Общественно-политический журнал

 

Путинская катастрофическая спираль

Одним из последних знаковых событий уходящего года стало очередное ужесточение введенных Россией мер против Турции. Россияне уже привыкли к бесконечной череде санкций и контрсанкций. Конфронтационная политика путинского руководства, которую оно ведет в последние годы, втягивает в воронку противостояния с Россией все новые страны. Причем каждый внешнеполитический конфликт немедленно становится инструментом воздействия на российское общественное мнение.

 Государство дает СМИ команду "фас!", после чего те заряжают население ненавистью к очередному "коварному противнику". Согласно исследованию компании "Медиалогия", в конце 2015 года Турция сменила Украину в качестве главного врага в российских СМИ. Эта ситуация мгновенно отразилась на результатах социологических опросов. По данным ФОМ, почти треть населения стала в последнее время хуже относиться к туркам, примерно 70 процентов россиян оправдывают запрет принимать на работу турецких граждан. Государственная социологическая служба приводит еще более показательные цифры: согласно ее опросам, отношение к Турции ухудшилось у около трех четвертей респондентов.

Еще недавно Россия была с Турцией во вполне дружественных отношениях. Турецкий бизнес присутствовал во многих ключевых секторах экономики, от строительства до автомобилестроения. Относительно дешевые турецкие товары пользовались спросом населения. Планировались совместные масштабные проекты в газовой сфере. Турция была излюбленным местом отдыха российского среднего класса.

И вот, буквально за несколько недель в результате путинских санкций все это пошло прахом. В ситуации, когда российская экономика и так страдает от ограничений, введенных западными странами, очевидно абсурдно было отказываться от такого важного внешнеэкономического партнера. Крах российско-турецкого сотрудничества принес россиянам проблем не меньше, а, возможно, даже больше, чем туркам.

 Зачем же нужен был этот странный экономический самострел? Конечно, есть у него и иррациональные причины: имперская спесь российского руководства, путинская пацанская, то есть хулиганская мораль (помните - "бить надо первым", "отбуцкать за углом", "кое-что отрезать, чтобы больше не выросло" и т. д.?).

 Но главное все же не это. "Турецкий гамбит" Путина - часть сознательной политики по созданию в стране атмосферы осажденной крепости. Эту политику можно назвать "путинской катастрофической спиралью": нарастание у населения материальных проблем заставляет власть, стремящуюся отвлечь от них электорат, идти на внешнеполитические авантюры. Они, в свою очередь, вызывают дальнейшее ухудшение экономического положения, требующее новых военно-патриотических отвлекающих маневров.

 Российское руководство стало заложником этой последовательности. Если оно остановится - потеряет поддержку в обществе, столкнется с массовым недовольством "очухавшихся" от патриотического угара граждан. Поэтому власти необходимы все новые авантюры.

Совсем необязательно, что их объектом останется Турция - возможно, российское руководство смирится с тем, что ему не удается поставить турок на колени. Новым врагом может стать кто угодно. Одно не понравившееся путинскому режиму действие на мировой арене, и любая страна - уже "патентованный" СМИ враг России. Судя по пропаганде, среди кандидатов во враги - Польша, страны Балтии, да и вообще любые союзники США - главного мирового зла в шизокартине мира, навязываемой российским гражданам (ведь и турки, по словам Путина, всего лишь хотели "лизнуть американцев").

Что остановит сползание страны к катастрофе? Выборы не в состоянии ничего изменить. Очевидно, что власть допустит к ним только удобных ей спарринг-партнеров. При скольжении по путинской спирали падение уровня жизни населения не ведет к увеличению его протестного потенциала. Поэтому массовые протесты маловероятны. В их возможность не верит больше трех четвертей россиян, 80 процентов респондентов не готовы в них участвовать.

 Действительных реформ "сверху" также ожидать не приходится - разве что имитацию движения к ним, в том числе с помощью демонстративного возвращения Кудрина в правительство. Но реальная политика страны при этой власти принципиально измениться не может. Для чекистской правящей верхушки любые демократические реформы - проявление слабости, "путь Горбачева", ведущий к развалу государства и капитуляции перед Западом.

 Российские власти будут идти по пути нарастающего противостояния с внешним миром, пока не нарвутся на крупное военное поражение и/или экономический коллапс. Только в этом случае "спираль" сломается: Путин потеряет харизму победителя, элиты расколются, а население освободится от зомбирующего воздействия пропаганды.

Игорь Эйдман