которые подали ее в розыск как несовершеннолетнюю, хотя ей уже 19 лет.

На видео, опубликованных в телеграм-канале Ксении Собчак, стоящие у отделения полиции мужчины требовали выдать им девушку и угрожали полицейским вмешательством «верхушки Чечни».

Телеграм-канал подкаста «Свобода (не) за горами» утверждал, что отец Заурбековой препирался с сотрудниками полиции и обещал, что скоро к отделению приедут некие «наши представители», а позже родственников начали пускать в отделение, и один из них при входе якобы сдал пистолет.

Депутат Госдумы от Чечни Адам Делимханов в ночь на 17 мая написал в Telegram, что по поручению главы Чечни Рамзана Кадырова взял дело под личный контроль. "Мы тесно взаимодействуем и с правоохранительными органами Москвы, и с родственниками девушки - среди них нет никакого недопонимания", - заявил он.

По словам Делимханова, Заурбекову "ввели в заблуждение" и сделавший это человек "понесет заслуженное наказание по всей строгости закона".

Позже проект «Марем» сообщил, что полиция пообещала правозащитникам и адвокату обеспечить безопасность Заурбековой. Секретарь Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы Алексей Мельников сказал, что девушка уехала с адвокатом в безопасное место.

Около двух часов ночи член президентского совета по правам человека и представитель ОНК Москвы Александр Ионов, известный как автор многих доносов на противников властей, заявил, что Лия Заурбекова покинула Россию.

Ионов также заявил, что «нет подтвержденных фактов нарушения прав и законных интересов Лии, которые преследовались бы по закону», а об угрозе жизни девушки «речи на данный момент не идет и не шло ранее».

В то же время депутат Госдумы Адам Делимханов заявил, что взял ситуацию «под личный контроль» и выразил уверенность, что Заурбекову вернут родным.

Утром в пятницу о том, что Заурбекова находится в безопасности и не на территории России, заявила SotaVision (в реестре «иноагентов») адвокат девушки Наталья Тихонова.

"Насколько мне известно, сейчас моя подзащитная Лия Заурбекова находится в безопасности и не в России. Другие подробности, в том числе места, пути, и прочие детали, мне неизвестны", - написала она.

История Седы Сулеймановой

Заурбекова — не первая уроженка Чечни, которая сбежала от насилия в семье, а затем разыскивалась родственниками в других регионах. Одна из самых громких подобных историй связана с исчезновением 26-летней Седы Сулеймановой.

В августе прошлого года Сулейманову, также бежавшую из Чечни, задержали в Петербурге. Девушку забрали в отдел полиции под предлогом того, что она якобы подозревается в краже украшений на сумму 150 тысяч рублей, а затем передали ее чеченским силовикам, которые увезли ее в Чечню.

В начале сентября омбудсмен Чечни Мансур Солтаев опубликовал видео, на котором присутствовала Сулейманова: девушка молчала и шла с опущенной головой, при этом сам Солтаев утверждал, что она встретила его «в хорошем настроении» и «опровергла слухи и различные сообщения, связанные с ней».

Правозащитная группа СК SOS (в реестре «иноагентов») тогда обращала внимание на то, что у Сулеймановой на шее виден след непонятного происхождения, похожий на крупный синяк.

С тех пор правозащитники и друзья Сулеймановой не получали никакой информации о ее судьбе. Они опасаются, что в Чечне девушка могла быть подвергнута «убийству чести».