Общественно-политический журнал

 

Почему Кремлю пришлось уволить Лужкова

28 сентября 2010 г. Дмитрий Медведев отправил в отставку мэра Москвы Юрия Лужкова, который 18 лет занимал пост столичного градоначальника. В президентском указе в качестве причины отставки названа "утрата доверия". Такую формулировку российская власть применяет обычно лишь в случае самых вопиющих проступков чиновников. Лужков также вышел из партии "Единая Россия", в создании и управлении которой он участвовал.

Находившийся у власти с 1992 года Лужков был одной из последних значимых политических фигур ельцинской эпохи в России. Но его отставку готовили на протяжении нескольких лет, и с необходимостью увольнения Лужкова единодушно соглашалось все высшее руководство страны. По данным московских источников STRATFOR в Москве и вопреки сообщениям в основных СМИ, Дмитрий Медведев, возглавивший кампанию открытой критики в адрес Лужкова, и Путин были заодно в вопросе отставки московского мэра. Увольнение Лужкова - это признак убежденности Кремля в том, что он не должен зависеть от одного-единственного человека в вопросе контроля над организованной преступностью в столице.

В рамках своих первоначальных усилий по консолидации контроля Кремля над Россией Путин в начале 2000-х годов начал охоту на олигархов ельцинской эпохи и на региональных губернаторов, сосредоточивших в своих руках чрезмерные властные полномочия после распада Советского Союза, когда центральная власть была слаба. Но в то время как Путин одного за другим выбивал из седла независимых губернаторов, то самое место, где расположен Кремль – Москва – было для него недосягаемым. И дело не только в том, что Лужков сразу понял, что Путин не будет тем слабым центральным руководителем, к каким Россия привыкла в 90-е годы (хотя он сам в то время вынашивал планы заменить Бориса Ельцина). Причина также в том, что он создал в Москве собственное неприступное удельное княжество, взять которое штурмом было невозможно.

Ключевой причиной того, что Лужков так долго управлял Москвой – а ее редко называют в России открыто – были его связи с московской мафией, этим самым мощным российским синдикатом организованной преступности. Данная связь не была похожа ни на прямое управление, ни на преступное сообщество. Сам Лужков не занимался деятельностью московской мафии. Но многие считают его политическим куратором этой преступной группировки. Лужкову принадлежал так называемый "теневой портфель" – он отвечал за политические аспекты операций московского мафиозного криминалитета. А это значит, что мэр был центральной фигурой, координировавшей повседневную деятельность мира организованной преступности в столице – в основном  через деловые интересы его жены в хорошо организованном и контролируемом преступностью строительном бизнесе – с участием государства. Но поскольку московская мафия - это важнейшая часть вездесущей теневой экономики России, а следовательно, и государственной власти, и поскольку Лужков умел влиять на синдикат, он был, по сути дела, личностью неприкосновенной. Он также стал полезен для Кремля, поскольку  обеспечивал в Москве голоса в пользу тех кандидатов, которые были преданы правящей власти.

Деловые связи с московской организованной преступностью обеспечивали огромный политический и финансовый успех самому Лужкову и его жене Елене Батуриной, которая стала единственной женщиной-олигархом в России, а по версии журнала Forbes также третьей богатейшей женщиной в мире, добившейся всего собственными силами. Однако в последнее десятилетие Путин старательно усиливал контроль над всеми рычагами власти в России, включая организованную преступность. В связи с этим личная власть Лужкова над московской мафией стала скорее недостатком, чем преимуществом, так как благодаря ей важная часть российской экономики оказалась в руках одного человека – вернее, одной семейной пары.

Поэтому Кремль в конце 2009-го – начале 2010-го годов решил обезличить связь Лужкова и московской организованной преступности, создав вместо нее некий постоянный, неформально узаконенный "теневой кабинет" в рамках московской мэрии. Этот кабинет должен играть ту роль политического куратора в интересах организованной преступности, которую играл Лужков. Таким образом, связь государства с московской мафией сохраняется, а мэр оказывается в стороне. Главным элементом данного плана была отставка Лужкова.

Путин давно хотел избавиться от Лужкова, но боялся утратить контроль над московской организованной преступностью и опасался, что мэр воспользуется своими связями с мафией, чтобы нанести ответный удар. Кроме того, Лужков был хорошо всем известен и проявлял политическую лояльность. В прошлом это также очень сильно мешало его изгнанию, хотя в последние годы он стал давать намного меньше голосов московского электората прокремлевским партиям.

Отставка Лужкова показывает, насколько прочно Кремль утвердился в мысли о том, что он не может больше зависеть от одного человека в деле контроля за криминальными элементами мощной организованной преступности Москвы. Кремль считает, что вместо этого он в состоянии создать формально установленные механизмы контроля, гарантирующие лояльность государству на будущее.

Источник