Вы здесь
ПАСЕ утвердила состав Платформы демократических сил России, куда вошли 15 представителей российской оппозиции
Бюро Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) утвердило состав платформы для диалога с российскими демократическими силами, которая должна стать инструментом обмена мнениями между депутатами ассамблеи и оппозицией РФ. Голосование состоялось в понедельник, 26 января, в Страсбурге перед официальным открытием зимней сессии ПАСЕ.
В состав Платформы для диалога с российскими демократическими силами вошли: Наталья Арно, Дмитрий Гудков, Марк Фейгин, Владимир Кара-Мурза, Гарри Каспаров, Михаил Ходорковский, Олег Орлов, Андрей Волна, Любовь Соболь, Надежда Толоконникова.
От представителей коренных народов России в платформу вошли: Руслан Кутаев, Екатерина Кузнецова, Василий (Батлай) Матенов, Лана Пылаева, Павел Суляндзига.
В состав Платформы не вошли представители Фонда борьбы с коррупцией (ФБК).
Члены военизированных формирований россиян, воюющих на стороне Украины, также не попали в список делегатов.
Делегаты ПАСЕ не получают зарплату, но за участие в некоторых мероприятиях могут платить суточные и покрывать расходы на дорогу и проживание.
Создание Платформы российских демсил в ПАСЕбыло учреждено специальной резолюцией, за которую депутаты ассамблеи проголосовали в октябре 2024 года. Согласно этому документу, платформу будет возглавлять председатель ПАСЕ, а ее участникам предоставят определенные права: они смогут присутствовать на заседаниях комитетов и подкомитетов, а также на мероприятиях, проходящих в рамках сессий ПАСЕ, и выступать на них, заручившись разрешением председателя.
Россия была исключена из состава Совета Европы в марте 2022 года из-за войны против Украины. Поэтому, поскольку Платформа российский демсил не является официальной делегацией Госдумы РФ, ее участники не могут публично демонстрировать в ПАСЕ флаг или другие символы Российской Федерации.
Предполагается, что состав Платформы демсил России, состоящей из 12 человек, будет обновляться ежегодно по принципу ротации. Сбором заявок, а также отбором претендентов, занимались непосредственно представители аппарата ПАСЕ. Преимущество отдавалось кандидатам, которых поддержали четыре российские оппозиционные организации: Антивоенный комитет, Free Russia Foundation, Фонд борьбы с коррупцией и Форум свободной России.
При отборе потенциальных участников платформы, которые, как говорится в резолюции, "должны быть лицами, обладающими высочайшими моральными качествами и находящмися в настоящее время в изгнании", в ПАСЕ руководствовались перечнем определенных критериев. В состав платформы могут войти активисты и общественные деятели, участвующие "в российском сопротивлении режиму Владимира Путина". Они должны "безоговорочно признавать и уважать суверенитет, независимость и территориальную целостность Украины в пределах ее международно признанных границ, а также суверенитет и территориальную целостность Молдовы, Грузии и других государств".
Членом Платформы демсил России может стать только тот, кто имеет "опыт публичного противостояния режиму Путина" и содействует его смещению. Важное условие: в биографии кандидата не должно быть случаев поддержки в прошлом "недемократической политики России или ее неоимпериалистической политики" в отношении суверенных государств или оправдания "международных преступлений, совершенных российскими субъектами за рубежом и на территории РФ".
Еще одним принципиальным критерием от ПАСЕ является подпись под Берлинской декларацией, принятой оппозиционерами из РФ в апреле 2023 года. В ней, в частности, ответственность за войну в Украине возлагается на Россию и содержится признание Крыма украинской территорией.
В резолюции также оговорено, что "одна треть мест в платформе", должна быть отдана представителям коренных народов и нацменьшинств РФ. Именно такая квота, по мнению ПАСЕ, отражает долю коренных народов в структуре населения России.
Несмотря на перечисленные в резолюции критерии, отбор самых достойных представителей российской оппозиции в изгнании для участия в платформе был сопряжен с определенными трудностями. В частности из-за того, что платформа является новым форматом в ПАСЕ и запустить ее в работу, с учетом всех политических нюансов, было непросто. Кроме того, в рядах самих оппозиционеров РФ возник раскол, возможно связанный с борьбой за контроль в платформе.
В начале декабря оппозиционный политик и бывший политзаключенный Владимир Кара-Мурза заявил о своем выходе из Антивоенного комитета России, объяснив это тем, что не может состоять в одной организации с Гарри Каспаровым, основателем Форума свободной России, которого обвинил в хамстве и оскорблениях в свой адрес.
Как пишут СМИ, ссора между двумя оппозиционерами произошла в начале декабря во время ужина в парижском ресторане, где обсуждалась будущая деятельность Платформы российских демсил в ПАСЕ. Конфликт возник после вопроса Каспарова Кара-Мурзе, почему тот отказывается подписывать Берлинскую декларацию.
Туманная легитимность
Но легитимность российской оппозиции в изгнании (а значит, и платформы в ПАСЕ) туманна, отмечает исследователь эстонского Международного центра обороны и безопасности Игорь Грецкий. Для сравнения: белорусская оппозиция может сослаться на электоральный результат Светланы Тихановской, когда было наглядно видно, что ее поддерживает значительное число белорусов. А российские демократические лидеры не обладают такими заслугами. «Строго говоря, они представляют только самих себя», — заключает Грецкий о перспективах платформы в ПАСЕ.
У белорусской оппозиции есть собственный официальный канал признания и общения с Европой. При Совете Европы в 2022 году появилась «Контактная группа по сотрудничеству с белорусским обществом». Но выборов в эту группу нет: в ней принимают участие представители команды Светланы Тихановской.
К тому же российская платформа в ПАСЕ может только усугубить конфликты «между политическими группами российской диаспоры», продолжает Грецкий. Неясно, как решать разногласия, если они возникнут уже внутри новой платформы в ПАСЕ. «Вероятно, возникнут трения между россиянами, воюющими в украинских вооруженных силах, и известными диссидентами, придерживающимися пацифистских убеждений», — предупреждает он.
А журнал New Eastern Europe (издается в Польше), специализирующийся на обзорах восточно-европейской политики, и вовсе посвятил российской платформе в ПАСЕ такой заголовок: «Западное заблуждение о российской оппозиции».
Западные институты рассматривают российских оппозиционных деятелей как реальную альтернативу власти Владимира Путина, но в действительности российская оппозиция не только глубоко разрознена, но и имеет мало общего с реальным мнением россиян, пишет издание.
«Западные институты, организации и СМИ часто не могут отличить политические устремления от реальной ситуации», — пишет журнал про решение ПАСЕ. И в качестве аргумента приводит данные опроса «Левады-центра»: каждый третий россиянин считает эмигрантов предателями родины, и в целом, более 70% негативно относятся к людям, покинувшим страну.