Общественно-политический журнал

 

Кампанию Трампа стали сравнивать с тонущим кораблем

В середине июля на съезде республиканцев Дональд Трамп выглядел счастливым и уверенным в грядущей победе. Менее месяца спустя его кампания действует так, будто считает себя проигрывающей. У такого чувства есть основания в опросах, хотя гонка по-прежнему чрезвычайно близкая.

Метафорой происходящего может служить случай на митинге Трампа в Монтане несколько дней назад: перед его выходом собравшихся развлекали музыкальными клипами, и среди них была песня Селин Дион “Мое сердце продолжит биться” к фильму “Титаник” 1997 года. В соцсетях кампанию Трампа немедленно стали сравнивать с тонущим кораблем, а представители Дион опубликовали в твиттере заявление, что не давали разрешения на использование клипа. Заявление заканчивалось словами: “Реально, эта песня?”

Детали

Трамп постоянно воюет с числами: он не верит неблагоприятным для него опросам (как раньше не верила кампания Джо Байдена), оспаривает количество пришедших на митинги Камалы Харрис - массовость его митингов всегда была предметом гордости Трампа и доказательством его популярности.

“Никто не выступал перед толпами больше, чем были у меня”, заявил Трамп недавно на созванной экспромтом пресс-конференции, где он пытался перебить внимание прессы к кампании Харрис. Трамп сравнил свой митинг 6 января 2021 года с речью Мартина Лютера Кинга в 1963 году. (По оценкам, тот митинг Трампа собрал порядка 10 тысяч человек, а речь “У меня есть мечта” слушали четверть миллиона). На выходных Трамп и вовсе объявил, что фото людей, пришедших встречать Харрис в аэропорт Детройта - AI-фейк, “там не было никого!” - несмотря на огромное количество свидетельств обратного.

Республиканцы пытаются остановить своего лидера. Кевин Маккартни, бывший спикер Палаты представителей, в понедельник посоветовал Трампу перестать оспаривать размеры митингов Харрис, а начать атаковать ее по сущностным вопросам, вроде инфляции или иммиграционного кризиса.

Республиканский поллстер Франк Лунц заявил, что сама личность Трампа, то, что он не переносит чужой популярности, вредит ему, он был бы успешнее, если бы кампания была о проблемах, а не о личностях.

Общая картина

FT, однако, публикует результаты опроса, из которого следует, что избиратели - впервые! - больше (лишь на процент, но больше) доверяют кандидату демократов в вопросе экономики, чем Трампу. Это связывают с тем, что многие избиратели, прежде недовольные и Байденом, и Трампом, теперь склоняются к Харрис.

Преимущество Харрис над Трампом в опросах продолжает укрепляться. В целом по стране агрегаторы дают ей от +0.4 у RCP до +2.8 у 538 и Нэйта Силвера. (Силвер выглядит более оптимистично для Харрис, в частности, потому, что использует опросы с участием Кеннеди-мл., который сейчас отбирает больше голосов у Трампа). И что важнее, опросы показывают усиление Харрис в колеблющихся штатах. У Силвера ее преимущество в трех штатах на северо-востоке:

  • в Мичигане +3.8,
  • в Висконсине +3.6,
  • в Пенсильвании +1.9.

Это сравнимо с погрешностью опросов, но если Харрис выиграет эти штаты, как и все более “синие”, она получит победные 270 голосов в коллегии выборщиков.

Помимо этого, согласно Силверу, Харрис чуть обошла Трампа в двух колеблющихся штатах на юге:

  • Неваде +1.6,
  • Аризоне +0.8,

- это суммарно еще 17 голосов выборщиков, и приблизилась к Трампу в

  • Джорджии -0.7,
  • Северной Каролине -1.3.

Трамп, впрочем, этому не верит, и приводит опросы, в которых он впереди, в частности, в Пенсильвании и Неваде.

И для контекста: перед выборами 2020 года опросы показывали преимущество Байдена в 7-8 процентов. В голосовании оно составило лишь 4 с половиной.

Что дальше

Харрис побила все самые смелые ожидания демократов, многие из которых не очень верили ее способности вести кампанию. Она же вызвала огромную волну энтузиазма, которая не затихает, несмотря на надежды республиканцев. Рейтинг ее одобрения, прежде весьма отрицательный наравне с Байденом, резко исправился - к удивлению социологов. Внимание прессы дарит Харрис мощную бесплатную рекламу (которой в прошлом наслаждался Трамп).

Она не дает больших интервью и пресс-конференций, и как сказал Politico “человек, близкий к кампании Харрис”, у нее нет стимулов менять это сейчас, когда ей удается доносить до избирателя именно то, что ей хочется. Силвер замечает, что обычно на энтузиазме “медового месяца” и интернет-мемах кампанию не пройти, но обычная президентская кампания в США занимает два года, а для Харрис сейчас - лишь три месяца. Впрочем, и демократы, и кампания Харрис осознают, что нужно подготовиться к полемике по ключевым проблемам страны.

В ближайшие дни должна быть представлена экономическая программа Харрис, до конца месяца она обещала дать развернутое интервью и согласилась на дебаты с Трампом в сентябре. Пока она вслед за Трампом пообещала отменить налоги на чаевые в сфере обслуживания.

Минувшей ночью Трамп дал продолжительное интервью Илону Маску на X (прежде твиттер), в котором атаковал Харрис и Байдена в вопросах иммиграции и экономики. Интервью знаменует возвращение Трампа на X (его аккаунт был заморожен после беспорядков 6 января 2021 года, после активирован, но Трамп им не пользовался) - после того, как Маск выразил поддержку его кандидатуре. Из-за технических проблем X интервью началось с большой задержкой.