Общественно-политический журнал

 

От полного контроля над сектором Газа Израиль отделяет всего одна операция

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху сообщил, что израильское правительство утвердило оперативные планы по наступлению на город Рафах на юге сектора Газа. По словам главы еврейского государства, задержка начала этой операции вызвана необходимостью проведения определенной подготовки.

Сейчас Израиль переходит к эвакуации населения. «Это не займет много времени. Ничто нас не остановит: ни давление США, ни какое-либо другое давление», — сказал Биньямин Нетаньяху. Уничтожение батальонов ХАМАС в Рафахе, по словам премьер-министра, «необходимо для победы», без которой Израиль столкнется с «экзистенциальной угрозой».

Согласно обнародованному Нетаньяху плану, израильские военные выведут из Рафаха более миллиона гражданских палестинцев, окажут им необходимую помощь и лишь после этого начнут атаку на оставшиеся в городе формирования ХАМАС.

— Стратегически достичь заявленной цели — свержения власти ХАМАС в Газе и ликвидации его военных возможностей — нельзя без захвата и зачистки Рафаха: там еще находятся четыре батальона ХАМАС, — объясняет израильский военный эксперт Давид Гендельман. — Помимо двух батальонов в Нусирате и Дейр-эль-Балахе (центральная часть сектора Газа) это основной еще нетронутый район, где властвует ХАМАС.

— Израиль действует в рамках стратегии истощения ХАМАС, — считает специалист по безопасности, бывший сотрудник спецслужб и полиции Израиля Сергей Мигдаль. — Сегодня сектор Газа уже разделен израильскими военными на три части: северную, центральную и южную. Между ними пролегают два коридора: Нецарим и Кисуфим. В этих местах созданы окруженные пуленепробиваемыми стенами опорные пункты ЦАХАЛ с узлами связи и позициями для солдат. Подобные сооружения должны быть построены и вдоль египетской границы, по так называемому Филадельфийскому коридору. В итоге все тоннели, по которым боевики получают оружие, будут взорваны или залиты бетоном. И Армия обороны Израиля сможет окончательно задушить организованное террористическое движение.

В ближайшие месяцы в анклаве от власти ХАМАС и Исламского джихада останется одно воспоминание.

— Хотя власти Израиля уже не раз заявляли о готовности к началу операции в Рафахе, но пока что действий, обычно предваряющих начало наступления на город, мы не видим, — рассказывает израильский военный обозреватель Давид Шарп. — Я говорю о разбрасывании листовок и рассылке сообщений с требованиями покинуть опасный район.

Сегодня, по мнению Давида Шарпа, наиболее важный перелом в войне происходит на израильско-американских переговорах. США добиваются приостановки боев и окончательного прекращения военных действий. Фактически заокеанские союзники, пытаясь запретить атаковать последний оплот ХАМАС в городе Рафах, вынуждают Израиль прекратить войну, не достигнув победы.

Предложение США 

Председатель Объединенного комитета начальников штабов США Чарльз Браун предложил альтернативный план наземной операции Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) в городе Рафах. Во время беседы с начальником штаба ЦАХАЛ генерал-лейтенантом Герци Халеви Чарльз Браун заявил, что США не готовы смириться с массовыми жертвами среди гражданского населения в Рафахе. Давид Шарп говорит, что под лозунгом обеспечения безопасности местного населения США пытаются продвигать свой план операции в городе. По идее американцев, населенный пункт должен быть окружен, а на границе с Египтом нужно построить бетонный забор, уходящий на десятки метров в почву и снабженный сенсорными датчиками, позволяющими выявлять подкопы. При этом в блокированный Рафах Армия обороны Израиля будет совершать рейды по выявлению и нейтрализации боевиков. Всю эту деятельность станет курировать совместный координационный штаб, в который войдут армейские командиры Соединенных Штатов и ЦАХАЛ.

Американцы не поддерживают желания Израиля добиться тотального контроля над всей территорией сектора Газа. Но без безоговорочной капитуляции невозможно будет как полностью подавить сопротивление террористов, так и арестовать или уничтожить их активистов и главарей. Остановить сегодня операцию в анклаве — это, по мнению Сергея Мигдаля, значит мгновенно принять политическую смерть для премьер-министра Биньямина Нетаньяху и израильского правительства.

— Предложенный американцами метод не позволит полностью уничтожить инфраструктуру ХАМАС в городе Рафах и обезвредить все ракетные установки, склады вооружения и военные объекты террористов, — утверждает Давид Шарп. — Вашингтону приостановка, а затем и полное окончание войсковой операции выгодны из собственных электоральных соображений, из-за давления арабского лобби и левого крыла в демократической партии, а также из-за других политических факторов, — объясняет Давид Шарп. — В качестве «пряника» предлагается формальная нормализация отношений с Саудовской Аравией. Грубо говоря, мы видим попытку размена: безопасность израильского государства и жизни его граждан — в обмен на саудовское посольство.

Уверен, что израильским властям хватит настойчивости и решимости довести общевойсковую операцию до конца и выполнить планы по взятию под контроль Рафаха, а также по зачистке нескольких населенных пунктов в центре анклава.

Возможно, операция начнется после окончания священного для мусульман месяца Рамадан.

Сергей Мигдаль заявляет, что израильские власти уже несколько раз утверждали планы наступления на Рафах. На онлайн-совещании с американскими коллегами генералы Армии обороны Израиля обсуждали необходимость обеспечить безопасность проживающих в Рафахе нескольких десятков тысяч гражданских и пришедших в город с севера и из центра анклава около одного миллиона беженцев.

На время наступления на Рафах израильские власти предполагают эвакуировать основную часть беженцев в палаточные лагеря в центре и на юге сектора. Переход их на север для Израиля нежелателен, но на переговорах по заложникам, где возвращение жителей в свои дома ХАМАС ставит одним из условий, обсуждается возможность перемещения в места проживания нескольких десятков тысяч женщин и детей, а также мужчин непризывного возраста. На это, по словам Давида Шарпа, Израиль может согласиться.

— Всех местных жителей планируется переместить в специальные лагеря, подготовленные для них в прибрежной зоне центральной части сектора Газа, — объясняет Сергей Мигдаль. — Там израильские силы установят мобильные дома и разобьют палаточные городки, в которых будут проживать беженцы. Рядом в море строится пирс, который позволит принимать корабли с гуманитарными грузами, медикаментами и продовольствием.

Сергей Мигдаль замечает, что ХАМАС всячески препятствует выходу местного населения из Рафаха. Ведь террористы планируют использовать гражданских в качестве живого щита. Однако у радикальных исламистов не хватает сил для того, чтобы сдерживать огромные человеческие потоки. Большинство боевиков прячутся в тоннелях, а когда появляются на улице, по ним обычно быстро прилетает израильская ракета.

Рейды и зачистки 

Согласно последним сведениям, всего на начало войны 7 октября 2023 года в секторе Газа находилось около 40 тысяч боевиков различных террористических организаций. По консервативной оценке, ЦАХАЛ на данный момент уничтожил 13 тысяч из них. Реальные потери террористов, по мнению Давида Шарпа, значительно выше. К сожалению, на территориях, где уже прошла фаза общевойсковой операции, часть боевиков смешались с мирным населением и остались на свободе.

Всего среди примерно 150 тысяч местных жителей, оставшихся на севере сектора, может оказаться несколько тысяч скрывающихся боевиков. При этом, проведя зачистки, Армия обороны Израиля вышла с большей части территории анклава, предпочитая действовать при помощи внезапных рейдов. Теперь, по словам Давида Шарпа, ХАМАС пытается нападать в «серой зоне» на севере и в центре анклава малыми группами, нанося внезапные «булавочные уколы» из засады. ЦАХАЛ в ответ провел несколько удачных тактических операций. Среди них Давид Шарп выделяет окружение и повторную зачистку больницы Аль-Шифа. Это крупнейший медицинский комплекс на севере сектора Газа. Израиль уже вводил туда войска и изымал из врачебных кабинетов оружие. Однако после этого израильские солдаты покинули больничные здания. И туда вернулись террористы.

— В больнице комфортные условия: электричество, интернет, водоснабжение и так далее, — объясняет израильский военный обозреватель. — В итоге внезапного маневра морского спецназа 13-й флотилии и присоединившихся сухопутных сил в госпитале была окружена почти тысяча боевиков ХАМАС и Исламского джихада. Более 200 были уничтожены в ходе штурма, еще свыше 500 террористов захвачены живыми, включая десятки командиров среднего звена и одного руководителя из ведущей десятки боевого крыла радикального исламистского движения. Они пытались баррикадироваться по родильным отделениям, но были выкурены оттуда.

Можно предположить, что на севере анклава после этой операции всё равно остаются две-три тысячи членов ХАМАС. Но и они со временем будут выявлены. Подобные операции проводятся сейчас в центре анклава и на юге — к примеру, в городе Хан-Юнис.

Давид Гендельман называет операцию в Аль-Шифе местной зачисткой.

— После этапа достижения оперативного контроля на севере сектора Газа и вывода из большинства районов израильских сил Армия обороны Израиля уже несколько раз проводила точечные рейдовые зачистки, так как оставшиеся боевики вылезают из укрытий и пытаются восстановить военный и политический контроль ХАМАС на местности, — говорит Давид Гендельман. — Конкретно Аль-Шифа была штабом ХАМАС, боевики считали, что после входа в ноябре в ближайшее время ЦАХАЛ туда больше не вернется, поэтому можно использовать больницу снова. Но был проведен внезапный рейд, несколько сот боевиков и руководителей арестованы, более 200 убиты в бою, получена ценная развединформация для продолжения операций.

Несмотря на заявления ХАМАС, больница Аль-Шифа хоть и пострадала в ходе рейда ЦАХАЛ, но ее основные здания не уничтожены. В основном разрушены находившиеся по соседству строения. Медицинский центр продолжает лечение пациентов.

Обезглавить террористов

Власти Катара предложили Израилю заключить сделку по освобождению заложников и военнопленных в секторе Газа в обмен на возможность покинуть территорию анклава лидерам ХАМАС.

По данным Сергея Мигдаля, на сегодняшний день ликвидировано около 40 процентов военного и политического руководства ХАМАС. Из двенадцати членов политбюро организации убито пять. В бункере под лагерем беженцев Нусират уничтожен третий человек в иерархии боевиков в секторе Газа — Марван Исса. Для этого было потрачено восемь двухтонных бетонобойных бомб. В результате взрыва в пригороде Бейрута был ликвидирован заместитель главы политбюро ХАМАС Салех аль-Арури.

— На данный момент руководство ХАМАС в лице главы организации в секторе Газа Яхья Синвара и командира боевого крыла организации Мохаммеда Дейфа, судя по всему, находится где-то в тоннелях или бункерах под Рафахом или Хан-Юнисом, — считает Давид Шарп. — Насколько можно судить, эвакуироваться они пока не планируют. Вполне вероятно, что главари террористов до сих пор живы лишь потому, что используют заложников в качестве живого щита. ЦАХАЛ, зная об этом, не наносит бомбовые и ракетные удары по местам возможного нахождения высокопоставленных террористов.

В столице Сирии Дамаске в результате авиаудара по территории иранского посольства убит один из наиболее высокопоставленных командиров иранских сил специального назначения «Аль-Кудс», бригадный генерал Корпуса стражей исламской революции Мохаммад Реза Захеди. Также погибли его заместитель, бригадный генерал Мохаммад Хади Хаджи Рахими, и пятеро их подчиненных. Иранские власти назвали уничтоженных офицеров КСИР военными советниками в Сирии. Хотя Иерусалим отказался комментировать эту атаку, подавляющее большинство экспертов считают произошедшее успешной операцией Армии обороны Израиля.

— Управляемая авиабомба ударила в здание, расположенное в Дамаске рядом с иранским посольством, и уничтожила двух генералов Корпуса стражей исламской революции, — рассказывает Сергей Мигдаль. — Один из них — Мохаммад Реза Захеди, который сменил на посту главы «Аль-Кудс» легендарного Касема Сулеймани, ликвидированного в 2020-м в Багдаде. Это большой успех для Израиля, хоть он и не берет на себя ответственность за эту атаку.

— Уничтожение в Сирии двух генералов КСИР — не только значительное достижение для организаторов атаки, но и сигнал Ирану о том, что помощь врагам Израиля не останется безнаказанной.

Мохаммад Реза Захеди, известный под кличкой Хасан Махдой, был бригадным генералом (высший командный уровень в КСИР) и занимал очень важную должность. Ведь именно подразделение «Аль-Кудс» отвечает за подготовку терактов на территории других государств, а также за поставки вооружения и другие виды содействия «Хезболле», йеменским хуситам и прочим иранским союзникам, воюющим против Израиля. Иранские власти уже пообещали жестокую месть в ответ на эту ликвидацию.

Заложники или победа

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху одобрил возвращение израильской делегации к переговорам с палестинской группировкой ХАМАС о прекращении огня в секторе Газа. «Нетаньяху провел беседу с директором разведки «Моссад» и главой Службы общей безопасности и дал добро на проведение следующего раунда переговоров в Дохе и Каире».

— ХАМАС требует не только обмена заложников на террористов из израильских тюрем, но и полного прекращения войны, — констатирует Сергей Мигдаль. — Израиль же готов прекратить огонь только на полтора месяца.

— По заложникам в целом прогресса нет, потому что ХАМАС настаивает не на временной остановке огня до шести недель, на что согласен Израиль, а на полном прекращении войны, возвращении жителей, снятии блокады и так далее,— перечисляет требования боевиков Давид Гендельман. — Вопрос, сколько конкретно террористов будет освобождено за каждого заложника, тоже влияет на решение, но он не самый главный. Две эти цели: освобождение заложников, с одной стороны, и свержение власти ХАМАС в Газе и ликвидация его военных возможностей, с другой стороны, — с самого начала противоречили друг другу. И сейчас мы видим это в очередной раз: пойти на все требования ХАМАС по заложникам означает прекратить войну, не достигнув военной цели, а не пойти означает возможное невозвращение и гибель заложников.

— Сегодня в руках у террористов находятся живые заложники из числа мирных жителей, пленные военнослужащие ЦАХАЛ и тела погибших израильтян, — говорит Давид Шарп. — В списке сейчас 134 имени. Доподлинно известно, что несколько десятков из них уже погибли. Всего, по оптимистическим прогнозам, есть надежда на освобождение живыми 80–90 человек. Взамен на 40 из них, куда входят женщины, в том числе пять военнослужащих, дети, а также больные и пожилые люди, Израиль готов отдать 700–800 находящихся в заключении преступников, сто из которых приговорены к пожизненному заключению за убийства израильтян.

Сегодня задача освобождения заложников вошла в противоречие с целью уничтожения сопротивления радикальных исламистов.

Видя американское давление на Израиль, ХАМАС требует гарантий полного замораживания конфликта и вывода войск из сектора Газа. По моему мнению, на такие условия Израиль не имеет право соглашаться.

Эскалация на севере 

Сергей Мигдаль утверждает, что руководство «Хезболлы» обещало помощь ХАМАС в случае, если террористическому движению в секторе Газа будет грозить полное уничтожение. Получив «зеленый свет» из Тегерана, находящиеся в Ливане боевики могут попытаться начать большую войну.

— Я оцениваю возможность резкой эскалации менее чем в 50 процентов, но и отрицать такую вероятность нельзя, — говорит специалист по безопасности. — Не стоит забывать и то, что Израиль может сам открыть второй фронт. Ведь сейчас в стране очень многие недовольны сложившейся ситуацией с постоянными обстрелами и вынужденным переселением жителей приграничной территории. Граждане требуют от властей либо гарантированного прекращения огня, либо активных действий по нейтрализации угрозы.

— ЦАХАЛ на постоянной основе уничтожает командиров «Хезболлы» как на юге, так и на севере Ливана, — говорит Давид Шарп.

— Сейчас я не вижу возможности политического урегулирования этого конфликта. Территориальные уступки со стороны Израиля неприемлемы, а пытаться договориться под прессингом с с стороны террористов — очевидно, ненадежный путь к миру.

— Для того чтобы начать эффективную борьбу с «Хезболлой», сначала нужно окончательно уничтожить все возможности ХАМАС по пуску ракет, — говорит Сергей Мигдаль. — Ведь для эффективного противостояния угрозе обстрелов со стороны Ливана потребуется привлечение всех сил израильской противоракетной обороны. Уже сейчас ЦАХАЛ наносит удары по большей части территории противника, в том числе по главной базе «Хезболлы» к северо-востоку от Бейрута. На воздух взлетают склады боеприпасов, оружейные производства, инфраструктура исламистов. Еженедельно уничтожаются тысячи ракет, включая тяжелые модификации. Гибнет много рядовых членов движения и командиров разного уровня.

Давид Шарп замечает, что север Израиля в значительной мере обезлюдел и боевики «Хезболлы» систематически обстреливают эту территорию своими управляемыми ракетами. Со стратегической точки зрения, эта ситуация совершенно неприемлема для государства и его граждан.

— На севере Израиля продолжается обмен ударами с «Хезболлой», причем налицо эскалация, — продолжает Давид Шарп. — Приближается развилка, когда израильскому правительству придется сделать выбор: проводить ли в Ливане общевойсковую операцию или дать еще один шанс дипломатам каким-то образом уладить этот конфликт. На мой взгляд, шанс мирно урегулировать происходящие события крайне мал. Однако, когда и как может открыться второй фронт для Израиля, пока непонятно. Возможно, операцию в Ливане планируют начать после проведения зачистки Рафаха. Вероятно, руководство Израиля не хочет одновременно воевать на два фронта. В идеальной ситуации сначала необходимо закончить общевойсковую операцию в Газе, а затем начинать наступление на «Хезболлу». Однако уже на текущий момент, судя по всему, высвобождено большее число боеспособных сил ЦАХАЛ. Погода в регионе улучшается. Этих условий может быть достаточно для начала новой большой войны.

Илья Волжский