Общественно-политический журнал

 

Как российская пропаганда освещала открытие Олимпиады. Взгляд из московской подворотни

Какую картину может увидеть человек, который ничего не знает об Олимпиаде в Париже и захочет поискать новости о ней на сайтах российских медиа? Откроем, к примеру, сайт одного из главных российских телеканалов — НТВ. С 26 июля (дня открытия Олимпиады) на сайте канала было опубликовано 18 новостей, посвященных играм. Картина вырисовывается пугающая: церемония открытия обернулась скандалами», главе МВД прислали письмо с вирусом чумы, Макрона освистали, а итальянский журналист Анджело Джулиано так ужаснулся происходящим, что попросил убежища в России.

«Блевать охота от такого открытия Олимпиады», — цитирует НТВ двукратную серебряную призерку Олимпиады-2012 по спортивной гимнастике Викторию Комову.

Похожие комментарии — и на сайте, а также в эфире Первого канала: «Вакханалия, которая шокировала мир: Франция показала, как можно разом оскорбить миллиарды жителей планеты, превратив открытие Олимпиады в сатанинское шоу. Трансвеститы в роли апостолов, а флаг спортивного движения в руках у всадника Апокалипсиса, — говорит ведущий и подводит сюжет корреспондента: — О том, как французы на Сене пробили дно, — Григорий Емельянов».

Утверждения ведущих подкреплялись и мнениями «экспертов». Заведующий отделом Ближнего и Постсоветского Востока ИНИОН РАН, профессор Дипакадемии МИД РФ Владимир Аватков в эфире Первого канала выразил мнение, что на церемонии открытия Олимпиады-2024 в Париже пропагандировались псевдоценности и что «свобода организаторов мероприятия переросла во вседозволенность и бесовщину».

Слова «бесовщина» и «сатанинский» в российских материалах об Олимпиаде вообще чаще других — это связано с тем, что на церемонии открытия якобы была представлена пародия на «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи. В то же время сама сцена, которая породила взрыв возмущения в соцсетях, заметно отличается от знаменитой фрески. Во-первых, на открытии был не стол, а подиум, во-вторых, за ним стояли (не сидели!) не 12 человек, а гораздо больше, а в-третьих, на самом подиуме возлежал человек, изображающий бога наслаждений и пиршеств Вакха (в греческой мифологии — Диониса). Режиссер шоу Тома Жолли подтвердил в интервью французской прессе, что его постановка не содержала никаких отсылок к «Тайной вечере», а изображала пир на Олимпе (что логично, учитывая то, что игры — Олимпийские).

Обилие всех этих несоответствий напомнило ряду пользователей соцсетей старый советский анекдот о человеке, который жаловался на женскую баню напротив, а когда к нему пришли из ЖЭКа и сказали, что ничего не видно, он посоветовал залезть на шкаф.

Никакого кощунства нет и в сцене с Марией-Антуанеттой, которая держит отрубленную голову в руках, считает журналист, преподаватель факультета Liberal Arts and Sciences в Черногории Ксения Лученко: «Очень богатая европейская и французская традиция — это карнавал. Это такая раблезианская традиция, об этом очень подробно писал Михаил Бахтин, и было много западных работ на эту тему. На карнавале, как известно, все меняется местами, все можно высмеивать. Например, эпизод с Марией-Антуанеттой, которая держит свою голову в руках, а ее образ множится в окнах, — на мой взгляд, это очень удачно! Да, выглядит довольно брутально, но не настолько брутально для европейского зрителя, потому что, если мы посмотрим на средневековые сюжеты живописи, то мы увидим гораздо более жесткие вещи. Да и сколько есть изображений христианских святых, которые держат собственные головы в руках!»

Настойчивость, с которой продвигался в соцсетях нарратив об «оскорблении чувств верующих», может быть частью кремлевской «методички» об Олимпиаде. Как пишет проект «Можем объяснить» со ссылкой на источники в государственном агентстве и федеральном издании, из администрации президента РФ в СМИ поступило указание ругать Олимпиаду и подробно освещать все связанные с ней скандалы. «Раз Россию не пустили на Олимпийские игры, нужно показать, что нам и не стоило туда ехать», — рассказал проекту «Можем объяснить» источник в государственном агентстве. По словам собеседника, спортивные корреспонденты целенаправленно обзванивают экспертов, которые могут наговорить как можно больше гадостей про Олимпиаду.

Главные нарративы, которые предложено продвигать: трудности с транспортом и едой, проявления расизма, ухудшение криминальной обстановки, грязная вода в Сене, где «плавают фекалии», и, наконец, просто плохой вкус организаторов. Так, многие государственные и провластные медиа прямо называли открытие Олимпиады «шоу/цирком/карнавалом уродов».

«Громче, глупее и вульгарнее»: как Париж провалил начало Игр-2024», — с таким заголовком вышли в понедельник «Известия».

«День Нептуна в сумасшедшем доме: открытие Олимпиады в Париже убило», — это заголовок газеты «Комсомольская правда». В самой публикации открытие описано во всех подробностях и с ядовитыми насмешками: например, человек, который нес олимпийский огонь, назван в статье «дяденькой в черном кафтане, с куском марли на голове и железным дуршлагом вместо лица». На самом же деле факелоносец был одет в костюм ассасина из популярной видеоигры Assassin's Creed.

Дальше всех пошел православный телеканал «Царьград», заявивший, что теперь сами слова «Олимпиада» и «олимпийское движение» ассоциируются с сатаной. «Вздрогнули даже США: Бал сатаны на открытии Олимпиады ужаснул мир» — в статье под таким заголовком утверждается, что открытие Олимпийских игр в Париже стало чудовищной насмешкой над Богом, сатанисты вышли из тени и теперь ничего не боятся.

Интересно, что такое повышенное внимание к Олимпиаде, в том числе к ее визуальной составляющей, противоречит главной установке российских федеральных телеканалов — ни в коем случае не смотреть Олимпийские игры, вероятно, чтобы не увидеть лишнего напоминания о том, что российские спортсмены в них не участвуют. Стоит напомнить, что именно после отстранения России от Игр было принято решение впервые за 40 лет не транслировать Олимпиаду. Как заметило издание «Агентство», зрителям еще до открытия Олимпийских игр подробно объяснили, почему их не нужно смотреть.

Еще в пятницу, 26 июля, в вечерних выпусках федеральных телеканалов вышли сюжеты о дожде, который испортил церемонию открытия Олимпиады (мол, не увидевшие этого ничего не потеряли), а также было рассказано об обстановке в Париже в целом — там из-за забастовки не ходили поезда, город был перекрыт и похож на «осажденную крепость», а на улицах города совсем распоясались грабители. Именно они «обнесли» (лексика ведущих Первого канала) на полмиллиона евро бразильца Зико, легенду футбола и в прошлом тренера ЦСКА, когда он садился в такси.

Телеканал НТВ, в свою очередь, сообщил, что билеты на открытие не удалось распродать, а рестораторы, надеявшиеся заманить побольше туристов, стоят пустые. «Не спешит турист в Париж», — заключили на НТВ.

Надо сказать, что туристов действительно было меньше, чем ожидалось, однако и заявление о том, что «турист в Париж не спешит» — большая натяжка, ведь, по данным парижского Управления по туризму, посмотреть Игры приехали 11 миллионов человек.

«В Париже Играм не рады» — писала в преддверии Олимпиады газета «Коммерсантъ», отсылая читателей к знаменитой, давно ставшей мемом фразе советского собкора Центрального телевидения Анатолия Потапова: «Ярко светит солнце над Парижем, но не радостны лица простых парижан».

Ксения Туркова