Вы здесь
Девочка, рисунок и война
Петиция в поддержку шестиклассницы Маши Москалевой из небольшого города Ефремов Тульской области набрала уже свыше ста тысяч подписей. Федеральные власти на этот факт пока не отреагировали, как и на ситуацию в целом, хотя скандал, возмутивший общественность, длится уже не первую неделю.
Напомним, что Маша нарисовала в школе антивоенный рисунок. После доноса учительницы правоохранители возбудили в отношении отца 13-летней девочки уголовное дело за фейки против российской армии.
Москалев-старший воспитывает дочь один. В настоящее время он находится под домашним арестом. Саму шестиклассницу держат в реабилитационном центре под названием «Юность», она практически изолирована от общества. С ней никому не дают общаться, включая близких родственников. Более того, ей отказались передать телефон для связи.
Между тем городская комиссия по делам несовершеннолетних подала в суд иск об ограничении в родительских правах отца Маши. Первое заседание намечено на 15 марта.
Согласно недавнему докладу Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, с начала полномасштабной российской агрессии в Украине погибли свыше 8 тысяч мирных жителей, из них – 488 детей.
В России людей все чаще преследуют по уголовным статьям совершенно на пустом месте, констатирует член федерального политсовета Партии народной свободы, правозащитник Наталья Пелевина. Но история 13-летней девочки и ее отца выделяется даже на этом фоне, подчеркивает Пелевина.
«С одной стороны, это хорошо вписывается в общий политический контекст происходящего и вообще во все безумие, которое охватило страну, – поясняет она. – А с другой – свидетельствует о черствости и бездушии властей всех уровней, будь то суды, силовики и далее по списку. Неудивительно, что общественность не только в России, но и во всем мире отреагировала на это чрезвычайно остро».
По мнению Пелевиной, подобные случаи будут продолжаться и учащаться, пока Путин и его окружение остаются у власти. По ее словам, они утратили моральные ориентиры: «…Нам остается ждать только очередного пробивания дна. Как представляется, режим будет только деградировать, и чем дальше, тем больше».
Что касается силовиков, которых многие обвиняют в чрезмерном рвении в данной ситуации, то они абсолютно вписываются в систему и просто действуют в рамках предписаний, поступающих сверху, убеждена правозащитница.
«Просто то, что с позиции нормального человека выглядит как перегиб, для власти норма. Подумаешь, девочку при живом отце ни за что сиротой делают!.. Власть ведет чудовищную кровопролитную войну, и любые действия силовиков внутри страны, в принципе уже не воспринимаются как нечто из ряда вон выходящее. ... Рупоры кремлевской пропаганды уже заявляют, что украинских детей надо убивать, а Тбилиси легко можно разбомбить, поскольку там нет Киево-Печерской лавры. О чем тут еще говорить…», – резюмирует Пелевина.
Напомним, что о потенциальном ударе по столице Грузии недавно рассуждала главный редактор телеканала RT Маргарита Симоньян в связи с массовыми протестами, направленными против принятия грузинским парламентом закона об иностранных агентах.
Социальный психолог и блогер Алексей Рощин отмечает, что, судя по комментариям в соцсетях, даже среди «оголтелых путинцев и Z-патриотов» история Маши Москалевой подчас вызывает неприятие.
«Тут, как всегда, режим противоречит сам себе, – говорит Рощин. – С одной стороны, он вроде бы выступает за духовные скрепы и патриархальность. Закон о семейном насилии декриминализировали, чтобы поддержать семейные узы. Даже на официальном уровне шли наезды на ювенальную юстицию. А тут получается, что государство само разлучает ребенка с отцом из-за дела, которое выеденного яйца не стоит. Обыватели уже не знают, что и думать».
К тому же у пожилых людей, которые, как напоминает блогер, составляют немаловажную электоральную опору путинского режима, антивоенные рисунки ассоциируются с их собственным детством, подчеркивает Рощин.
«Они сами некогда рисовали подобные плакаты, пели “Солнечный круг”, и в подкорке их сознания сохранилось, что это хорошо, нормально. А власть грубо указывает им, что сейчас установлены другие нормы. В общем, Кремль в данном случае явно работает против себя, но никаких шагов по сглаживанию ситуации не предпринимает. Эта история ставит в тупик даже штатных пропагандистов. Но репрессивная машина, похоже, заднего хода просто не имеет. Иногда кажется, что она действует сама по себе, на автопилоте…», – говорит Алексей Рощин.