Общественно-политический журнал

 

Незнание законов развития они компенсируют собственной неразвитостью

Банки должны незамедлительно сообщать в Росфинмониторинг об операциях клиентов (как граждан, так и компаний), являющихся резидентами 41 страны: США, Канады, Евросоюза (включает 28 государств), Австралии, Норвегии, Ирана, Сирии, Судана, Новой Зеландии, Аргентины, Мексики, Швейцарии, Северной Кореи и Ямайки. Это следует из письма Росфинмониторинга, разосланного на днях в российские банки (есть у «Известий»). Если банк будет пренебрегать этим требованием, его действия будут квалифицированы как нарушение антиотмывочного 115-ФЗ, крайняя мера за нарушение этого закона — отзыв у банка лицензии. Сделки клиентов из новоиспеченного черного списка признаются «сомнительными» и не рекомендуются банкам к проведению.

Согласно требованию Росфинмониторинга, банки при приеме на обслуживание клиента должны выяснить, является ли он резидентом государства из черного списка. Этот перечень, по словам близкого к ведомству источника, является новым, он сформирован «в соответствии с текущей политической и экономической ситуацией в мире и в России». Из черных списков у Росфинмониторинга сейчас действует «Перечень террористов и экстремистов» (fedsfm.ru/documents/terrorists-catalog-portal-act).

В письме состав списка объясняется. Это: страны, в отношении которых РФ ввела санкции в ответ на изначальные санкции с их стороны; государства, не выполняющие требования FATF (межправительственная Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, Россия является ее участницей); страны, которые поддерживают терроризм; страны, которые не ведут борьбу с коррупцией; государства, потворствующие свободному обороту наркотиков.

В письме отдельно описано, что подразумевается под санкционными странами — речь о странах, в отношении которых Россией введены специальные экономические меры (временные, для защиты интересов граждан РФ). К этим мерам отнесены: приостановление реализации совместных программ в сфере экономики, прекращение оказания технической помощи и приостановка военного сотрудничества; ограничение или полный запрет на проведение финансовых трансакций с такими странами; запрет/ограничение внешнеэкономических операций; приостановка действия международных торговых договоров; изменение сумм ввозных/вывозных пошлин; запрет на выход в порты РФ и использования российского воздушного пространства; ограничение на туризм; запрет на сотрудничества в области науки/отказ от него.

По логике Росфинмониторинга, банки должны оценивать операции с резидентами из стран черного списка как «сомнительные» и незамедлительно сообщать о них финразведке. По словам источника, близкого к ведомству, «если банки хотят проблем — пусть рискуют и проводят такие операции». У банков есть специальные программы и каналы, по которым сообщения уходят в ведомство Юрия Чиханчина. Многие документы в финразведку нельзя сформировать автоматизированно, и сотрудникам банков приходится вбивать данные вручную. Отчитываться перед финразведкой банки должны по 115-ФЗ: сейчас по сделкам свыше 600 тыс. рублей отчет нужно отправить в течение трех дней, по «сомнительным» сделкам нужно извещать Росфинмониторинг «незамедлительно». Банки оценивают степень подозрительности операций на основании Положения ЦБ 262-П о клиентских операциях повышенного уровня риска, также ведомство регулярно выпускает письма под грифом Т, в котором описывает схемы незаконного отмывания денег и меры по борьбе с этими нарушениями.

За активное проведение подозрительных сделок банки могут серьезно пострадать, нарушение 115-ФЗ — частый аргумент, с которым ЦБ отзывает лицензии. В 2014 году ужесточен критерий «высокой вовлеченности банков в проведение сомнительных операций» — снижены порог сомнительных сделок с 5 млрд до 3 млрд рублей, а также доля сомнительных наличных операций с 5% до 4% дебетового оборота по счетам клиентов (письмо 92-Т от 21 мая 2014 года).

— Сейчас Росфинмониторинг решил ввести новый критерий выявления признаков необычных сделок в целях борьбы с отмыванием и финансирования терроризма, — говорит источник, близкий к Росфинмониторингу. — Страновой подход обусловлен введенными США и ЕС санкциями и ответными действиями России. Это основная причина. Логика Росфинмониторинга заключается в том, что российские банки должны соблюдать и защищать интересы родной страны, учитывать ее позицию на международной политической арене. Обслуживание нашими банками клиентов из стран, которые не препятствуют наркоторговле, терроризму, коррупции, не соблюдают правила FATF, также не лучшим образом влияет на восприятие России другими державами.

Банковские антисанкции точнее называть антибанковскими санкциями.

Предыдущие антисанкции безусловно нанесли ущерб экономике России.  Меньший, чем мог бы случиться, благодаря  традиционному российскому заболеванию, называемому «необязательностью исполнения» — таможня благоразумно часто игнорировала  очевидную глупость.

Банковские антисанкции будут выполнены точно и полностью. Даже, несмотря на то, что банковская система при этом будет уничтожена.

В 1993 году несколько офицеров КГБ создали свой банк «Московская недвижимость». Их идея состояла в том, чтобы создать группу банков  «для своих».  Клиенты тоже предполагались только свои. Идея была не совсем идиотской – кредиты ЦБ в то время еще не были рыночным инструментом – их распределяли между банками на основании, я бы осторожно сказал, «субъективных соображений». Но ЦБ готовился, как сообщил тогда Александр Хондруев на семинаре Гайдара, изменить эту ситуацию.

Дальше было  интереснее. Офицеры попросили меня встретиться  с их руководством на конспиративной квартире.  Моего шофера, охрану пускать туда и даже говорить, где произойдет встреча, они отказались.  Безопасность биржи я попросил сфотографировать посланников и согласился – обожаю авантюры.

Конспиративная квартира оказалась в Малаховке.

Вопрос, ради которого  происходили все шпионские страсти, был простым:

— Как нам создать то, что мы задумали?

Ответ или экспертиза была короткой:

— Никак. Отказываясь от конкуренции, вы отказываетесь от рынка. А без рынка банк превращается в настольную игру для ее участников и только.

Кажется, они мне не поверили и банк КГБ вскоре исчез.

Масштаб экспериментов, которыми  оперирует бывший офицер КГБ Владимир Путин шире и значительнее.

Но результат не зависит от количества банков, участвующих в нерыночном сообществе.

Какие же эти ребята все одинаковые. Незнание законов развития они компенсируют собственной неразвитостью.

И создают иллюзорный мир, где они самые умные и самые сильные. И побеждают…

В своих настольных играх.

Константин Боровой