Общественно-политический журнал

 

Классическая музыка

Зоологический антисемитизм Вагнера

Мы много спорим о Вагнере. Спорим темпераментно, но я думаю, что не всегда знаем, о чем идет речь. Объяснений этому много. Прежде всего именно мы, выходцы из СССР, знаем о Вагнере меньше всех…

В Советском Союзе Вагнер-человек был неизвестен абсолютно. Его антисемитская философия не упоминается ни в одном труде о Вагнере, а русский перевод его опер очень далек от оригинального текста. Я понял это только на Западе, близко познакомившись с оригинальными либретто опер Вагнера.

Вначале приведу несколько цитат. В своей книге, одну из глав которой Вагнер называет «Ожидовевшее искусство», он пишет о себе самом в третьем лице: «Было бы глубочайшей ошибкой отделить Вагнера, мыслителя и философа, от Вагнера-композитора. Может быть, в других случаях это возможно, но в моем – нет». подробнее ⮞⮞⮞

Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven)

Бонн во второй половине XVIII века был небольшим пиренейским городком, резиденцией кёльнского князя. Именно здесь в декабре 1770 года и родился будущий гениальный композитор. Точная дата рождения Людвига не установлена, известна только дата его крещения — 17 декабря.

Княжество это, как и любое другое в Германии, носило церковный характер. Но церковь, на радость жителям, а в особенности многочисленным придворным и городской знати, не препятствовала всяческим развлечениям и удовольствиям. В то время, когда не было ни телевидения, ни радио, ни компьютеров (хотя нам, людям, избалованным цивилизацией, трудно себе такое представить), большое место в жизни людей играла музыка, живая музыка. подробнее ⮞⮞⮞

Камиль Сен-Санс (Camille Saint-Saëns)

Шарль-Камиль Сен-Санс родился 9 сентября 1835 года. В конце того же года от резкого обострения чахотки в возрасте тридцати семи лет умер отец Камиля. Ребенок остался на попечении двадцатишестилетней матери и бабушки.

Мать Сен-Санса была художницей-акварелисткой, что помогло приобщению Камиля к изобразительным искусствам. В возрасте двух с половиной лет Камиль уже прошёл под наблюдением бабушки первоначальный курс игры на фортепиано. Детская музыка с примитивным аккомпанементом левой руки ребенку не нравилась: «Бас не поёт» — говорил он пренебрежительно. подробнее ⮞⮞⮞

Вольфганг Амадей Моцарт (Wolfgang Amadeus Mozart)

27 января 1756 года в небольшом городе Зальцбурге, расположенном в районе Альп и окруженном живописными реками, садами и лесами родился Иоганнес Хризостомус Вольфгангус Теофилус Моцарт. Для родных и близких мальчик был просто Вольфгангом или Амадео — так звучало это имя по-итальянски.

Зальцбург представлял собой в то время столицу маленького княжества, во главе которого стоял зальцбургский архиепископ. Отец Моцарта, Леопольд Моцарт, был довольно известным скрипачом, органистом, педагогом и работал в качестве придворного музыканта и камердинера у зальцбургского вельможи графа Турн. подробнее ⮞⮞⮞

Франц Шуберт (Franz Schubert)

Шуберт прожил только тридцать один год. Он умер истощенный физически и душевно, измученный неудачами в жизни. Ни одна из девяти симфоний композитора не была исполнена при его жизни. Из шестисот песен было напечатано около двухсот, а из двух десятков фортепианных сонат - только три.

В своей неудовлетворенности окружающей жизнью Шуберт был не одинок. Эта неудовлетворенность и протест лучших людей общества нашли отражение в новом направлении в искусстве - в романтизме. Шуберт был одним из первых композиторов-романтиков.

Франц Шуберт родился в 1797 году в предместье Вены - Лихтенталь. Отец его, школьный учитель, происходил из крестьянской семьи. Мать была дочерью слесаря. В семье очень любили музыку и постоянно устраивали музыкальные вечера. Отец играл на виолончели, а братья на различных инструментах. подробнее ⮞⮞⮞

Георг Фридрих Гендель (George Frideric Handel)

Георг Фридрих Гендель родился в Галле 23 февраля 1685 года. Начальное образование он получил в средней, так называемой классической школе. Помимо такого основательного образования юный Гендель воспринял некоторые музыкальные понятия от наставника Иоганна Преториуса, знатока музыки и сочинителя нескольких школьных опер. Помимо школьных занятий, "иметь толк в музыке" ему также помогли вхожий в дом придворный капельмейстер Давид Пооле и органист Кристиан Риттер, обучавший Георга Фридриха игре на клавикордах. подробнее ⮞⮞⮞

Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach)

Иоганн Себастьян Бах - великий немецкий композитор XVIII века. Прошло уже более двухсот пятидесяти лет со дня смерти Баха, а интерес к его музыке всё возрастает. При жизни композитор не получил заслуженного признания.

Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя после его смерти: в 1829 году под управлением немецкого композитора Мендельсона было публично исполнено величайшее произведение Баха - "Страсти по Матфею". Впервые - в Германии - было издано полное собрание баховских сочинений. А музыканты всего мира играют музыку Баха, поражаясь её красоте и вдохновению, мастерству и совершенству. "Не ручей! - Море должно быть ему имя", - сказал о Бахе великий Бетховен. подробнее ⮞⮞⮞

Николо Паганини (Nicolo Paganini)

Имя Паганини было окружено некой таинственностью, чему содействовал и он сам, говоря о каких-то необычайных секретах своей игры, которые он обнародует только по окончании своей карьеры. При жизни Паганини было напечатано очень мало его сочинений, что его современники объясняли боязнью автора к обнаружению многих тайн его виртуозности. Таинственность и необычность личности Паганини вызывала предположение в его суеверности и атеизме, и епископ Ниццы, где скончался Паганини, отказал в заупокойной мессе. Только вмешательство папы уничтожило это решение, а прах великого скрипача окончательно обрел покой лишь к концу 19 столетия. подробнее ⮞⮞⮞

Антонио Вивальди (Antonio Vivaldi)

4 марта 1678 года в Венеции в семье Вивальди появился первенец. Родившийся на седьмом месяце ребенок отличался столь слабой конституцией, что из-за смертельной опасности был тут же крещен повивальной бабкой под именем Антонио Лучио.

Хотя у Вивальди родились затем еще два сына и три дочери, никто из них, за исключением первенца, не стал музыкантом. Младшие братья унаследовали от отца профессию парикмахеров.

О первых годах жизни Антонио известно немного. Его музыкальное дарование проявилось очень рано. Уже в возрасте десяти лет он часто замещал в оркестре собора Св. Марка своего отца, когда тот выступал за пределами Венеции. Первым и главным учителем Антонио был Джованни Баттиста, к тому времени уже ставший известным виртуозом. Полагают, что юный Антонио брал уроки композиции у маститого Дж. Легренци, умершего в 1690 году. Первое приписываемое Вивальди сочинение датируется1691 годом. подробнее ⮞⮞⮞

Сергей Рахманинов

Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта (1 апреля по новому стилю) 1873 года. Длительное время местом рождения считалось имение его родителей Онег, недалеко от Новгорода. Исследования последних лет называют усадьбу Семеново Старорусского уезда Новгородской губернии.
Склонность к музыке была характерной чертой Рахманиновых. Она ярко проявилась у деда композитора Аркадия Александровича Рахманинова. Музыкальная одаренность С.В.Рахманинова обнаружилась уже в раннем детстве. С 4-х лет, он начал обучаться игре на фортепиано, сначала под руководством матери, затем А.Д.Орнатской, знакомой родителей композитора. На начало 1880-х годов приходятся тяжелые невзгоды, обрушившиеся на семью Рахманиновых: разрушение материального благополучия семьи, продажа Онега, переселение в Петербург. подробнее ⮞⮞⮞

Лера Ауэрбах

Валерия Львовна Ауэрбах известна во всем цивилизованном мире (но, увы, не в России) как Лера Ауэрбах. Это вполне объяснимо – уроженка Челябинска и пианистка-вундеркинд, она оказалась с концертным туром в Нью-Йорке в семнадцатилетнем возрасте в судьбоносное для России лето 1991 года. Оказалась – и решила остаться. Так 17-летняя Лера и не стала никогда Валерией, а уменьшенный вариант ее имени пристал к ней навсегда. В отличие от многих, она не изображала из себя "жертву режима", не стремилась удивить окружающих ужасами жизни на исторической родине. Просто окончание Джульярдской музыкальной школы в Нью-Йорке она, по собственным словам, "восприняла как шанс". Довольно точная оценка, особенно учитывая незавидные перспективы, открывшиеся как раз тогда перед классической музыкой в России. подробнее ⮞⮞⮞

Артистический терроризм Патриции Копачинской / Patricia Kopatchinskaja

 Патриция Копачинская - уникум. Другого слова не подберешь. Красавица и виртуоз, она играет новую музыку столь органично, что та кажется классикой, а классику – так свежо, что та звучит, как новая музыка.

Запись Скрипичного концерта Бетховена в исполнении Патриции Копачинской с дирижером-аутентистом Филиппе Херревеге (Phillippe Herreweghe) стала одной из настоящих сенсаций аудиофильского рынка последних лет. На Бетховенском фестивале в Бонне Патриция и ее постоянный музыкальный партнер и соавтор, пианист Фазиль Сай (Fazil Say) представили свою версию еще одного знаменитого сочинения Бетховена - Крейцеровой сонаты. Родившаяся в Молдавии, выросшая в Австрии и ныне живущая в Швейцарии скрипачка рассказывает в интервью Deutsche Welle о своих взглядах на жизнь и музыку. подробнее ⮞⮞⮞