Общественно-политический журнал

 

Культура

Молебский тругольник. «Зона» или балаган?

Именем этого села в Кишертском районе Пермского края, что на границе с Екатеринбургской губернией, связан сонм самых буйных фантазий, гипотез и грез. Вот уже на протежении почти сорока лет район этот притягивает  туристов, счет которым идет на десятки тысяч, а по накопительной – уже на миллионы.

В этом потоке любопытных оказался и автор этого текста. Причем еще в самом его начале – в марте 1990-го. То есть менее, чем через год после публикаций в «Советской молодежи» рижского журналиcта Павла Мухортова интригующих рассказов о таинственной зоне, где происходят всякие чудеса. Впрочем, и на тот момент напор «туристов» туда уже исчислялся тысячами. А территория «заповедника» была вытоптана и размечена колдовскими метками типа  Мухортовский завал, Поляна ужасов, Змеиная горка, Выселки, Пирамида, Космодром... И термин «уфологи» уже стал на слуху.

Что же сподобило отправиться  к черту на кулички? За пару тысяч верст! Да еще практически зимой - ведь в начале марта снег еще и не собирался таять даже в Литве? далее➤

«Разница с остальной Европой у России составляет примерно столетие»

Стагнация, усталость, истерический страх перед оппозицией - в интервью немецкому изданию Die Welt писатель Владимир Сорокин сравнивает эру Путина с поздним Советским Союзом.

"В России сегодня царит стагнация, страна, как машина, застряла в болоте, колеса прокручиваются на месте, грязь разлетается в стороны. Но как долго это еще будет продолжаться, никто не знает. Россия - непредсказуемая страна. Общая атмосфера немного напоминает 1983-1984 годы - тяжелая экономическая ситуация, все устали от власть имущих. Тогда тоже никто не догадывался о том, что через два-три года наступят радикальные перемены", - заявил Владимир Сорокин.

"Правящие круги делают все, чтобы запугать своих противников. Существует практически своего рода паранойя власть имущих, истерический страх перед любой оппозицией, - считает он. - С другой стороны, постоянно растет усталость населения. У этого, прежде всего, экономические причины". далее➤

«Страшно, потому что шли годы, шли столетия, а ничего не менялось. Понимаете, какой ужас?»

Московский Гоголь-центр представил в рамках театрального фестиваля "Дни Лессинга" в Гамбурге нашумевшую постановку Кирилла Серебренникова "Кому на Руси жить хорошо". Корреспондент DW поговорил накануне спектакля с известной актрисой, народной артисткой Российской Федерации Евгенией Добровольской, сыгравшей множество ролей в театре и в кино.

Евгения Владимировна, так кому на Руси жить хорошо?

Не нам (смеется). Никому. У всех свои проблемы, потому что в менталитете заложена программа на страдание, и это очень плохо. Люди не умеют радоваться, не умеют быть счастливыми там, где им дано. Не умеют принимать то, что есть и благодарить за то, что есть... Хотелось бы спокойно творить, без препятствий, без оглядки, - и получать удовольствие от творчества и от искусства. далее➤

Шабаш безумных, превративших день скорби в праздничное торжество

Немецкая газета Süddeutsche Zeitung в четверг опубликовала статью, где российские власти осуждаются за организацию военного парада в годовщину снятия блокады. Российские депутаты с возмущением отреагировали на публикацию, хотя ранее вопрос об уместности парада поднимался и в Петербурге.

Торжественный марш в честь 75-й годовщины полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады с участием военнослужащих и боевой техники пройдет в центре Санкт-Петербурга 27 января. Участие в параде примут две тысячи военнослужащих, военная техника, боевые самолеты и вертолеты.

"Блокада была геноцидом. Однако после войны ни одна из сторон не была заинтересована в том, чтобы так о ней говорить", - написала немецкая журналистка Сильке Бигальке. далее➤

Так не встают с колен. Так теряют способность к прямохождению

Почти двадцать лет назад правящая верхушка предъявила растерянному и оглушенному десятилетием "рыночных реформ" и серией взрывов домов российскому обществу слепленного в телевизионной пробирке персонажа: молодой энергичный офицер спецслужб, отдающий резкие и четкие команды, посылающий победоносные полки вглубь Кавказа, несущий ужас и смерть террористам и врагам Отечества. Как заметил почти двадцать лет назад ваш покорный слуга, "женская душа России, истосковавшаяся по властному повелителю, потянулась от солидного Евгения Максимовича к молодому герою‑любовнику: "Какому хочешь чародею отдашь разбойную красу". Так называемая безальтернативность сегодняшнего Путина – вещь чрезвычайно опасная и для власти, и для общества в целом. Пространство захлопнулось, время остановилось, фукуямовский конец истории наступил в одной отдельно взятой стране. Политическая конструкция современной России оказалась подвешенной на тоненькой ниточке путинского мифа. Граждан столько раз уже обманывали, что для них просто невыносимо обмануться снова. И теперь гибнущие в Чечне, замерзающие на Дальнем Востоке, спивающиеся в Центральной России будут из последних сил, казалось бы, вопреки всякому здравому смыслу, поддерживать путинский миф и путинский рейтинг. И в этом смысле Путин – Наше Всё. Это последний русский миф, бессмысленный и беспощадный". далее➤

Союз мракобесия церкви и власти - «Знамя мира Рериха объявили сатанинским символом»

За последние несколько лет чиновники успели обвинить Рерихов в экстремизме и сатанизме, отозвать имя художника у Горно-Алтайского аэропорта, уничтожить музей семьи в центре Москвы, и, наконец, почти разрушили бульдозером дом в Острове, в котором художник отдыхал летом. Почему государство ополчилось на художников-философов.

Захват ОМОНом усадьбы Лопухиных в центре Москвы в ночь с 28 на 29 апреля 2017 года, где располагался Общественный музей имени Николая Рериха, казался кульминацией негласной войны, которую Минкультуры с Владимиром Мединским объявило Международному центру Рерихов (далее МЦР). До этого чиновники добились отмены принятого тремя годами ранее судебного решения о признании МЦР наследником по завещанию Святослава Рериха, инспирировали проверки наследия Рерихов на экстремизм, а саму организацию — на осуществление запрещённой деятельности, да еще в качестве иноагента. В документальном фильме о Николае и Елене Рерихах Минкульт увидел пропаганду нацистских идей, а воссозданные исторические здания усадьбы Лопухиных подчиненные Мединского объявляли незаконным самостроем. далее➤

В науке должны оставаться те, кто не может без этого

Михаил Кацнельсон - один из наиболее авторитетных в мире физиков-теоретиков, специалист в области физики конденсированного состояния, соавтор нобелевских лауреатов Андрея Гейма и Николая Новоселова, автор "Библии графена" и сам лауреат престижных премий, от советской Ленинского комсомола до нидерландской премии Спинозы.

Одно из последних научных увлечений Михаила Кацнельсона - исследование физико-химических основ происхождения жизни и эволюции. Эту работу физик ведет совместно со знаменитым биологом Евгением Куниным, исследования которого среди прочего легли в основу системы генной инженерии CRISPR-Cas9.

Михаил Кацнельсон родился в Магнитогорске, начинал научную карьеру на Урале, а в последние годы работает в нидерландском университете Радбауда, является членом Королевской академии наук и искусств Нидерландов и Европейской академии. далее➤

Отсутствие теплых туалетов в России в XXI веке носит масштабный характер

Более трех тысяч российских школ не оборудованы теплыми туалетами. Об этом недавно заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, назвав ситуацию "позором российской власти" и в очередной раз призвав решить существующую проблему. О том, что до конца 2018 года все учебные заведения должны быть обеспечены теплыми туалетами, еще в августе, перед началом учебного года, заявил на совещании премьер-министр России Дмитрий Медведев. Ответственность за их строительство он возложил на местные власти, которые традиционно жалуются на нехватку средств.

Наталья Б. – мама девочки, которая учится в коррекционном классе одной из поселковых школ Республики Саха-Якутия. Наталья не хочет называть свою фамилию и населенный пункт: боится мести администрации, хотя в чем она может заключаться – сказать затрудняется. далее➤

Проявление язычества в самой архаичной форме и свидетельство слабоумия государства

В музейном сообществе с неодобрением встретили заявление министра обороны России Сергея Шойгу о том, что ступени строящегося в подмосковной Кубинке главного православного храма Вооруженных сил России будут отлиты из трофейной техники вермахта. Главный аргумент: любой экземпляр вооружения противника спустя столь долгие годы после окончания войны обладает исторической и культурной ценностью. Пускать такие объекты на переплавку – недопустимое расточительство.

Недовольных неуклюже попытался успокоить член Патриаршего совета по культуре протоиерей Дмитрий Калинин. По его словам, на ступени грандиозного по размеру храма пойдут не музейные экспонаты, а принадлежащий военному ведомству лом: разбитые танки, самолеты и артиллерийская техника. Тут возникает резонный вопрос – откуда у военных столько неучтенного в музейных реестрах образцов вооружения Третьего рейха? И на это у священника есть ответ: ступени лишь частично отольют из вражеских предметов. Остальное – обычный промышленный металл. далее➤

Большинство россиян видят Россию через пять лет отстающим в развитии государством, с запуганным и бесправным населением

В российском обществе появился запрос на миролюбивую внешнюю политику. Об этом говорится в докладе "Осенний перелом в сознании россиян: мимолетный всплеск или новая тенденция?", представленном в понедельник, 24 декабря. В числе причин снижения поддержки внешней политики Москвы авторы называют "шпионские скандалы, падающие ракеты, отдельные высказывания российских политиков", а также войну в Сирии.

Кроме того, у россиян возросла потребность в уважении и свободе, а также лидерах, которые способны выразить эти ценности, отмечается в исследовании. далее➤

РФ отказывается возвращать вывезенные после войны ценности

В России отвергают возможность возврата культурных ценностей, вывезенных из Германии после Второй мировой войны. Об этом в четверг, 20 декабря, заявил в интервью российским СМИ глава департамента музеев Министерства культуры РФ Владислав Кононов. далее➤

Холуйство и трусость губят Россию

А апреле 2000 года французский кинорежиссер Лео Каракс опубликовал на страницах парижской газеты "Либерасьон" свое "Письмо двум российским кинорежиссерам". Это - реакция на письмо 21-го российского деятеля культуры в защиту действий российского правительства в Чечне, среди подписавших которое были Никита Михалков, Алексей Герман и Александр Сокуров. Сейчас стоит вспомнить об этом письме потому, что ничего, спустя, почти двадцать лет, не изменилось. Холуйство губит культуру России, искусство, вырождает общество и убивает саму страну.

Первое, что бросается в глаза в письме французского кинорежиссера, обращенного к его собратьям по цеху кинематографистов - это тот факт, что он обращается только к Александру Сокурову и Алексею Герману, игнорируя Никиту Михалкова, видимо, полагая, что обращаться к Михалкову смысла уже не имеет. Итак, Лео Каракс пишет Герману и Сокурову: "Господа, вы живете в королевстве, придуманном Макиавелли, в мире зазеркалья, в котором все наоборот. То, что на самом деле должно было вызвать ваше искреннее сожаление, это трусость, которую проявляют Франция, Европа, а заодно и весь остальной мир перед лицом того, что вытворял вчера Ельцин и вытворяет сегодня его питомец Путин. Один из подписавших ваше письмо, член РАН сокрушается: "Почему, мол, они вмешиваются в наши внутренние дела"? Это - аргумент мужей, избивающих своих жен или отцов, насилующих детей. Перенесите этот семейный принцип на народ и вы получите должный результат. далее➤

Торжество тупости или откровение о состоянии общества

Всякое художество можно воспринимать по-разному.  Сериал Семена Слепакова «Домашний арест» вызвал резкий разночтив. Уже одно то, что его похвалили и порекомендовали такие персоны, как Никита Михалков и Дмитрий Медведев, автоматом вызвали хулу со стороны оппонентов власти.  Но это слишком примитивная логика уже в силу ее прямолинейности.  Хотя бы уже потому, что власть в лице своих не самых кондовых представителей, сталкиваясь с талантливой картинкой, порой сменяет топор на хитрость. Не поругать, а похвалить. И в этом немалый резон. Ведь эффект достигается двойной. Во-первых, можно ослабить крамолу, сдвинув акценты в удобную конфигурацию.  Во-вторых, обласкав крамолу, она уже тем самым способна вызвать абберацию зрения у противников, возбудив в них реакцию подозрения и негатива.  И выхолостив ее в публичном поле.

Сам Слепаков в большом интервью TJ свою позицию определил так: « У сериала есть особенность, что он примиряющий. Я не хотел никому делать обидно и больно. Понятно, что мы живём в сложных условиях, в сложной стране, в постоянном обострённом конфликте и на взводе, но мне хотелось, чтобы все друг друга слышали. Если ты человека слышишь, ты необязательно соглашаешься с его мнением». далее➤

Жизнь без войны. Глава 8

(Предыдущие главы: глава 1, глава 2, глава 3, глава 4, глава 5, глава 6, глава 7)

8. Итальянский рефрен

При нынешнем засилии американских стандартов в массовой культуре кажется, что это – аксиома. Но так было не всегда. Юности моего поколения повезло больше. Она проходила под звуки и образы, куда более мелодичные и богатые, чем попса, одолевшая и подавившая все еще в 70-е. Но конец  50-х и шестидесятые имели совсем иную тональность. В ней господствовали итальянские и французские ноты. И в кино, и в популярной музыке.

Как мелодия, юность вспоминается голосами Клаудио Виллы, Доменико Модуньо, Джанни Моранди, Мины Мадзини, Сальваторе Адамо. Ну и, конечно же, Робертино Лоретти, чей ангельский дискант стал гулять по всей  Европе после того, как четырнадцатилетний мальчик на открытии 17-х Летних Олимпийскийх игр в Риме в 1960  исполнил  «О соле мио». Юный соловей с его баритональным тенором и классическим репертуаром был щедро растиражирован в «оттаявшей» Совковии. И не было, наверное, тогда в ней жителя, который бы не знал, не слышал исполнителя «Джамайки». «Чья майка, чья майка» - дурачились его школьные почитатели. далее➤

«Знаем ли мы страну, в которой живем?»

Симон Кордонский — один из самых известных российских социологов. В прошлом руководитель Экспертного управления президента Путина и его старший референт, сегодня Симон Гдальевич говорит, что функционирование государства интересует его куда меньше, чем устройство общества (конечно, состоящего и из чиновников тоже).  

В Ельцин Центре Симон Кордонский представил Фонд поддержки социальных исследований «Хамовники» — группу специалистов, ведущих уникальные исследования и, например, открывших такие феномены, как «гаражная экономика» и «промысловики». К слову, как председатель экспертного совета «Хамовников», Кордонский сообщил, что фонд открыт для новых проектов и готов профинансировать наиболее интересные из них. 

Предлагаем вашему вниманию основное содержание лекции Симона Кордонского «Знаем ли мы страну, в которой живем?»далее➤

Страницы