Вы здесь
Не удивляйтесь, что на немецких фотографиях вы видите настоящую Россию – в лаптях и валенках
Как-то случайно услышал фразу российского историка о том, что «мы до тех пор не будем знать правды о войне, пока будем судить о ней по мемуарам, а не по документам». Все советское время пропаганда старалась скрыть неприятные документы и замолчать факты, которые бы вызвали у людей много вопросов. Например, куда с улиц городов и поселков подевались сотни тысяч инвалидов. Или – почему генералы и офицеры жили припеваючи, а прошедшие войну солдаты до сих пор прозябают или в коммуналках, или однокомнатных «хрущобах».
В начале 90-х годов мне повезло беседовать пару часов с Виктором Астафьевым, приехавшим повидать родственников в Душанбе. Он только начал работать над своим последним романом, который назвал «Прокляты и убиты». Большинство из эпизодов этой книги – его собственная жизнь фронтовика. Часто писатели рассказывают лучше, чем читается сам текст. Виктор Петрович медленно, делая паузы, рассказывал о том, как шел по обледеневшим трупам однополчан, которые погибли перед отступлением. Их вновь посылали в атаку: они теряли людей, отступали, снег и мороз покрывали тела ледяной коркой, по которым их опять посылали в наступление. Он шел по ледяной корке и видел лица погибших друзей. Я ничего подобного не слышал раньше – ни по советскому телевидению, ни в кино. Тогда я понял, что правду о войне надо искать самому.
Я вырос в те годы, когда советское телевидение о войне рассказывало так, что становилось совершенно непонятным – почему эти мужественные воины отступали два с лишним года. Нам показывали фильмы, в которых немцы всегда выглядели идиотами, и опять возникал вопрос – почему эти крикливые и мелкие людишки гнали непобедимую советскую армию аж до Волги? И почему на плакатах, в школьных учебниках и в кино «коварные враги» выглядели клоунами, а советские люди ежеминутно совершали подвиги – бросались с гранатой на пулемет, подбивали так много танков, которые едва могла выпускать промышленность гитлеровской Германии? А партизанские отряды? А «Молодая гвардия»? А, наконец, Штирлиц Максим Максимович?
Нам врали – мы верили. Так было надо, так было спокойнее. Лишь немногие пытались узнать, откуда у дедушки столько золотых часов или где бабушка взяла столько ковров, которые она периодически продавала на барахолке – с оленями, голубками, ангелами и альпийскими озерами. Еще мы все ненавидели немцев и дразнили моего соседа Артура, а его родители – поволжские немцы Роза и Карл – тихо плакали от беспомощности, пока не уехали Германию. Вся страна гордилась только победой, увешанными орденами и медалями ветеранами, выказывая им почет и уважение один раз в году – 9 мая. Потом, само собой, забывали.
Коллеги Макса Отто фон Штирлица были первыми немцами, в которых советские люди увидели умных, образованных и даже остроумных людей. Идеологи ЦК КПСС поняли, что пора покончить с ненавистью и убедить население СССР в том, что немцы – тоже люди. Но наш умный разведчик Штирлиц все равно их всех надурил. Советская власть уже не могла сдерживать информацию, которая накапливалась у населения: тихо, по кухням люди обсуждали проблемы, о которых в 50-60-х годах даже подумать было страшно и опасно – почему вывезенное из Германии оборудование уже не работает, почему немцы требуют возврата культурных ценностей – значит, украли, почему «мерседесы» лучше «москвичей». Народ приходил к выводу, который тогда распространялся в неопасном жанре анекдота – «почему победители живут хуже побежденных».
За эти 70 лет был только небольшой просвет, когда немного был приоткрыт военный архив, но до сих пор историки по крупицам собирают историю на самом деле многим неизвестной войны. Все это время люди радовались подвигам исключительно по хвастливым мемуарам и произведениям пропаганды. Тот небольшой период приоткрытой правды закончился с приходом Путина, и пропаганда понеслась с новой силой – теперь 9 мая стал чуть ли не самым главным праздником в бесславной истории России. В 2005 году были придуманы полосатые ленточки, которые непонятно почему стали символом Дня победы.
Мой дед погиб под Смоленском, у деревни Барабаново. Бабушка и мамазнали, что под Смоленском, но более – ничего. Они был «под оккупацией», мамины воспоминания 5-6 лет – о немецком шоколаде, вкусном и ароматном. Потом еще лет десять – уже без шоколада, когда советская армия освободила воронежскую деревню. Потом – выживали, радовались победе и новым обещаниям скорейшего наступления «светлого будущего» и постоянно повторяли мантру «лишь бы не было войны». Мама с сестрой по очереди ходили в школу – ботинки были одни на двоих. Многие так и жили обещаниями очередных вождей, теперь – Путина. Опять вырастает поколение, совершенно не знающее историю, они беззаветно верят Путину, который врет им напропалую.
У меня совершенно нет желания кого-либо переубеждать. В сказки и красивые мифы всегда хочется верить долго – потому что приятно, а думать – лень. А кому не лень – тот может найти много документов, способных перевернуть одурманенное пропагандой сознание. Для начала поищите фотографии – это настоящие документы, фиксирующие событие без искажения и политических взглядов фотографа. Разглядывая, к примеру, фотографии, снятые немецкими солдатами в оккупированных российских деревнях, вы увидите не героев фильмов «Свинарка и пастух» в крепдешиновых платьях и глаженных пиджаках, а самых что ни на есть обычных российских крестьян – в лаптях, валенках, овчинных тулупах и рубахах. Примерно так же, правда, без лаптей, но в ботинках с обмотками на фотографиях выглядели пленные советские солдаты.
Попробуйте теперь задуматься над тем, почему так выглядела армия. И что могло поделать население СССР, живущее впроголодь, одеваясь в обноски? Были лубочные картинки разрешенной пропаганды, и была скрытая от глаз жизнь. Хотя нет, о ней знали, но не говорили, старались верить красочным плакатам, на которых сосед Васька не алкаш, а знатный механизатор. Все верили в сплоченность советского народа, а полуторамиллионная армия российских коллаборационистов в немецкой армии сейчас не кажется мифом.
Сегодня узнать правду о войне нетрудно, необходимо только желание и в определенном смысле смелость. Не физическая, а моральная, смелость человека, застрявшего в советской идеологии, выстроенной на лжи, но желающего знать правдивую историю. У меня недавно случился спор о том, за что погибали советские люди. Сразу отмечу, что мой дед лежит под Смоленском в братской могиле у деревни Барабаново. Об этом я узнал с сайта, созданного при поддержке Бундесвера Германии. Мой оппонент заявила, что умирали «за Отечество». Мне пришлось ей кратко пересказать историю СССР с 1917 по 1941 годы – дважды голод, унесший 7-8 миллионов жизней, несколько лет гражданская война, это еще 15-16 миллионов, репрессии – 4,5-4,8 миллионов жертв, 18 миллионов человек стали жертвами так называемых трудовых указов. Наконец, самая трагическая и абсолютно бесполезная война в Финляндии в 1939-1940 годах, унесшая полтора миллиона советских солдат и офицеров.
Успеваете считать миллионы? И не удивляйтесь, что на немецких фотографиях вы видите настоящую Россию, не плакатную – в лаптях и валенках, в овчинных тулупах и грязных рубахах, тех, кто поднимает падаль на дороге и несет домой, в избу с проваленной крышей и сваленным забором. Как вы думаете, смачные лозунги о победе марксизма-ленинизма добирались до таких деревень? В 30-х годах в СССР сельское население составляло почти 70 процентов.
Путину есть чего бояться. Он переполнен страхом перед историей, которую он пытается опять переписать и обманывать людей так, как это делали большевики 98 лет назад. За все это время воспитано несколько поколений людей, воспринимающих пропаганду как правду, а правду – как чужую пропаганду. Кремлевские идеологи будут стараться оттянуть время, потому и нынешний праздник станет очередным праздником большой лжи. Вам же остается только искать правду самому. Если, конечно, захотите.