Вы здесь
В течение года начнется то, что можно назвать серьезным экономическим кризисом в России
В конце мая 2022 года, через три месяца после начала полномасштабного вторжения России в Украину, профессор Икка Корхонен, глава Института переходных экономик Банка Финляндии (Iikka Korhonen, Bank of Finland Institute for Emerging Economies — BOFIT), подвел итоги экономического состояния России в рамках серии исследований «Финансовые показатели экономики РФ».
Год спустя, в мае 2023 года, он представил обновленную информацию о циклическом и структурном воздействии этой затянувшейся войны на экономику Российской Федерации в мероприятии для Института мировой экономики имени Петерсона (Peterson Institute of International Economics - PIIE).
В обсуждении его очередного отчета участвовала Наталья Шаповал, вице-президент по экономико-политическим исследованиям Киевского института экономики.
На графиках и в таблицах Икка Корхонен показал, какое влияние оказали различные меры воздействия на экономику России. Корхонен убежден, что «немедленный эффект от первых введенных санкций был колоссальным». По словам эксперта, ВВП РФ «даже с учетом сезонных колебаний за один день упал почти на 5%».
Впоследствии ситуация развивалась не так стремительно: в третьем квартале прошлого года ВВП РФ «стабилизировался и даже несколько увеличился, за счет доходов от нефти, цена на которую увеличилась», а в первом квартале этого года «предварительные цифры говорят о том, что падение ВВП РФ в годовом исчислении составило 1,9%».
Что же удержало российский ВВП от падения?
На российский ВВП, по словам исследователя, «повлияли инвестиции в основной капитал в военной промышленности, а также в строительстве».
Большая часть этих инвестиций шла за счет использования «государственного финансового пузыря» и «субсидируемых государством кредитов российских коммерческих банков».
«Наблюдался даже рост производства: в некоторых секторах металлургической промышленности, в производстве медицинских товаров, химикатов, текстиля, во всем, что связано с российскими вооруженными силами, значительно увеличился объем государственных заказов», — рассказал Корхонен.
При этом представители «экономического блока правительства РФ, во избежании нежелательной реакции в общественном мнении», по словам финского экономиста, «действительно стремились принять меры, для того, чтобы оградить большую часть населения от негативных экономических потрясений, вызванных войной».
Однако доходы российских домохозяйств пострадали не менее чем на 10%.
«В конце прошлого года объем розничных продаж снизился примерно на 10% в годовом исчислении, а объем продаж непродовольственных товаров снизился примерно на 15%», — сообщил финансовый аналитик. Корхонен также отметил, что «уровень реальных располагаемых доходов населения остается ниже, чем в 2013 году».
Какие области экономики России пострадали больше других?
Из представленных финским экспертом данных видно, что в РФ пострадали от санкций и экспортного контроля многие сектора экономики: развитие большинства из них «замедлилось и было приостановлено в связи с недоступностью глобальных цепочек поставок иностранных компонентов».
«Производство автомобилей просто рухнуло и не восстановилось. Из-за отсутствия шарикоподшипников сократилось производство и поддержание железнодорожных грузовых вагонов», — пояснил падение показателей транспортного сектора экономики России эксперт из Финляндии.
Ожидать ли катастрофического роста дефицита бюджета России?
Икке Корхонен подчеркнул, что «в связи с возникшими военными расходами» на протяжении большей части прошлого года «рост расходов бюджета в годовом исчислении составил примерно 20%», а затем, с поздней осени и до зимы включительно, темпы роста расходов в годовом исчислении достигали 40-60%.
Экономист напомнил, что «Россия все это время тратила в разы больше на военные закупки, в то время, как налоговые поступления от доходов от нефти и газа снизились в апреле этого года примерно на 45%».
«Если война продолжится, к концу этого года дефицит бюджета может легко составлять 4-5% и даже выше. Средства Фонда национального благосостояния РФ составляют примерно 4% ВВП. Таким образом, фонд, конечно, сможет покрыть большую часть дефицита, но тогда примерно через 6 месяцев гасить дефицит уже будет нечем», - считает финский экономист.
Наталья Шаповал согласилась с оценками финского эксперта и добавила, что за первые четыре месяца 2023-го дефицит бюджета РФ уже достиг $50-60 млрд.
«По нашим данным, российское правительство уже использовало все, что собрало для финансирования бюджета в прошлом году, — подчеркнула она, — так что совершенно непонятно, как они собираются финансировать остаток года, учитывая, что Фонд национального достояния истощается».
Стоит ли Европе ужесточить экспортно-импортную политику в отношении РФ?
Икка Корханен, отметил, что несмотря на санкции и запреты, объем экспорта в РФ из страны ЕС все еще достигает высоких показателей, несмотря на то, что «у многих людей на Западе сложилось впечатление, что ЕС вообще прекратил торговые отношения с Россией».
«К сожалению, продукты питания, лекарства и медицинская техника, а также алкоголь и некоторые другие наименования все еще экспортируются из Европы в РФ,» — сказал Корхонен.
Наталья Шаповал считает, что Европе следует «быть более жесткой в плане изоляции РФ», а «наиболее реализуемой частью этой идеи является полный запрет категорий товаров, которые содержат любые компоненты, которые россияне могут использовать в военных целях».
В целом оба исследователя отметили, что «запреты на экспорт из стран Евросоюза все-таки оказали большое влияние на экономику России», в результате чего, «Китай стал самым важным торговым партнером РФ: более 40% российского импорта приходится на КНР».
«В то время, когда продажи автомобилей в России упали вдвое, а основные мировые автоконцерны ушли из РФ, из 14 брендов, которые все еще присутствуют на рынке, 11 — китайские, а оставшиеся три — российские», — заявил Икко Корхонен.
Повлияло ли введение «потолка цен» на нефть на поступления в бюджет РФ?
И Китай, и Индия воспользовались ситуацией с запрещением импорта сырой нефти из России и «требуют скидки на нее примерно в 10%, увеличивая объемы ее покупок», добавил аналитик.
Наталья Шаповал подчеркнула, что «период сверхприбылей от нефти и газа для России закончился. Россия потеряла европейский газовый рынок».
При этом, отмечает Икке Корхонен, «резко возросшие расчеты в юанях во внешнеторговых отношениях, все равно не превышают трети российского внешнеторгового товарооборота».
Заявления и попытки РФ избавится от доллара и евро практически ни к чему серьезному не привели: переход в торговле с Индией на рупии не способствует ее расширению, — считает эксперт.
Каковы сценарии развития экономической ситуации в России «военного времени»?
Наталья Шаповал убеждена, что «инфляция будет нарастать, после того, как российское правительство использует всевозможные фонды для покрытия дефицита бюджета».
Несмотря на то, что «современными инструментами центрального банка российские власти могут еще контролировать бюджет», в течение года начнется то, что можно назвать серьезным экономическим кризисом в России, считает аналитик.
Наталья Шаповал сравнила влияние увеличивающегося количества санкций и запретов со «смертью от тысячи порезов».
Икка Корхонен подытожил свой обзор, описав ближайшее будущее экономики РФ в пяти пунктах:
- Россия будет вынуждена двигаться в сторону еще более «милитаризированной» экономики. «Уже в этом году федеральный бюджет России будет на треть военным».
- Несмотря на то, что «в некоторых секторах экономики РФ наблюдается восстановление», очевидно, что «главной слабостью промышленного развития страны станет зависимость от иностранных компонентов и услуг, доступ к которым прекратится окончательно».
- При этом Россия «продолжит пытаться найти альтернативные источники западных компонентов в таких странах, как Иран, взамен утраченных».
- Россия «будет стараться экспортировать столько же нефти, сколько и прежде, при том, что доход, который она получит, намного уменьшится».
- Дефицит бюджета «составит больше 5% ВВП и его погашение станет началом экономического краха».