Вы здесь
Выборы 26 октября – это поворотная точка в истории Грузии
26 октября 2024 года в Грузии пройдут парламентские выборы. Как в оппозиции, так и в правящей партии их называют референдумом, на котором граждане выберут политический курс страны.
20 октября, ровно за неделю до парламентских выборов в Грузии, на площадь Свободы в центре Тбилиси на оппозиционный митинг под лозунгом "Грузия выбирает Евросоюз" вышли десятки тысяч человек. Выступить на митинге пришла президент Грузии Саломе Зурабишвили.
"Приходит новая Грузия. Та Грузия, которая сейчас стоит перед мной, – это свободная Грузия. И сегодня здесь та общественность, те личности, те грузины, которые мирно и с достоинством, по-грузински, идут в Европу, – сказала она. – Хочу отсюда обратиться к Владимиру Зеленскому, от имени всех нас сказать, что мы знаем, что он бьется и за нас, и он одержит победу. И мы вместе войдем в Европу".
По данным грузинских СМИ, помешать Зурабишвили пытались сторонники правящей партии "Грузинская мечта" – они светили лазерами с веранды расположенной напротив гостиницы "Монограф", которая принадлежит депутату правящей партии Антону Оболашвили. А грузинский государственный телеканал "Имеди" назвал митинг, организованный четырьмя оппозиционными партиями Грузии, "прайдом оппозиции".
Обычно антиправительственные демонстрации в Тбилиси начинаются рядом со зданием парламента. В начале 2023 года, когда партия "Грузинская мечта" внесла на рассмотрение парламента так называемый "Закон о прозрачности иностранного влияния", часть грузинского общества сразу увидела в нем российские корни. К парламенту вышли тысячи человек. Законопроект отозвали. Но прошел год – и законопроект внесли вновь, а к парламенту снова вышли люди. В Грузию даже приехали министры иностранных дел Латвии, Литвы, Эстонии и Исландии, которые просили не принимать этот закон. Но несмотря на это и на вето, наложенное на закон президенткой Грузии Саломе Зурабишвили, спикер парламента Шалва Папуашвили этот закон подписал.
"Что поменялось? Грузия получила статус кандидата на членство в Евросоюзе. "Грузинская мечта" восприняла это как некий carte blanche, что абсолютно неправильно, конечно. Но они восприняли это как усиление своих позиций и возможность педалирования всего этого сумасшествия", – говорит депутат парламента Грузии (2008–2020) Георгий Канделаки, который в 2005 году работал в администрации президента Грузии Михаила Саакашвили.
"Сегодня нам говорят, что с точки зрения демократического развития страна якобы идет назад. Говорят, что закон, который предусматривает только лишь одно – прозрачность, – это якобы русский закон. И это все нам говорят люди, которые злодеяния Саакашвили, его режим называли "маяком демократии", – считает мэр Тбилиси, когда-то известный футболист, а сейчас генсек "Грузинской мечты" Каха Каладзе.
"Именно поэтому огромное количество российских активистов сейчас уезжает из Грузии. На нашей практике этими законами [дело] никогда не ограничивается. Это просто маркер того, что начинаются очень серьезные репрессии, которые будут введены не только против каких-то "иноагентов" или каких-то ЛГБТ, а это такое специальное разделение общества, после которого каждый в чем-то виноват", – высказывает мнение российская театральная режиссерка и основательница феминистского коворкинга в Петербурге Леда Гарина. После вторжения России в Украину она живет в Грузии.
Тбилиси – столица государства, в законах которого официально закреплено, что Россия оккупировала около 20 процентов его территории. Несмотря на это, в 2022 году Тбилиси стал хабом, куда приехали сотни тысяч россиян, спасавшихся от войны, мобилизации и преследования. И сотни тысяч украинцев, бежавших от российской оккупации.
"Я уехал после двух обысков, – рассказывает антивоенный активист Илья Лешуков. – Один обыск был по оправданию терроризма, за то, что мой знакомый написал очень давно под постом про девятое мая о том, что "а вы знали, что Гитлер со Сталиным как бы в свое время в 1939-м и Польшу делили". А второй обыск был по участию в "экстремистской организации". Так как я проходил организатором митинга в поддержку Навального в 2021 году, Басманный суд выписал постановление, и у меня провели второй обыск за месяц, то есть две недели не прошло, тоже во второй раз тоже чуть дверь не выломали".
Илья Лешуков приехал в Тбилиси из Архангельска в апреле 2022 года. Он один из примерно 110 тысяч россиян, которые в 2022 году остались в Грузии. Президент Саломе Зурабишвили говорила, что после 21 сентября 2022 года, когда Владимир Путин объявил мобилизацию, через Грузию Россию покинули 700 тысяч человек. Большинство позже уехали в другие страны, кто-то был вынужден вернуться в Россию.
"Я жил в Москве последние 10 лет до начала полномасштабного вторжения, – рассказывает антивоенный активист Константин Скобар. – Во Владикавказе я нашел себе такси до начала пробки, а пробка на тот момент уже была около 10–12 километров на выезде со стороны российской границы. И пока мы ехали с таксистом, мы очень мило болтали. Я платил ему много денег, он купил мне велосипед у каких-то своих друзей в деревне. Этот велосипед обошелся мне в 25 тысяч рублей – на тот момент это было 250 долларов. Ну и на этом велосипеде от начала пробки я уже доехал до границы, постоял там в очереди около пяти-шести часов. И я вот с этим велосипедом на руках, дыша полной грудью, испытывая абсолютное счастье, что я выбрался из Мордора, прошел еще сколько там, три-четыре километра по нейтралке".
"Мы приехали небольшой компанией в одной машине с вещами, с собаками. Это был июнь 2022 года. И мы этой командой стартанули, – говорит предприниматель из Санкт-Петербурга Александр Болтян, который приехал вместе с тремя своими братьями. – Грузию я планировал еще до COVID-19, еще до войны. Я сюда приезжал в качестве туриста, и мне очень нравилась легкость ведения здесь бизнеса. Я понимал, что страна двигается в сторону Европы, открывались интересные перспективы. Начало войны в феврале 2022 года – это было таким пинком, когда я вспомнил: я же хотел в Грузию!"
По данным грузинских НКО, граждане России открыли в Грузии больше 37 тысяч юридических лиц, 80 процентов из которых – после 2022 года. Александр уже в 2024 году открыл еще один бар в Сербии – другой популярной у российских эмигрантов стране.
"Мы же не только про то, чтобы собраться выпить. Мы пропагандируем некие западные ценности, то есть мы про американский бар, про свободу, про путешествия, про мир без границ, про рок-н-ролл, – объясняет он. – Уже видно, что двигается Грузия не совсем в ту сторону, знакомый сценарий, мы это уже пережили в России, и примерно то же самое происходит сейчас в Грузии. Я, скорее всего, при худшем сценарии покину Грузию".
Антивоенный активист Константин Скобар уезжает в Сербию.
"Вы знаете, есть такое замечательное произведение Эрнеста Хемингуэя, называется "Прощай, оружие". И в этой книге главный герой все время бежит от войны. К чему я это? К тому, что я как некогда политический активист из России сейчас ощущаю себя человеком пораженным и отверженным своей страной, и я не имею права, как я считаю, я внутренне сам для себя это останавливаю, выражать какое-то публичное мнение касательно политической ситуации в Грузии. Но я могу сказать лишь то, что я вижу много, очень много закономерностей между тем, как дела обстоят в Грузии. Я думаю про "Грузинскую мечту" как про ставленников "Единой России". Я думаю, что Иванишвили является непосредственным представителем российских интересов. Но если все подрезюмировать, я думаю, ничего хорошего. Ничего хорошего с Грузией не случится после этих выборов. Грозит увядание, упадок – не резкий, а такой очень медленный, как гниение. То же самое, что происходит с Россией", – говорит он.
"Я хочу куда-нибудь в Европу, – признается Илья Лешуков. – Я боюсь конкретно правящей партии, которая идет на сближение с Россией. А сближение с Россией никогда ничего хорошего не приносит. Можно посмотреть на Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан. Там выдают людей спокойно, просто хватают на улице и самолетом отправляют в Россию. И я боюсь, что здесь может начаться то же самое".
Опасения уехавших в Грузию россиян связаны в том числе с несколькими случаями, произошедшими здесь. В феврале 2024 года житель Нижневартовска Илькин Меликов рассказал журналистам издания "Вот так", что в 2022 году его похитили в Тбилиси и вывезли во Владикавказ, где он оказался в СИЗО. Его обвинили в терроризме. При этом его якобы заставили подписать бумагу о том, что он добровольно пересек границу. Интервью он давал письменно из СИЗО Екатеринбурга.
А журналисты "Инсайдера" писали о Рафаиле Шепелеве, участнике движения "Артподготовка", который жил в Тбилиси, а в ноябре 2023 года при странных обстоятельствах оказался в России, где ему предъявили обвинение по террористической статье.
Премьер-министр Ираклий Кобахидзе назвал информацию о похищении россиян из Грузии ложью. Информация журналистов базировалась на словах вывезенных активистов, в Службе безопасности Грузии ее не комментировали. И случаев, когда в Грузии пропадали, например, публичные, известные оппозиционеры или активисты, ранее не было. Часто людей сюда просто не пускают без объяснения причин. С отказом во въезде в Грузию сталкивались и Любовь Соболь, и Дмитрий Гудков, и журналисты канала "Дождь".
В "Грузинской мечте" всю предвыборную кампанию настаивали на том, что после выборов Грузия продолжит сближаться с Евросоюзом, а не с Россией. А на всех предвыборных плакатах "Грузинской мечты" логотип партии слили воедино с флагом "Евросоюза".
Но другая реклама, которую партия выпустила ровно за месяц до выборов, вызвала международный скандал. На баннере слева изображен разрушенный российскими авиабомбардировками Мариупольский драмтеатр. На этом плакате нет названия партии, только ее номер в избирательном бюллетене. Название партии – на баннере соседнем. По всему городу они висят парами. На плакате с театром надпись слева – "Нет войне", справа – "Выбери мир". Те же кадры использовали и в предвыборном ролике "Грузинской мечты", который по закону обязаны показывать в эфире все грузинские телеканалы. Три из них за отказ оштрафовали на пять тысяч лари (почти две тысячи долларов США). Решение вынесла Национальная комиссия коммуникаций Грузии, в которую с жалобой обратилась "Грузинская мечта".
"Мы вынуждены заплатить и вынуждены бороться в судах, но суды тоже стали инструментами политического влияния на медиа в Грузии, – говорит заместитель директора телеканала "Формула" Георгий Таргамадзе. – Они могут заново прислать штраф, и исходя из решения суда мы должны обязательно это показать. А если не покажем, конечно, мы получим еще больше штрафов. Вот эти штрафы для нас – это много, но кажутся ничем в отношении к тому, к какому решению мы движемся. Грузия станет колониальной провинцией путинской России и станет какой-то маленькой республикой или станет полноправным членом Европейского Союза".
"Мы прекрасно знаем примеры из соседней страны, которая оккупирует часть наших территорий. Мы видели, как там начались преследования журналистов на основании различных законов. Я думаю, что с учетом того, что происходит сейчас, эти угрозы, эти попытки преследования еще больше усилятся, нам создадут еще больше проблем, в том числе финансовых для независимых СМИ, так что они просто не смогут функционировать и продолжать работать", – говорит ведущая телеканала "Формула" Софи Вардиашвили.
"Процессы идентичны. Единственное, что различается, – скорость принятия законов. В России 12 лет это все принималось. В Грузии это принимается молниеносно, и я, честно говоря, в шоке от того, с какой скоростью происходит то, что в России заняло полтора десятилетия. Это очень страшно. Так что это внушает чудовищные опасения того, что будет происходить в будущем", – говорит российская режиссерка и феминистка Леда Гарина.
Второй законопроект, который в самой Грузии считают российским и который сразу прозвали "законом о запрете ЛГБТ-пропаганды" – закон "О защите семейных ценностей и несовершеннолетних" – в первом чтении приняли в июле 2024 года, ровно за три месяца до выборов. К парламенту снова вышли протестующие – с радужными флагами. Окончательно его приняли второго октября, за три недели до парламентских выборов.
Реагируя на принятые в Грузии законы лидеры стран Евросоюза решили приостановить процесс вступления Грузии в ЕС. В Тбилиси на это отреагировали протестами, но не против Евросоюза, а против правящей партии.
"Эти выборы проходят на фоне беспрецедентного вмешательства со стороны Запада, – говорит политический аналитик Заал Анджапаридзе. – Именно из западных столиц поступали в адрес "Грузинской мечты" не только упреки, но и конкретные меры, я имею в виду визовые ограничения против отдельных официальных лиц, а также финансовые санкции. К этому может добавиться отмена безвизового режима с ЕС, которая, на мой взгляд, очень болезненно ударит по многим гражданам Грузии. И послужит, возможно, дополнительным триггером для акций протеста. Политика "Грузинской мечты" нацелена на то, чтобы не раздражать "российского медведя". "Грузинская мечта" называет это прагматичной политикой. А на Западе эту политику отказываются понимать. Но кроме того, были, так сказать, и призывы открытые, и за закрытыми дверями со стороны западных функционеров, что Грузия должна более активно помогать Украине в этой войне встать на "правильную сторону" истории и так далее. И, соответственно, когда Грузия отказалась идти вот в фарватере этой западной политики с помощью в Украине, она навлекла на себя очень серьезную критику со стороны его западных партнеров".
"С первых же дней после исторической победы на выборах первого октября 2012 года в стране утвердился беспрецедентный 12-летний мир. Чего не случилось ни при одном правителе страны со времен восстановления независимости. При нас не было войны и мы не теряли дополнительных территорий, – говорит председатель партии "Грузинская мечта" Ираклий Гарибашвили.
"Чем больше времени проходит на фоне трагедии в Украине, тем отчетливее становятся масштаб и реальность той угрозы, перед которой мы все еще стоим. И достаточно всего лишь одного неосторожного движения, одной ошибки, чтобы наша страна и этот край вновь оказались разрушены и разорены. И именно потому, что мы выбираем предусмотрительность, а не ветреность, выбираем действия ради интересов нашего народа, а не службу интересам других стран, мы оказались единственным правительством, которое смогло сохранить мир ни разу не отступив назад и не поступившись нашими национальными интересами", – говорит спикер парламента Грузии Шалва Папуашвили.
В Тбилиси о войне в Украине невозможно не знать, ее невозможно не заметить. На улицах города – тысячи украинских флагов и нарисованных граффити.
"Это такое выражение молодежного протеста. Против войны в Украине, против войны России в Грузии, против действий властей", – объясняет автор телеграм-канала о Грузии Николай Лефшиц. Он переехал в Грузию еще в 2019-ом.
О войне России с Грузией перед выборами также вспомнили в "Грузинской мечте".
"Сразу после выборов 26 октября, когда зачинщики войны будут осуждены и все виновные в разрушении грузино-осетинской дружбы получат строжайший правовой ответ, мы обязательно найдем в себе силы, чтобы извиниться за то, что по заданию извне предательское "Национальное движение" в 2008 году окутало в пламени огня наших осетинских братьев и сестер", – заявил почетный председатель партии "Грузинская мечта" Бедзина Иванишвили.
"Национальное движение" – это партия Михаила Саакашвили. "Извиниться" за войну 2008-го года Бидзина Иванишвили пообещал на предвыборном митинги в Гори. В 2008 году там тоже была российская армия.
"Я думаю, что этим заявлением он апеллирует к Путину: что вот я на твоей службе. Он выслуживается в глазах Путина, – считает депутат парламента Грузии (2008-2020) Георгий Канделаки. – Седьмого августа силы 58-й армии, которые не входили в состав даже формально, этих так называемых миротворческих сил,пересекли государственную границу в составе сотни единиц бронетехники. А когда такая армада пересекает, то есть когда армия одной страны вторгается на территорию другой, без согласия этой и другой страны, что это такое? Это называется в международном праве военная агрессия. Это есть начало войны".
"Я думаю, что это была очень грубая ошибка. И тем более, что выбрано место было не очень правильно, или совсем неправильно. Потому что Гори – это город, который был оккупирован российскими войсками 2008 году. Там погибло много людей, мирных жителей. И город был практически разграблен русскими войсками. Не осталось ни одного общественного учреждения или отделения банка, которое не было бы разграблено. Это очень свежая рана, – подтверждает бывший министр финансов Грузии Валерий Чечелашвили. – Но тут же это было в каком контексте сказано? Это было в контексте того, что да, у нас с Западом не получается, кризис в отношениях, но у нас есть потенциал восстановить территориальную целостность Грузии и в этом нам помогут. Считалось, что поможет в этом Россия, потому что полный контроль там над ситуацией сегодня у Российской Федерации. Там вся экономика, рубль находится в обращении, практически Абхазия и Цхинвальский регион находятся на дотации российского бюджета и так далее. Но жирную точку на этом всем поставил министр Лавров, который сказал, что решения 2008 года не пересматриваются".
Обе противоборствующие стороны в Грузии – и "Грузинская мечта", и оппозиция – публично говорят о том, что Грузия идет в Европу, в Евросоюз. О сближении с Россией вслух не говорит никто. И так же обе стороны заявляют, что выборы 26 октября – это поворотная точка в истории Грузии. Почему? Вероятно, скоро на этот вопрос появится ответ. Но еще важно: станут ли эти выборы финалом противостояния двух точек зрения, или только началом.