Вы здесь
Российские военные базы в Сирии под угрозой, Путин не смог договориться с аш-Шараа
Россия хочет сохранить в Сирии свои военные базы – военно-морской объект в Тартусе и авиабазу Хмеймим, расположенную недалеко от портового города Латакия. Для этого она пытается наладить контакты с новым президентом страны на переходный период Ахмедом аш-Шараа, которого во времена правления Башара Асада РФ бомбила и называла "террористом".
Упоминания о намерении РФ договориться с Аш-Шараа появились в инфополе на фоне его визита в Москву 15 октября. Reuters отмечало, что сирийский лидер будет просить Путина передать Сирии для суда экс-президента Башара Асада, сбежавшего в РФ после свержения его режима в Сирии в 2024 году. В то же время пресс-служба Кремля анонсировала диалог по военным базам.
Что это за базы?
Обе базы РФ разместила в Сирии в 2015 году. Асад, терявший контроль над значительной территорией страны, обратился к Путину и попросил о военной помощи в борьбе с повстанцами и джихадистскими группировками, в частности "Хаят Тахрир аш-Шам" (ХТШ) под руководством аш-Шараа, тогда известным как Абу Мухаммад. ХТШ тогда также называлось "Джабгат ан-Нусра".
В январе 2017 года Россия и Сирия подписали межправительственное соглашение о расширении военного присутствия РФ в Сирии. Оно предоставило России право бесплатного использования в течение 49 лет авиабазы Хмеймим и порта Тартус в качестве военно-морской базы (с возможностью автоматического продления еще на 25 лет). Также документ предусматривал иммунитет для российских военных и неограниченный доступ к сирийской инфраструктуре.
Таким образом, с 2015-го (с 2017-го – в рамках договоренности) Кремль закрепил свое военное присутствие в Сирии, чтобы иметь возможность влиять на региональные конфликты (Израиль, Иран, Турция, Ливан). Bloomberg отмечало, что база в Тартусе являлась единственным центром, где РФ могла ремонтировать и пополнять свой флот в Средиземноморье. Хмеймим нужен ей для проведения операций в Африке. Но все изменилось после свержения режима Асада...
Новые власти Сирии и первые попытки РФ наладить контакт с теми, кого называли "террористами"
В конце ноября 2024 года оппозиционные войска неожиданно двинулись на Алеппо и прорвали многолетнюю оборону города, которую правительство Асада поддерживало с помощью РФ и Ирана. В начале декабря повстанцы ХТШ освободили "от тирана Асада" столицу Сирии Дамаск. Асад с семьей сбежал из Сирии. Как оказалось позже – в РФ, о чем писали российские СМИ со ссылкой на источники в Кремле.
Временным президентом в Сирии стал аш-Шараа. СМИ писали, что Россия выводит своих военных и технику из порта в Тартусе и авиабазы Хмеймим, начав менять риторику и пытаясь сблизиться с теми, кого до недавнего времени считала врагами. В 2016 году российское министерство иностранных дел резко комментировало заявление аш-Шараа (тогда – аль-Джулани) о переименовании "Джабгат ан-Нусра" в ХТШ. Ведомство отмечало, что это попытка "перекраситься" и что организация останется террористической, называло "изуверами" и анонсировало дальнейшую борьбу до "полного уничтожения" группировки. Подобные заявления звучали неоднократно.
Но Асад сбежал, аш-Шараа пока занял его место, и в январе 2025 года, по данным американского Института изучения войны (ISW), Путин подписал закон, предоставляющий правительству РФ право исключать организации из списка террористических, в том числе ХТШ и "Талибан". В преддверии назначения аш-Шараа президентом Сирии на переходный период в страну прибыла российская делегация, впервые после падения Асада. Источники Reuters рассказали, что россияне хотели поговорить о дальнейшей судьбе военных баз РФ в Сирии. О изуверах, вероятно, забыли.
Стоит сказать, что США также пересмотрели свою позицию по поводу новых властей Сирии. В июле они вычеркнули из списка террористических организаций группировку ХТШ. Это произошло после встречи президента США Дональда Трампа с аш-Шараа и отмены американских санкций в отношении Сирии, действовавших 20 лет. Ранее в апреле СМИ рассказывали, что США якобы закрывают три военные базы в Сирии и постепенно выводят свои войска из страны.
Просьба аш-Шараа и молчание Кремля. Что дальше?
Аш-Шараа, по данным СМИ, также хотел диалога с РФ, правда, не по вопросу баз. В интервью The New York Times он рассказал, что еще в январе обращался с просьбой в Москву выдать для суда Асада, в обмен обещал сохранение военного присутствия РФ в Сирии. Но получил отказ. В марте Al Arabiya писало, что аш-Шара просил у РФ не только отдать Асада, но и вернуть деньги, которые тот якобы положил на депозит в Москве. Однако, по данным источников журналистов, в ответ Кремль заявил, что Асад не вкладывал деньги в Россию.
Во время визита в Москву 15 октября аш-Шараа, вероятно, снова получил отказ. Arab.com.ua вспомнило, как Путин раньше называл аш-Шараа террористом. По мнению СМИ, нынешнее поведение главы Кремля и его якобы "приверженность" новому президенту Сирии является "вершиной политического цинизма". Во время публичной части встречи темы об Асаде и военных базах РФ не затрагивались, говорится в статье.
В Кремле информация о российско-сирийских отношениях с аш-Шараа также публикуется очень осторожно и дозированно. В частности, встречу в Москве в октябре описали очень обтекаемо, как обмен взаимными любезностями и готовность сторон к развитию отношений. Были ли затронуты "острые" вопросы, в релизе не упоминали.
Переговоры продолжались более двух часов. В Кремле заявляли, что одной из тем было будущее российских военных объектов в Сирии.
Публично аш-Шараа заявил, что новые власти Сирии намерены "перезапустить отношения с РФ". По его словам, Сирия уважает все ранее подписанные соглашения между Москвой и Дамаском, но стремится определить новый характер двусторонних отношений, цитирует пропагандистское агентство ТАСС.
Asharq Al-Awsat со ссылкой на заявление министра иностранных дел Сирии Асаад аш-Шибани проинформировала, что переговоры о судьбе российских военных баз в его стране продолжаются. О новых договоренностях с Россией глава сирийского МИД ничего не говорил.
Пропагандисты "РИА Новости" также сообщили 18 октября со ссылкой на главу сирийского МИД, что "Дамаск обсуждает с Москвой пересмотр прежних соглашений, новые пока не достигнуты". Согласно комментарию аш-Шибани, договориться о базах Путин не сумел.
The Telegraph написало, что аш-Шараа намекнул на готовность сохранить стратегические объекты РФ в Сирии, но никаких гарантий не предоставлял. Соглашений пока подписано не было.
Аналитический центр США Middle East Institute (MEI), специализирующийся на исследовании Ближнего Востока, в июле писал о российских базах в Сирии после падения Асада как о "потенциальном грузе". Когда Сирия взяла курс на жесткий пересмотр соглашений, заключенных Асадом, РФ сократила военное присутствие и перебросила технику в другие регионы. Но Тартус и Хмеймим до сих пор функционируют и могут стать "потенциальными триггерами нового конфликта", отмечает MEI. Аналитики не исключают, что новые сирийские группировки захотят атаковать базы РФ, если Москва не достигнет новых договоренностей и правительство Сирии не признает их дальнейшую легитимность.