Общественно-политический журнал

 

У российских компаний проблемы с финансированием, и это надолго

Проблемы с финансированием  вызваны, в значительной степени,  западными санкциями, введенными в связи с агрессией России в отношении Украины.

Корпоративные внешние заимствования выросли со $100 млрд десять лет назад до почти $660 млрд в июле 2014 г. Значительная часть кредитов относительно краткосрочные и нуждаются в постоянном рефинансировании.

Санкции ЕС и США заблокировали доступ к западному финансированию на срок более 30 дней только нескольким из крупнейших российских банков и компаний, таким как Роснефть и Сбербанк. Вскоре после введения санкций начал проявляться и другой, косвенный эффект: западные банки по собственной инициативе отказывают в долгосрочных кредитах российским компаниям, даже не попавшим в санкционные списки.

Такая политика объясняется стремлением отгородиться от любых потенциальных рисков.

Москва рассчитывала, что на выручку придут китайские банки. Но как предупреждает Владимир Милов,  банковский сектор Китая ориентирован в первую очередь на финансирование собственной экономики и экспорта; кроме того, для обслуживания российских компаний ему не хватает навыков в области управления рисками.

Российские компании, имеющие значительный внешний долг в долларах, но не имеющие экспортных доходов и доступа к государственной поддержке, могут оказаться в действительно сложной ситуации и пострадать, сказал московский экономист инвестиционной группы "Ренессанс Капитал" Олег Кузьмин.

Чтобы помочь затронутым санкциями компаниям, вероятно, будет задействован Фонд национального благосостояния, предназначенный для финансирования пенсий, однако уже сейчас запросов о поддержке поступило на сумму, превышающую его общий объем. Но, как говорит Милов, технический дефолт одного из крупнейших российских заемщиков нанесет огромный ущерб инвестиционному имиджу страны. Так что в конечном итоге выбора у чиновников нет.

Однако трата резервов на выкуп облигаций российских компаний, чтобы эмитент смог выплатить внешние долги, означает, что фонд благосостояния фактически будет переведен за рубеж, а не пущен на инвестиции в экономику страны, как планировалось изначально. Инвесторы, главы корпораций и аналитики сходятся в том, что у России есть единственный способ изменить ситуацию: перестать давить на соседа и сделать так, чтобы санкции были сняты. 

Источник

***

Некоторые крупнейшие компании России, включая второй в стране банк ВТБ и компанию «Роснефть» приветствовали «разворот» РФ к Азии после того как США и ЕС ввели санкции из-за агрессии против Украины и прекратили сотрудничество.

Привыкшие полагаться на европейские и американские компании в подготовительных к заключению той или иной сделке работах, российские компании испытывают трудности в нахождении юристов и другого персонала, который бы согласился с ними работать.

«Конечно, мы можем найти фирму без регистрации в странах, которые поддерживают санкции, но на это уйдет много сил и времени», – сказал источник в крупной компании, попавшей под санкции.

Фирмам, зарегистрированных в странах, которые ввели санкции в отношении РФ, запрещено предоставлять попавшим под санкции российским компаниям финансирование, независимо от его источника.

Источник также сказал, что почти невозможно найти компании, которые могли бы помочь с оформлением бумаг, и которые не были бы зарегистрированы в странах ЕС, Великобритании или США. Помимо проблем с документами, любые запросы санкционированных компаний не могут проходить через два крупнейших международных депозитария - Euroclear и Clearstream.

«Кто захочет покупать бумаги с такими ограничениями?» – говорит неназванный источник. В электронном письме от Clearstream говорится, что они не примут бумаги, нарушающие санкции ЕС и США. Такие бумаги не могут участвовать в торгах и других операциях Deutsche Börse Group.

По словам источника, знакомого с делом, Euroclear не предлагает услуги по урегулированию вопросов с еврооблигациями российским компаниям, попавшим под санкции, даже когда речь идет об азиатских компаниях, выпускающих еврооблигации.

Олег Хохлов, партнер адвокатской компании Goltsblat BLP, говорит, что компаниям, попавшим под санкции, потребуется 4-5 месяцев, чтобы адаптироваться к ситуации. Он однако отметил, что предстоящие сделки в Азии вряд ли будут крупными.