Вы здесь
"Буденовка"
Царь хотел, чтобы русская армия прошла в богатырках (буденовках) на параде победы в Берлине
Существует версия, что головной убор такой оригинальной формы был разработан ещё до революции и начал выпускаться в период Первой мировой войны, однако хранился на складах, и в войска не поступал. Одеть солдат в остроконечные суконные шлемы предполагалось на параде в Берлине, запланированном на лето 1917 года, где они должны были изображать русских витязей – богатырей (отсюда появилось само название «богатырка»). Модели шапки и шинели разрабатывал художник Виктор Васнецов.
Поскольку в специализированных изданиях по униформе Красной Армии игнорируется версия о создании ещё до революции головного убора, напоминающего древнерусский шлем – постараемся всё же обратить внимание на некоторые немаловажные моменты.
Во-первых, часто приписывают создание всей символики Красной Армии – пятиконечной звезды (причём, именно синего, а не красного цвета!), новых нагрудных знаков, и т.д. не иначе, как Троцкому. Вплоть до «идеи» такого головного убора, как будущая «будёновка». Сразу оговоримся: весьма и весьма сомнителен тот факт, что «бес мировой революции» Лейба Бронштейн под псевдонимом Троцкий неожиданно воспылал любовью ко всему славянскому и подал бы идею о созвучии новой униформы новой армии Республики Советов с древнерусскими образами. Известно, что Троцкий был назначен Наркомвоеном 1 с февраля 1918 г., а председателем Реввоенсовета Республики (и Наркомпути 2 по совместительству, с 1920 по 1921 г.) он являлся с 1919 года. В 1925 году Троцкого сняли с поста Наркомвоенмора 3 за оппозиционную деятельность [3]. Даже если что-то такое Троцкий и предлагал в плане разработки новой униформы и символики, однако необоснованно присваивать все лавры «барину с тросточкой», как его прозвал один из партийцев (И.И. Скворцов), да ещё русофобу и любителю расстрелов каждого десятого красноармейца и других радикальных мер – попросту глупо.
Лев Троцкий в будёновке
Во-вторых, художник Виктор Васнецов действительно часто использовал при создании своих патриотических плакатов во время Первой мировой войны образ русского витязя. Например, мы можем видеть подобный образ русского витязя-богатыря, сражающегося с трёхглавым «Змеем Горынычем» на плакате, созданном в 1914 году. Плакат был посвящён «Благотворительному базару на помощь жертвам войны». А посему вполне объяснимым является то, что Виктор Васнецов мог заранее взять за образец древнерусский шлем при создании нового парадного головного убора.
В-третьих, имеются сведения, кто конкретно мог запустить в производство такой головной убор, как «богатырку»:
«…на интендантских складах уже лежала новая форма, пошитая концерном Н.А. Второва 4 по эскизам Васнецова и Коровина 5. Форма была сшита по заказам Двора Его Императорского Величества и предназначалась для войск русской армии, в которой она должна была пройти на параде победы в Берлине. Это были долгополые шинели с «разговорами», суконные шлемы, стилизованные под старорусские шоломы, позднее известные как «буденовки», а также комплекты кожаных тужурок с брюками, крагами и картузами, предназначенные для механизированных войск, авиации, экипажей броневиков, бронепоездов и самокатчиков. Это обмундирование было передано при организации ЧК сотрудникам этой структуры – вооруженному отряду партии» |
Вполне логичным выглядит то, что шинели в стрелецком стиле (с хлястиками-«разговорами» на груди) и «шлемы русского витязя» – «богатырки» были разработаны при Николае II для поднятия духа солдат, и напоминания о великой истории России (сам покрой и вид этой шинели напоминает стрелецкий кафтан второй половины XVI века).
Как бы там ни было, самым распространенным видом военной одежды того времени стали защитного цвета рубаха (позже она стала называться гимнастёркой) со стоячим воротником, шаровары зелёного цвета, заправленные в сапоги или ботинки с обмотками и суконный «остроконечный» шлем. В холодное время красноармейцы и командиры носили солдатскую или офицерскую шинель, застёгивающуюся на крючки.
Вообще следует отметить, что до 1922 года внешний вид различных частей Красной Армии, добровольческих формирований РККА и личного состава Рабоче-Крестьянского Красного Флота представлял собой потрясающую по своему многообразию, попугайской пестроте и идиотизму, совершенно нелепую мешанину обмундирования и самой различной, подчас противоречивой, символики. Блестящее описание даёт русский дипломат Г.Н. Михайловский, оказавшийся в мае 1919 г. в ещё не занятом красными Севастополе, который однажды увидел, как
«через весь город по Нахимовскому проспекту с Екатерининской улицы проехала в буквальном смысле «красная кавалькада» – вся в красном одеянии с головы до ног, с белыми высокими гетрами – не столько красноармейцы, сколько «красноиндейцы» нового типа. Сумасшедшая кавалькада (особые отряды крымской ЧК) пронеслась по пустому городу весьма живописно, что выглядело, как страница из кинематографического романа…» |
Всё же военно-политическому руководству Советской России стала очевидна необходимость введения для РККА регламентированной формы одежды. Не зря же трудности в снабжении РККА, причём, не только обмундированием, а по всем статьям военных расходов, привели к созданию 10 ноября 1918 г. Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии, во главе с Л.Б. Красиным. Чусоснабармом 6 был назначен А.И. Рыков, работа которого по снабжению «дала особенно ценные результаты в деле снабжения армии оружием и боеприпасами» [6].
Разруха в головах и, соответственно, в разорённой гражданской братоубийственной войной стране могла продолжаться ещё долго, но невозможно же было всё разрушать до бесконечности и до «основанья, а затем…». Это разрушение «до основанья» грозило самим большевикам тем, что из руин вообще нереально было бы что-то восстановить. И уж тем более «построить мир, где кто был ничем, тот станет всем» в пустыне.
История изменений униформы
Образец значка-кокарды для головных уборов был установлен приказом Народного Комиссара по военным делам 29 июля 1918 года № 594. Он изготавливался из жёлтой меди и имел форму пятиконечной звезды с перекрещенными плугом и молотом в центре (не путать с серпом и молотом – эта эмблема появилась на военных кокардах в 1922 году). С лицевой стороны значок покрывался красной эмалью. Наружные концы звезды вписывались в круг диаметром 36 мм, а внутренние – 20 мм.
Суконный шлем с простёганным мягким козырьком имел цветную пятиконечную звезду с расцветкой по роду войск (в то время красного цвета звезда нашивалась только на левый рукав летней рубахи или шинели). Так, в пехоте носили малиновую звезду на шлеме, в кавалерии – синюю, в артиллерии – оранжевую (в приказе именуется «померанцевый» цвет), в инженерных и сапёрных войсках – чёрную, летчики аэропланов и воздухоплаватели аэростатов – голубую, пограничники – традиционно зелёного цвета. Звезда имела чёрную окантовку; соответственно, для чёрной звезды ввели красную окантовку. Шлем носили в холодное время. Из трёх типов подобных головных уборов, созданных для Красной Армии, суконные шлемы времён гражданской войны были самыми высокими и имели крупные звёзды.
Приказом РВСР за № 628 от 8 апреля 1919 г. была впервые регламентирована униформа бойцов Красной Армии. Были введены летняя рубаха, пехотная и кавалерийские шинели (в приказе они названы кафтанами) и головной убор. Головным убором для холодного времени года стал вновь утверждённый и несколько модернизированный суконный шлем. Этот образец и назвали «будёновкой» – по дивизии С.М. Буденного, в которой он впервые появился. Звезда зимнего головного убора в соответствии с новым описанием имела диаметр 10,5 см и отстояла от козырька вверх на 3,5 см. [7].
Несмотря на введенное обмундирование, до 1922 года войска не были полностью обеспечены им, поэтому многие донашивали обмундирование старой русской армии, оставшееся в большом количестве на складах или захваченное Красной Армией в качестве трофеев. В качестве обуви, кроме установленных кожаных лаптей, часто использовались ботинки с обмотками, простые лыковые лапти или старые солдатские сапоги. Командиры Красной Армии могли носить сапоги офицерского образца или даже гражданского покроя, но в этом случае они изготовлялись за свой счет.
Приказом РВСР за № 322 от 31 января 1922 г. все установленные ранее предметы обмундирования, за исключением кожаных лаптей, которые ещё продолжали существовать, отменялись, и вместо них была введена единая, строго регламентированная форма одежды. Установлен единый покрой шинели, рубахи и головного убора.
Был введён головной убор (шлем) зимнего и летнего образца, несколько видоизменённый. По примеру зимнего шлема заострённую сферическо-коническую форму приобрел и летний головной убор. Летний шлем для всех родов войск изготовлялся из палаточного полотна или хлопчатобумажной ткани светло-серого или близкого к нему цвета и не имел отворотов назатыльника (в мае 1924 года этот головной убор был вновь заменён фуражкой). Спереди пристёгивался подбородный ремешок из той же ткани, что и шлем.
Покрой и цвет зимнего шлема были в значительной степени изменены. Шлем образца 1922 года изготавливался из мундирного сукна тёмно-серого цвета, колпак шлема стал ниже и закруглённее. Диаметр нашивной звезды увеличился и стал составлять 9,5 см. [8].
13 апреля 1922 года был изменён красноармейский значок. Вместо плуга и молота на нём стали изображать серп и молот.
В 1926 году цвет сукна шлема был изменён с тёмно-серого на защитный, в соответствии с цветом суконного обмундирования РККА образца 1924 года. Кроме того, 2 августа 1926 года приказом РВС СССР за № 415 была упразднена суконная звезда, нашивавшаяся на зимний головной убор, и красноармейский значок следовало крепить прямо на шлем, на расстоянии 7 см от пришива козырька. Пуговицы на колпаке шлема приказано нашивать металлические малого размера, установленные в 1924 г. [9].
В таком виде шлемы просуществовали до 1927 года, несмотря на поспешную отмену этого приказа в октябре 1926 года и формальное восстановление суконной звезды. Различные модели и модификации этого головного убора использовалась в войсках до конца 1930-х годов, когда будёновку окончательно заменили фуражки, пилотки и зимние шапки. Так, приказом НКО СССР за № 176 от 3 декабря 1935 г. вводится новое обмундирование и знаки различия для всего личного состава Красной Армии. При этом зимним головным убором командного и начальствующего состава по-прежнему оставался зимний шлем, установленный приказом РВС СССР за № 474 от 3 сентября 1927 г. Хотя этот зимний шлем лишь незначительно отличался (из полугрубого сукна тёмно-серого цвета) от установленного ранее образца в 1922 г., спереди нового шлема по-прежнему нашивалась правильная пятиконечная звезда из приборного сукна, присвоенного роду войск цвета с прикреплённым на ней красноармейским значком. Наружные концы звезды располагались на окружности диаметром 8 см. [10].
Такой знаменитый головной убор красноармейцев, как будёновка просуществовал вплоть до июля 1940 года. Приказом НКО СССР за № 187 от 5 июля 1940 года вместо зимнего шлема, т.е. «будёновки», введены шапки-ушанки: для высшего, старшего и среднего начальствующего состава и сверхсрочнослужащих – из шерстяной ткани и натурального меха серого цвета, для срочнослужащих – из хлопчатобумажного шлемного сукна и искусственного меха серого цвета.
Высшему, старшему и среднему начальствующему составу разрешено шить шапки за свой счёт из натурального барашка и серого каракуля
В условиях зимнего периода основным головным убором первых красноармейцев стала папаха образца 1912 года без кокарды с отличительным знаком – нашитой наискосок красной лентой. (Запасы папах «дореволюционного» образца находили применение в пехотных частях РККА вплоть до начала 1930-х годов. Позже произошло возвращение этого типа головного убора: вначале – для донских казачьих частей РККА, а позже – для генералов Красной Армии. Любопытно, что в наиболее массовом образце папахи, установленном в 1943 году для полковников, были точно воспроизведены конструктивные особенности солдатской папахи образца 1912 года).